ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Матеріали для курсової

Головна » Матеріал » Мистецтво та мистецтвознавство » Загальна історія мистецтва

Изобразительное искусство первой половины XII династии
31.03.2014, 15:38
Отмеченное выше стремление следовать искусству Древнего царства проявляется в начале XII династии, в первую очередь, на памятниках официального изобразительного искусства. Примером могут служить росписи на стенах вырубленной в скалах фиванского некрополя гробницы современника Сенусерта I везира Антефокера и его жены Сенет. Почти для каждой сцены этих росписей можно найти прототипы в искусстве Древнего царства. Так, сцена охоты Антефокера в пустыне в основных чертах повторяет аналогичное изображение из заупокойного храма фараона Сахура. Основную часть композиции и там и тут занимает загон со зверями. Перед воротами загона в такой же позе, как Сахура, бежит Антефокер; за ним идет оруженосец, показанный вдвое ниже. Загон со зверями на росписи гробницы Антефокера почти идентичен загону на рельефе из храма Сахура: звери расположены рядами, песчаные холмы трактованы в виде неровной полосы с точками и отдельными низкими растениями; повторяются даже группы зверей — собака, загрызающая опрокинутую на спину газель, собака, хватающая за заднюю ногу антилопу, пронзенный стрелами бык, падающий против входа в загон, пары антилоп и газелей, гиена, пытающаяся перегрызть ранившую ее стрелу. Как на рельефе Сахура, среди песчаных холмов загона Антефокера прячутся ежи, прыгают зайцы, бегут лисицы. Статуи первых фараонов XII династии также во многом близки аналогичным памятникам Древнего царства: сохраняются те же типы скульптур, те же основные иконографические черты. Небольшой по сравнению с туловищем клафт не дает, как и раньше, общей линии контура головы и плеч; верхняя линия головы по-прежнему слегка выпукла и не имеет характерных для более поздних статуй впадин перед боковыми лопастями клафта, идущими совершенно прямо; форма сторон трона прямоугольная, типичная для тронов VI династии. Постепенно в иконографии фараонов первой половины Среднего царства появляется ряд изменений: толстые нагрудные лопасти клафта, сгибающиеся теперь почти у самого плеча (а не на уровне уха, как в Древнем царстве) и повторяющие линии плеч; двойная штриховка платка узкими и широкими полосами; широкое тело урея и в особенности важная новая деталь — впервые четко выработанная еще одна линия сгиба клафта — височная, придающая законченность и четкость общему виду головного убора. При анализе царской скульптуры времени XII династии существенным является вопрос о назначении различных статуй. Поэтому очень важно отметить, что, наряду с заупокойной и хеб-седной скульптурой, теперь царские статуи ставились в храмах, посвященных богам. Следовательно, эти  Всеобщая история искусства. Курс лекций -119- Лекция 11. Изобразительное искусство Древнего Египта времени Среднего царства (4 ч.) ТЕМА 5. АРХИТЕКТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЕГИПТА ВРЕМЕНИ СРЕДНЕГО ЦАРСТВА статуи не были уже скрыты в замурованных сердабах или в залах заупокойных храмов, посещавшихся крайне ограниченной группой людей. Назначение их было новое: они являлись теперь памятниками, прославлявшими живых правителей страны. В этом заключался шаг первостепенной важности, внесший огромные возможности для дальнейшего развития царской скульптуры и открывший придворным художникам путь к некоторому освобождению от сковывавших их традиций. Появление подобных памятников было связано с иным, по сравнению с Древним царством, положением фараона в рассматриваемый период. Стремясь доказать правомочность обладания престолом, цари XII династии прибегали для утверждения своего авторитета к различным мерам. Сенусерт I посвятил в Карнакский храм статуи фараонов не только XI династии, но и Древнего царства, тем самым провозглашая себя их законным преемником. В храмах появляются колоссальные статуи правящих фараонов, закрепляющие в сознании обитателей самых отдаленных областей долины Нила представление о новых властителях как о могучих царях, объединителях Египта и завоевателях окружающих стран. Новое назначение статуй определило и их новые формы. Памятник, прославлявший определенного властителя, требовал большего внимания к индивидуальному образу. Эти изменения уже ясно видны при сопоставлении различных статуй Сенусерта I. Так, голова сфинкса Сенусерта I из Карнака выполнена еще в традициях фиванского искусства XI династии. Как на статуе Ментухотепа I, условные, очень широкие полосы бровей и век попрежнему идут параллельно краю платка, образуя прямую линию над плоскими глазами, причем полосы век продолжаются на висках. Орбита не чувствуется, глазное яблоко почти не моделировано. Рот схематичен и невыразителен; контуры толстых губ выполнены одной линией и имеют очертания почти правильного удлиненного овала. Все лицо производит впечатление безжизненной маски. В заупокойных статуях Сенусерта I из Лишта трактовка и лица, и тела мягче, без резких линий, глаза, хотя и плоские, поставлены прямо, значительно более разработана моделировка рта и щек. Однако и сфинкс Сенусерта I и его статуи из Лишта принадлежат к произведениям, дающим идеализированный приподнятый образ фараонабога. Памятники же времени Сенусерта II решены иначе, с явным стремлением передать основные портретные черты фараона. Глаза поставлены наклонно и углублены в орбиты под выпуклыми резкими линиями бровей. В моделировке лица начинает ощущаться костяк, отмечаются выпуклости лба, скулы. Условные брови и веки уже не параллельны линии головного убора: вместо прежней прямой, широкой полосы брови теперь изгибаются над глазом, опускаясь с одной стороны к переносице, а с другой к виску, что еще больше подчеркивает глаз и усиливает его глубину. Постановка и общий контур фигуры царя остаются в  Всеобщая история искусства. Курс лекций -120- Лекция 11. Изобразительное искусство Древнего Египта времени Среднего царства (4 ч.) ТЕМА 5. АРХИТЕКТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЕГИПТА ВРЕМЕНИ СРЕДНЕГО ЦАРСТВА прежних рамках, однако пластическая моделировка тела дана с анатомической точностью. Новые черты, проникавшие в царскую скульптуру, занимали все более прочное положение. Постепенно они стали проявляться и на заупокойных статуях фараонов, и самые поздние из заупокойных скульптур Сенусерта I, найденные в Лиште в 1914 г. в гробнице Имхотепа, хранителя царской печати и верховного жреца города Ону, значительно отличаются от более ранних по времени статуй. Эти скульптуры изображают фараона идущим с посохом в руках. Лица, явно портретные, отражают новые искания: брови идут дугой, несмотря на рельефные условные полосы, продолжающие веки, рот большой, дана моделировка щек и глазных яблок. Заупокойные скульптуры знати в основном следовали царским памятникам, как это видно, например, по статуе верховного жреца бога Птаха Сенусертанха, современника Сенусерта I. Сделанное резцом опытного мастера, хорошо знавшего анатомию, это произведение выдержано в рамках официальной традиции. Лицо статуи жреца отчасти передает индивидуальные черты, но лишено выразительности из-за условных полос бровей, недостаточной проработки глаз. Иногда на скульптурах частных лиц отмечается возраст изображаемого человека, как это можно видеть на скульптурной группе мемфисских жрецов Схотепибраанха и его сына Небпу. Скульптор сумел удачно противопоставить молодому лицу Небпу, с крепкими мускулами, гладкой кожей и энергичным ртом, обрюзгшее, изрезанное глубокими морщинами лицо отца с характерно опущенными углами старческого рта. Эта группа исключительно важна для определения путей развития скульптуры Среднего царства. Уникальными образцами мелкой скульптуры этого времени, заразительными своими натуралистичными элементами, являются четыре костяные фигурки пляшущих демонов, найденные в Лиште, в гробнице девушки Хепи, современницы Сенусерта I. Статуэтки были укреплены на общей подставке так, что они могли двигаться. Они лежали у входа в погребальную камеру и, видимо, должны были предохранять вход от злых сил. Облик этих фигурок необычен. Скульптор великолепно передал движение — фигурки явно приседают в пляске. Согнутые ноги, своеобразные жесты, различный наклон голов и особенно выразительные лица с открытыми, точно поющими ртами и гримасами — все это поражает непривычной живостью. Лица фигурок различны; очень тонко и тщательно отмечены детали — впадины щек, веки, складки кожи на лбу, под глазами, в углах глаз и губ. Разумеется, реалистически трактованные произведения не могли не оказать своего влияния и на официальное искусство. Однако гораздо важнее в этом отношении была деятельность местных художественных центров, развивавшихся в течение XX в. до н. э. при дворах номархов и представлявших собой очень интересное явление.
Категорія: Загальна історія мистецтва | Додав: koljan
Переглядів: 322 | Завантажень: 0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП