Статистика
Онлайн всього: 6 Гостей: 6 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
Типы царских скульптур Древнего царства
| 31.03.2014, 15:29 |
Репертуар официальной скульптуры Древнего царства включает царские изображения нескольких канонических типов, каждый из которых исполнялся в соответствии с особенностями конкретного ритуала, для которого он и был предназначен. Каждый важный момент жизни божественного правителя от рождения до коронации и, в конце концов, вхождения в сонм богов, был запечатлен в скульптурном убранстве храма. Значительное место в храме уделялось ритуалу коронации и празднованию хеб-седа фараона. Таким образом, каждый тип статуи имел специфическое место внутри погребального комплекса, каждому типу изображений соответствовали специфическое одеяние и атрибуты. Самыми ранними были три типа царских статуй, изображающие: царя, стоящего с вытянутой вперед левой ногой (шагающего), руками, опущенными вдоль туловища, в коротком набедренном одеянии, оплечье, в короне Южного или Северного Египта. Выставленная вперед левая нога свидетельствует о вечной возможности фараона выходить из гробницы и участвовать в ритуалах, обеспечивающих процветание стране; правителя, стоящего, одетого в праздничное одеяние, с поставленными близко друг к другу ногами и скрещенными на груди руками,
Всеобщая история искусства. Курс лекций -97-
ТЕМА 4. АРХИТЕКТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА ВРЕМЕНИ ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА
Лекция 9. Изобразительное искусство Древнего Египта времени Древнего царства (4 ч.)
держащими скипетр и посох. Впоследствии этот тип скульптур трансформируется в тип осирических статуй; царя, сидящего. В рамках этого типа можно выделить несколько разновидностей царской скульптуры: o сидящий на троне фараон в хеб-седном одеянии, с немесом на голове, накладной бородой; o сидящий на троне фараон в коротком опоясании и короне Верхнего или Нижнего Египта; o сидящий фараон в царском опоясании со сложенными на коленях руками, причем кисть одной руки может быть сжата в кулак, а другой открыта, или обе руки лежат ладонями вниз. Этот тип статуй царя на троне был распространен на протяжении всей истории египетского искусства. В период Древнего царства появляются статуи, изображающие царя с божествами и царя с членами семьи. Статуи коленопреклоненного царя с двумя жертвенными сосудами в руках являлись частью скульптурных групп, вероятно, они помещались перед изображением божества и изображали момент принесения фараоном жертв с тем, чтобы бог обеспечил процветание и благоденствие стране, здоровье и долголетнее правление фараону. Изображения царя в виде сфинкса появились при IV династии. Этот тип статуарного изображения объединил голову человека с телом льва. Для всех скульптур фараонов были характерны неподвижность и покой, что достигалось строгим соблюдением фронтальности и симметричности в построении фигур. В качестве репрезентантов официальной скульптуры можно выделить: статую фараона Джосера из заупокойного комплекса в Саккаре, представляющую правителя сидящим на троне в хеб-седном одеянии, в немесе, с длинной накладной бородкой. Из-под плаща фараона видны руки – левая лежит ладонью вниз на коленях, правая согнута в локте и прижата к груди; статуэтку Хуфу, сидящего на троне в коротком ритуальном одеянии в красной короне Нижнего Египта из слоновой кости; статую фараона Хафра из его долинного храма в Гизе. Царь изображен сидящим в коротком ритуальном опоясании. Голова Хафра покрыта немесом, за ним изображен Гор, в виде сокола, оберегающий царя. Статуя высечена из диорита, имеет в высоту 168 см. Скульптура сделана в соответствии с требованиями древнеегипетского канона. Исследование художественного образа, выстраивающегося в идеальном отношении статуи фараона Хафра и зрителя, показало, что данное творение выступает репрезентантом модели Мироустройства, раскрываемой четырьмя предельно общими понятиями «природа», «человек», «социум», «Бог». Объем понятия «природа» раскрывается в художественном образе через идеальное отношение зрителя с материалом и формой статуи. Материал диорит - магматическая каменная порода, состоит из нескольких минералов. Это камень, дающий очень красивый декоративный эффект при тщательной шлифовке и полировке. Материал репрезентирует разнообразие и красоту,
Всеобщая история искусства. Курс лекций -98-
ТЕМА 4. АРХИТЕКТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА ВРЕМЕНИ ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА
Лекция 9. Изобразительное искусство Древнего Египта времени Древнего царства (4 ч.)
силу и мощь «про-изведений» первой природы, являет результат деятельности магматических горячих потоков под земной корой, визуализирует внутренние подземные силы. Форма статуи несет на себе отпечатки «глыбовости»: утяжеленная нижняя часть в противовес облегченной верхней, «ступенчатость», массивность формы напоминают рельеф земной поверхности. Раскрывая объем понятия «природа», художественный образ статуи Хафра репрезентирует также технику работы с камнем и технологию изготовления скульптуры в Древнем Египте. Специфика работы с диоритом состоит в том, что эта магматическая порода содержит вкрапления других минералов различной твердости и предполагает некоторые сложности в ее обработке. Египетские мастера блестяще справились с этой задачей. Статуя Хафра никогда не была раскрашена, в отличие от подавляющего большинства древнеегипетских скульптур: бережное отношение к грозным внутриземным силам, необходимость их визуализации предполагали тщательную обработку материала (шлифовку и полировку), но не раскрашивание. Одной из важнейших особенностей технологии изготовления статуй в Древнем Египте было частичное сохранение границ каменного блока, из которого высекалась скульптура. В статуе Хафра эти фрагменты «первой природы» обозначены очертаниями трона фараона. Объем понятия «человек» разворачивается в художественном образе статуи движением от конкретного, единичного к общему. Сначала зрителем узнается единичная модель – правитель Хафра, живший в Древнем Египте, выделяются его портретные характеристики. Затем через облачение (клавт, схенти, накладная борода), а также через демонстрацию мускулистого, мощного торса представляются такие качества модели, как сила и мощь правителя единого, благополучного, сильного государства. Следующий этап становления художественного образа – выстраивание модели человека вообще, актуальной и для современных зрителей. Явлен эталонный человек, выступающий посредником между миром богов, представленным божеством-соколом Гором, и миром земным, символически обозначенным квадратом основания трона. Гор репрезентирует в данном случае всех божеств, в Древнем царстве он служил детерминативом общего слова "бог". Сокол, осеняя своими крыльями голову Хафра, как бы обозначает самую важную часть человека. Именно в голове, по представлениям древних египтян жила душа человека, именно голову научились мумифицировать египтяне в первую очередь, чтобы не утратилась связь с богами, чтобы посредник был всегда. В этом случае можно говорить о посреднических функциях и праве на божественную защиту каждого человека. Посредническая функция подчеркивается также акцентированием ушей фараона. Фараон представлен «слышащим» молитвы людей и волю богов. Визуализируя объем понятия «человек», художественный образ статуи предлагает зрителю репрезентативный портрет древнеегипетского фараона как мощного, сильного, здорового царя, способного управлять государством.
Всеобщая история искусства. Курс лекций -99-
ТЕМА 4. АРХИТЕКТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА ВРЕМЕНИ ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА
Лекция 9. Изобразительное искусство Древнего Египта времени Древнего царства (4 ч.)
Раскрытие объема понятия «социум» происходит одновременно в двух аспектах – актуально-историческом и общечеловеческом. С одной стороны, персонаж представлен как конкретный правитель государства (древнеегипетский фараон) и снабжен соответствующими атрибутами (клавт, схенти). Художественный образ, предлагаемый произведением зрителю, подчеркивает роль Хафра как правителя единого государства, состоящего из двух частей. На это указывает иероглиф «sema» - «объединение» на боковых сторонах трона фараона. Таким образом, Хафра представлен как объединитель страны Кемет и залог этого государственного единства. Художественный образ декларирует: пока на троне Хафра, Египет будет единым и непобедимым. С другой стороны, художественный образ, возникающий в идеальном отношении зрителя и данного художественного творения, репрезентирует иной социум. Это именно тот, священный, сакральный социум, который необходимо было скрыть от непосвященных, потому статуя и была помещена в специальный сердаб, открывающий только ее глаза и уши. Этот сокрытый социум представляет собой модель Мироустройства, объединяющую три мира: мир тяжелый и таинственный, дотварный, репрезентируемый массивным кубом трона, имеющий потенцию раскрыться, развернуться, поскольку из него проступают элементы, определяемые как фрагменты тел хищных животных; мир тварный, представленный эталонным человеком, во всей его красоте и мощи; мир нетварный, репрезентируемый фигурой бога Гора, «сокола, пронизывающего мировое пространство», отвечающего за смену времен года и времени суток, главного божества в период IV династии, простирающего крылья над всем Мирозданием. В этом случае иероглиф «объединение» может быть прочитан как модель Мироустройства, представляющая: - то, что было до сотворения мира (первоначальный холм), - сам акт творения мира (соитие мужского и женского начал), - мировую ось, представленную также фигурой фараона, - мир сотворенный, - мир верхний, божественный, явленный в виде распустившихся бутонов растений. Такая модель Мироустройства является универсальной, характерной не только для египетской религии, но для большинства религиозных систем, а потому – актуальной и для современных зрителей. На этом этапе художественный образ статуи Хафра, представляя объемы понятий «человек» и «социум», репрезентирует также особенности социального устройства Древнего Египта как двуединого государства, управляемого великим фараоном, поддерживающим единство этой территории, и целый ряд особенностей религии и мифологии Египта, таких как священная трехчастная модель Мироустройства, божественное
Всеобщая история искусства. Курс лекций
-100-
ТЕМА 4. АРХИТЕКТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА ВРЕМЕНИ ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА
Лекция 9. Изобразительное искусство Древнего Египта времени Древнего царства (4 ч.)
покровительство, дарованное каждому человеку, роль правителя как посредника между богами и людьми. Разворачивание объема понятия «Бог» происходит через восстановление отношения человека и абсолютного начала, через связывание мира божественного (нетварного) и мира человеческого (тварного). Бог в образе сокола Гора, осеняющий своими крыльями фараона, задает начало божественному предписанию, эманации божественной энергии, «стекающей» в мир человеческий. Линии эманации легко прочитываются как при рассмотрении скульптуры в фас (через лопасти клавта и плечи фараона), так и в профиль (через крылья Гора, лопасти клавта, руки и колени фараона). Кроме того, эманация божественной энергии не хаотична, а строго упорядочена и обозначена в композиционном строе статуи посредством трех пересекающихся эллипсов: меньший обрамляет голову и клавт фараона, нижняя граница среднего подчеркивается лежащими на коленях руками фараона, третий, больший, включает нижнюю часть трона и ноги Хафра. Упорядоченность божественной эманации зафиксирована также наличием вертикальной оси. Модель Мироустройства, предлагаемая зрителю, в этом отношении является не сугубо древнеегипетской, а универсальной, актуальной и по сию пору. Художественный образ, при разворачивании объема каждого из предельных понятий, раскрывается в двух аспектах – актуальноисторическом и общечеловеческом. триады правителя Микерина с божествами из заупокойного храма Микерина в Гизе. Фараон представлен в позе «шага в вечность» (с отставленной вперед левой ногой) в центре композиции, между божествами. Справа от фараона, предположительно, - богиня Хатор, слева – одна из персонификаций божества-покровителя нома Диосполис (нома, из которого происходит Микерин). Лицо царя портретно, тело идеализировано, мускулатура мощного тела необычайно развита. Композиция триад построена так, что подчеркивается, с одной стороны, покровительство, оказываемое фараону богами, а, с другой стороны, преимущественное положение царя по отношению к божествам. |
Категорія: Загальна історія мистецтва | Додав: koljan
|
Переглядів: 434 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|