Статистика
Онлайн всього: 5 Гостей: 5 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
Древнеегипетский канон
| 31.03.2014, 15:28 |
Канон – это свод художественных правил, способствующих выявлению локальных черт в изобразительном искусстве, присущих именно данной культуре, и закреплению их в памятниках. Основу канона составляют пропорциональные соотношения – определенная, упорядоченная для каждого типа изображений система пропорциональных величин. Слово «канон» в переводе с греческого означает «закон», «правило», «образец». Термины, имеющие такой смысл, в египетских текстах употреблялись в значении невысказанной мысли, подобно Сиа, которая зародилась у бога Тота. Будучи произнесенной, мысль претворялась в образе храма, сооруженного по прообразу, задуманному в мысли, статуи или рельефа. Воплощение замысла древнеегипетского мастера должно было облекаться в каноническую схему – план храма или гробницы, тип статуи, композиция рельефного или живописного произведения. Термин «образец» или «правило» заключал в себе также оттенок, связанный с представлением о правильном жизненном пути, о правильном ведении жизни, то есть со своеобразным предписанием, о Космическом порядке. Канон в его сакральном осмыслении представлялся некоторой универсальной системой, в которой воплощены вечные, священные формулы изображения. Обязательность следования правилам канона приводила к тому, что сам творческий процесс уподоблялся священнодействию, ибо боги, по мнению египтян, были первыми творцами искусства. Если бы определение канона было сформулировано египетскими мастерами, то оно бы представляло канон как законы постижения божественной мудрости и создания произведений искусства в соответствии с первообразом. Носителем канона как системы «образцов» или «правил» были жрецы, сочетавшие духовный сан с профессиональным занятием искусством. Жрецы-художники были хранителями традиций, передавая их из поколения в поколение, причем сами традиции расценивались не только как некий обобщенный свод необходимых правил, писанных и неписаных, но и как нечто священное, овеянное духовной силой и сообщаемое людям в качестве божественного откровения. Канон как священное знание способствовал выявлению индивидуальности автора. Мастер, не занимаясь поисками композиции, проявлял свою индивидуальность в манере осмысления образа, в раскрытии его внутреннего содержания. Однако сокровенное знание канона не могло быть всеобщим достоянием, поэтому для рядовых мастеровисполнителей существовали специальные образцы-модели, которым они обязаны были следовать. Канон древнеегипетского искусства включал в себя широкий круг понятий, объединяя композицию памятников, иконографию образов, художественные средства их воплощения. Многогранная сущность канона
Всеобщая история искусства. Курс лекций -95-
ТЕМА 4. АРХИТЕКТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА ВРЕМЕНИ ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА
Лекция 9. Изобразительное искусство Древнего Египта времени Древнего царства (4 ч.)
охватывает все виды древнеегипетского искусства, закладывая основу их органического синтеза. Все без исключения памятники изобразительного искусства древних египтян построены в соответствии со структурой пропорций, составляющих шкалу из восьми величин, которые получены из девятой – исходной, соответствующей максимальному размеру всей композиции. Суть канона в том, что пропорциональные величины образуют стройную и строгую систему соответствия между размером всей композиции и каждого ее элемента. Геометрические построения позволяют определить восемь пропорциональных величин, которые в порядке убывания располагаются следующим образом: М (АС), A, C, S, O, N, E, J, R. Высчитать эти величины можно по пропорции АВ/ВС=АС/АВ, где АС – максимальная величина, АВ получается путем деления отрезка АС в золотом сечении. А само золотое число Ф = 1,618…, что при написании в виде натуральной дроби приблизительно получится 5/3, 8/5, 13/8, 21/13 … При этом, числовые значения получены в безразмерных величинах, допускающих использование любых единиц измерения, будь то локоть, стопа, кулак, употребляющийся в Древнем Египте, или современная метрическая система. Нет никаких документальных данных, подтверждающих использование египтянами системы пропорциональных величин, но их присутствие прослеживается во всех памятниках Древнего Египта, начиная с пирамид и кончая любым произведением малых форм. В древнеегипетских памятниках человеческая фигура практически всегда изображалась целиком. Лишь очень небольшое число произведений выходит за пределы этого правила (гизехские головы, скульптурные модели – т.е. вещи вспомогательного назначения). Отсюда и в пропорционировании фигуры мастер исходил из целостного ее осмысления, ведя расчет пропорциональных величин соответственно полному росту. Начиная со времени Древнего царства и кончая эпохой Саиса, в Египте существовала система измерения, согласно которой высота стоящей или сидящей фигуры укладывалась в 18 квадратов, причем верхняя линия 18-го квадрата приходилась на уровень середины лба, так что вся фигура в полный рост выходила за пределы сетки. Согласно этой системе локоть измерялся длиной ладони от кисти до большого пальца. В связи с этим малый локоть состоял из шести ладоней, которые трижды укладывались в фигуре, соответствуя 18-ти квадратам. Механическая конструкция сетки распространялась лишь на изображения человеческой фигуры, отчасти – животных, построение композиций и не затрагивала памятников архитектуры, будучи неприемлемой для них, поскольку архитектурные сооружения требуют точного, а не приблизительного расчета. |
Категорія: Загальна історія мистецтва | Додав: koljan
|
Переглядів: 562 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|