Статистика
Онлайн всього: 11 Гостей: 11 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
Пирамида Хуфу как репрезентант культуры Древнего Египта
| 31.03.2014, 12:03 |
Пирамида Хуфу является самым большим каменным зданием мира. Иногда ее называют Большая пирамида. В древности ее высота достигала 147 м. За минувшие столетия пирамида укоротилась на 7,5 м, так как с нее, вопервых, содрали великолепную каменную облицовку, а, во-вторых, долгие годы арабы, на потеху богатым туристам, обламывали с верхушки пирамиды куски камня и бросали вниз. Пирамида построена из известняка. Сторона квадратного основания Большой пирамиды равна 233 м, а площадь основания превышает 54 тыс. мІ. Общий объем всего сооружени я – 2 500 000 м Сложена пирамида из 2 300 000 каменных глыб весом свыше і. двух тонн каждая. Отдельные блоки весят до 30 тонн. Отшлифовано свыше 14 млн поверхностей. Отшлифованные поверхности тщательно пригнаны друг к другу. Пирамида сложена без применения связующего раствора. Внутреннее пространство пирамиды Хуфу представляет собой сложную систему помещений. Узкая входная галерея спускается наклонно до площадки, откуда расходятся два коридора: один идет в подземную камеру,
Всеобщая история искусства. Курс лекций -87-
ТЕМА 4. АРХИТЕКТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА ВРЕМЕНИ ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА
Лекция 8. Архитектура Древнего Египта времени Древнего царства (4 ч.)
другой поднимается на высоту 33 м, разветвляясь на две галереи. Большая галерея длиной 50 м ведет в погребальную камеру, уступчатый потолок которой производит впечатление ложного свода. Погребальная камера пирамиды и ближайшая к нему уникальная по красоте и масштабам галерея были облицованы гранитом, остальные коридоры – известняком лучшего качества. Верхний храм пирамиды Хуфу был обнесен массивной стеной; проход, соединявший его с нижним храмом, открывался в большой двор, окруженный портиками. В глубине двора находился зал, имевший форму огромной ниши с двумя рядами колонн, за которыми была молельня с культовыми статуями царя. Из двора по обеим сторонам колонного зала шли проходы в кладовые, а в конце правого прохода имелся выход во двор пирамиды. Колонны гранитные, четырехгранные. Двор вымощен базальтовыми плитами. В заупокойном храме применяются свободностоящие колонны. За пределами верхнего храма в известняковом плато были вырублены продолговатые углубления, в которых находились замурованные ритуальные ладьи фараона, имевшие в длину более 40 м. Одна из них, вероятно, служила для перевозки тела Хуфу в день погребения, четыре остальные предназначались для его небесного посмертного плавания к богам севера, юга, запада, востока. Предположительно строителем пирамиды Хуфу был племянник фараона Хемиун. Пирамида Хуфу или Великая пирамида в Гизе как произведение искусства может быть рассмотрена в трех аспектах: 1) Как модель эталонного человека. Пирамида есть единое, состоящее из множества частей. Каждая из этих частей, находясь на своем месте, работает. Каждый человек есть целостный организм, в котором множество отдельных составляющих (органов, атомов), но эти отдельные составляющие могут жить и работать только все вместе. Если одна из таких составляющих не работает, то целостность организма разрушается. Точно так же, если нарушить целостность пирамиды, она начнет разрушаться. Пирамида имеет основание (максимально конечное, единичное и минимально бесконечное, общее, максимально распространенное вовне) и вершину (минимально конечное и максимально бесконечное, божественное, минимально проявленное в реальности). И образцовый человек является особенным, т.е. соединяет основание (плоть, земное, единичное) и вершину (душу, божественное, общее). Вершина (душа) – точка, проявленная вовне менее всего, но именно она имеет свойство разворачиваться в бесконечность, именно она является тем, что делает человека человеком, именно она дает возможность соединения с духом, с Абсолютом. Основание (тело) – максимально проявлено в человеке, но оно минимально значимо для становления человека, решения его смысложизненных проблем, нахождения возможности соучастия и самоутверждения человека в мире.
Всеобщая история искусства. Курс лекций
-88-
ТЕМА 4. АРХИТЕКТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА ВРЕМЕНИ ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА
Лекция 8. Архитектура Древнего Египта времени Древнего царства (4 ч.)
Если говорить об эталонном человеке Древнего Египта, то это – фараон. Именно фараон как целое, состоящее из множества разнообразных качеств, объединяющее конечное (человеческое) и бесконечное (божественное) был тем образцом, приблизиться к которому стремился каждый египтянин. Именно в фараоне как в эталонном египтянине, как в муже страны Кемет и отце египетского народа, были сконцентрированы эталонные качества всех египтян. И наоборот, каждый египтянин как «дитё фараоново» нес в себе частичку этого эталона. Но пирамида была не только образцом эталонного человека (фараона), она также была камертоном, настраивающим каждого встречающегося с ней на особый лад, на специфическое отношение к своей плоти и душе, на подчинение плоти душе, на прислушивание к бесконечному, общему, божественному. В таком случае, Великая пирамида и сегодня являет всем приезжающим к ней эталон человека, актуальный не только в Древнем Египте, но и в наше время. 2) Как репрезентант эталонного государственного устройства, выстроенного ступенчато и имеющего не только прагматическую, но и сакральную функцию. Пирамида в ее сегодняшнем виде, без облицовки, предстает истинной, показывающей свое ступенчатое устройство, в котором каждый каменный блок находится на своем строго определенном месте и выполняет свою, присущую только ему функцию. И древнеегипетское общество было строго иерархически, ступенчато устроено. Каждый слой общества, как и каждый слой пирамиды, был на своем месте, и только на этом месте он мог максимально проявить себя в качестве самоутверждающегося и соучаствующего в мире субъекта. Поэтому облицовка пирамиды, которая скрывала ее ступенчатость, одновременно скрывала и суть устройства египетского государства от непосвященных глаз. Такое сокрытие истинного устройства социума египтян требовалось в силу его сакральности, божественности, дарованности египтянам богами. Пирамида имеет основание, символизирующее самый нижний слой египетского социума, и вершину – фараона. Но вершина (фараон) становится вершиной только благодаря тому, что есть основание, для которого она вершина. С другой стороны, основание становится основанием только тогда, когда присутствует вершина, делающая его основанием, собирающая его. Вершина и основание, как и фараон и народ, не могут существовать друг без друга и становиться сами по себе вершиной и основанием. В каждом слое пирамиды как модели египетского общества присутствует особенное соотношение небесного и земного. Фараон (вершина) содержит наибольшее количество небесного, абсолютного, общего, поскольку является «сыном бога» и посредником между богами и людьми. В каждом нижележащем слое качество особенного, включающее в себя единичное и общее, человеческое и абсолютное, изменяется, становится все больше земного и меньше небесного, но, тем не менее, даже в самом нижнем слое как отдельном и единичное и общее присутствуют в определенной, строго выверенной, пропорции.
Всеобщая история искусства. Курс лекций
-89-
ТЕМА 4. АРХИТЕКТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА ВРЕМЕНИ ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА
Лекция 8. Архитектура Древнего Египта времени Древнего царства (4 ч.)
По сути, пирамида являет устройство не только египетского государства, но дает представление о государственном устройстве вообще. Ведь любое государственное устройство может быть охарактеризовано как отношение вершины (монарха, президента) и основания (подданных, народа). И в любом государстве именно вершина, его глава представляет особенное, содержащее максимум общего и минимум единичного. Каменные блоки в слоях пирамиды увеличиваются в размерах по мере приближения к ее вершине. А вершина пирамиды – пирамидион – является самым большим каменным блоком сооружения. Поэтому здесь можно говорить о моделировании роли различных социальных слоев в государственном устройстве Египта. Так верхние слои государственной иерархии более значимы, чем нижние, поскольку они как особенное содержат больше общего, божественного. Но представителей этих слоев меньше, чем представителей нижних слоев, потому что только единицам даровалось сокровенное знание Абсолютного. А вершина – фараон – служит максимальным проявлением божественного. Поэтому он один, так как только ему – сыну божества - может быть открыто то Абсолютное, что не открывается никому из людей. Основанием пирамидиона, составляющим верхний ярус кладки, являются два известняковых блока переходной между пирамидионом и остальными блоками пирамиды формы. С одной стороны, эти два блока имеют строго вертикальные (внутренняя) и горизонтальные (верхняя и нижняя) поверхности, как нижележащие кубические блоки, с другой стороны, - наклонные поверхности, как пирамидион. Здесь можно говорить о визуализации роли двух первых после фараона чиновников египетского государства – визирях юга и севера (Верхнего и Нижнего Египта). Эти чиновники, с одной стороны, состояли в близком родстве с фараоном, с другой стороны, были людьми, такими же, как остальные египтяне, т.е. не имели статуса «богочеловека». Именно эти два чиновника являлись соединяющим звеном между «сыном Ра» и простыми египтянами. Вершина пирамиды (пирамидион) имеет форму, повторяющую форму всей пирамиды. Возможно, так проявлена особенность роли фараона как государственного деятеля в Древнем Египте времени Древнего царства. Именно фараон собирал, концентрировал в себе все ступени государственного устройства Египта. Фараон отвечал перед богами за функционирование государства в целом, за бедствие, случившиеся в какомнибудь из номов Египта вследствие плохого выполнения одним из чиновников своих обязанностей. Поэтому фараон концентрировал в себе всю полноту государственной власти. Он был представителем египетского государства перед богами. В каждом горизонтальном слое качество особенного различно: чем ближе к вертикальной оси пирамиды, тем больше абсолютного, общего и меньше единичного, человеческого. В Великой пирамиде это подтверждается тем, что все главные внутренние помещения пирамиды, все три ее камеры расположены практически по вертикальной оси. Каждый камень в каждом слое пирамиды выполняет свою, только на него возложенную функцию и
Всеобщая история искусства. Курс лекций -90-
ТЕМА 4. АРХИТЕКТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА ВРЕМЕНИ ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА
Лекция 8. Архитектура Древнего Египта времени Древнего царства (4 ч.)
обладает присущими только ему качествами, как и каждый человек в составе социума является носителем особенного, только ему присущего соотношения единичного и общего. Но с другой стороны, каждый камень пирамиды, как и каждый человек, может проявить свои качества, выполнять свои функции только в отношении с другими. Поэтому наличие единого, целостности необходимо. 3) Как модель Космоса, представляющая мир божественный (нетварный) и мир человеческий (тварный) в их отношении. Угол при вершине пирамиды приблизительно равен є, что примерно равно углу, 77 образуемому при высыпании песка в песочных часах (из любого строительного справочника известно, что угол естественного откоса песка находится в пределах 35°-40°). Отсюда совершенно естественно возникает образ песочных часов, нижней половиной которых является реальная пирамида Хуфу, а верхняя часть свободно достраивается умозрительно. И точка, соединяющая эти две части – мир тварный (явленный) и мир нетварный (не явленный) - посредник между этими мирами есть фараон, несущий в себе в равной мере качества божественного и человеческого. И в пирамиде Хуфу место фараона особым образом обозначено – пирамидион, покрытый листовым золотом. С помощью использования золота – символа Солнца, символа Ра – подчеркивается божественное происхождение фараона, его особая роль во вселенском устройстве. Не случайной является облицовка пирамиды белым, тщательно отполированным, сверкающим на солнце известняком. Это есть визуализация эманации божественного, абсолютной энергии на землю. С другой стороны, также свободно и легко, как и разливание божественной энергии на землю, возможно собирание и вознесение человеческого к Абсолютному, т.е. имманация. Эманация и имманация энергии в пирамиде не хаотичны, а строго упорядочены. Этот порядок, Космос зафиксирован наличием центральной оси, проходящей через все тело пирамиды и собирающей энергию, и строгой ориентацией граней пирамиды по сторонам света. Многими исследователями отмечается, что все камеры Великой пирамиды находятся на ее центральной оси. Но ни одна из камер пирамиды (а все три камеры связаны с погребальным культом фараона) не находится строго на центральной оси. Они как бы обнимают, оборачивают, охраняют центральную ось. Так проявляется роль фараона как хранителя божественной, абсолютной энергии, пронизывающей пирамиду, являющейся осью пирамиды. В этом случае состояния пирамиды как «вещного» и пирамиды как «вещего» работают в противоположных направлениях. Пирамида как «вещное» концентрируется, кристаллизуется, самоутверждается, становится как материальная вещь, пирамида как «вещее» же, наоборот, растворяется, соучаствует, тает в воздухе. Этот процесс пульсации, концентрации и растворения происходит каждый момент времени и зафиксирован на множестве фотографий, представляющих пирамиду.
Всеобщая история искусства. Курс лекций
-91-
ТЕМА 4. АРХИТЕКТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА ВРЕМЕНИ ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА
Лекция 8. Архитектура Древнего Египта времени Древнего царства (4 ч.)
Поскольку все египтяне составляют эту сакральную модель мироздания, то каждый из них священен, каждый из них «сын Ра», а все другие народы не являются детьми Ра, потому они не включены, да и не могут быть включены в священную модель мира. Отсюда становится возможным разрешить проблему, стоящую перед современными историками Египта на протяжении нескольких десятилетий: «Кто же были строители пирамид – рабы или свободные египтяне?». Конечно же, египтяне, потому что рабы-иноземцы, «дети Сета» не могли быть допущены к созданию святыни, позволяющей египтянам войти в отношение с Абсолютом. Многих исследователей Великой пирамиды удивляет, что блоки пирамиды, собранные без применения связующего раствора, тем не менее, настолько тщательно подогнаны и настолько тесно прилегают друг к другу, что даже иголка (лезвие бритвы и т.д.) между ними не проходят. С одной стороны, это можно объяснять некоторыми техническими особенностями. С другой стороны, здесь и не нужен был раствор, насильно связывающий блоки. Естественным раствором здесь становится сама божественная энергия, нисходящая, проникающая во все поры пирамиды и цементирующая ее, соединяющая каменные блоки так же, как объединяющая людей. И каждый египтянин, участвующий в строительстве пирамиды, старался как можно лучше подогнать каменные блоки друг к другу, ведь от того, насколько тщательно блоки будут соединены, зависит качество целого (египтянина, египетского общества, египетского Космоса). Что же касается функции пирамиды как гробницы фараона, то, возможно захоронение играло роль того «оживляющего», освящающего пирамиду, жертвенного органического фактора, делающего притягательным ее как для древних египтян, так и для современных людей. Таким образом, пирамида Хуфу является шедевром изобразительного искусства, репрезентирующим эгоцентрический, социоцентрический и космоцентрический аспекты отношения человека с Абсолютом. С этой позиции данный памятник представляется жизненно необходимым не только для древних египтян, но и для современных людей. |
Категорія: Загальна історія мистецтва | Додав: koljan
|
Переглядів: 369 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|