Статистика
Онлайн всього: 9 Гостей: 9 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
Историческая ситуация в Египте в период Раннего царства
| 31.03.2014, 11:58 |
Во времена, предшествовавшие образованию единого государства, на территории Египта существовало несколько десятков отдельных государств, позднее вошедших в состав единого государства в качестве областей (погречески - номов). В разное время истории Египта таких номов насчитывалось от 33 до 42. Каждое из этих государств имело свою столицу, свой пантеон богов, свой герб, который представлял собой иероглиф богапокровителя области. Эти государства постоянно имели различные отношения друг с другом: воевали между собой, объединялись в союзы, воевали против других союзов государств. В последующей истории Египта номы не раз проявляли свою склонность к обособлению. В результате этих военных кампаний образовалось два самостоятельных царства – южное и северное. Южное (Верхнее) царство имело центром г. Нехебт с богиней-покровительницей Нехебт в виде коршуна. Столицей северного (Нижнего) царства был г. Уадит-Буто, покровительницей которого была богиня Уадит-Буто в виде змеи. Кроме того, рядом со столицами каждого из царств находилось по городу с культом национального бога завоевателей, сокола – Гора: на юге в НехенеИеранконполе, на севере – в г. Пе. Южные цари носили высокую белую корону и назывались «сутени», северные цари короновались красной короной и носили титул «биоти». И те, и другие были жрецами Гора. Цари юга, объединив под своей властью весь Египет, соединили в себе оба титула в один. Согласно преданиям, нашедшим также и документальное отражение, объединение египетского государства случилось в XXXIII в. до н. э. и было делом легендарного царя Мины (Мена, Менеса). Согласно сведениям историков Геродота, Диодора, Манефона, он происходил из г. Тина в Южном Египте. Менес перенес резиденцию фараона в Мемфис (столица объединенного Египта в Раннем царстве), где выстроил храм, посвященный богу Пта, производил работы для охранения от нильских наводнений,
Всеобщая история искусства. Курс лекций -77-
ТЕМА 3. ИСКУССТВО ЕГИПТА ВРЕМЕНИ РАННЕГО ЦАРСТВА Лекция 7. Архитектура и изобразительное искусство Египта времени Раннего царства (2 ч.)
побеждал ливийцев и погиб, будучи съеден гиппопотамом. Г. Тин был центром нома, в котором расположен священный некрополь Абидос. Этот некрополь играл первостепенное значение в древнеегипетском загробном культе как содержащий жилище бога Хентиментиу - «вождя западных» (покойников). Этот бог позднее был отождествлен с Осирисом. Считалось, что в этом некрополе есть гробница Хентиментиу, содержащая лестницу в преисподнюю. В связи с этим все состоятельные люди мечтали быть похороненными в Абидосском некрополе или хотя бы иметь здесь стелу в память о себе. Поэтому Абидос имел не только религиозное, но и политическое значение как всеегипетский центр, объединяющий государство. Кроме того, были и другие города. Буто и Нехен – столицы юга и севера Нильской долины, Саис – западной части Дельты с ее полуливийским населением. Ону – древнейший священный центр Египта. Близким предшественником или непосредственным наследником Мины считают фараона Нармера. Этот фараон присоединил к Египту (предположительно) крайнюю приморскую часть дельты Нила, ранее принадлежащую Ливии. Борьба юга страны с севером продолжалась вплоть до конца Раннего царства. Царь II династии Нетерен срыл в Дельте укрепленные города Шемра и “Дом севера”. Далее из II династии сохранились сведения о царе Баша или Хасехеме, посвятившем в храм г. Иераконполя свои сидящие статуи, на базах которых сохранилось повествование о пленении этим фараоном 47-ми тысяч северных “бунтовщиков”. Необходимо отметить, что до самых последних времен египетской культуры прослеживалась двойственность, разделение на две части: цари носили двойную корону и два титула, двое наиболее приближенных к царю вельмож имели титулы “при Нехебте“ и “При Буто”. Соединение двух земель Египта справлялось при вступлении фараона на престол как праздник. Двуединый характер государства отражался и в названиях его учреждений: по цвету корон верхнеегипетская сокровищница называлась “белым домом”, а нижнеегипетская – “красным домом”. Уже в период Раннего царства египетские цари завоевывают территории соседних с Египтом государств. В первую очередь это земли Нубии, присоединенные к Египту в начале периода. Египетский царь при этом именуется «великим тельцом, поражающим Нубию». Еще при I династии начались схватки египтян с азиатскими бедуинами. Египтяне возвели ряд укреплений на Суэцком перешейке для защиты от «сынов Апопи». От царя I династии Дена-Хасехти до нас дошла палетка с изображением этого царя, повергающего бедуина. Синайский полуостров привлекал египтян залежами меди и строительного камня. Отсюда неизбежны столкновения египтян с местными семитскими племенами. Что касается внутренней политики египетского государства, то есть свидетельства, что этот период характерен множеством внутренних
Всеобщая история искусства. Курс лекций -78-
ТЕМА 3. ИСКУССТВО ЕГИПТА ВРЕМЕНИ РАННЕГО ЦАРСТВА Лекция 7. Архитектура и изобразительное искусство Египта времени Раннего царства (2 ч.)
восстаний, волнений и предательств. Так царь конца I династии Семерхет преследовал память своего предшественника, изглаживая его имя на сосудах и стелах и заменяя его своим. Так же поступал и следующий царь Ка. А пятый царь II династии Периебсен назвал себя не потомком Гора, а потомком Сета и именовался как “тот, в ком умиротворились оба бога”. О чем это свидетельствует? (о противопоставлении всем предшественникам?). Последний царь Раннего царства Хасехемуи называл себя потомком и Гора, и Сета. Источники свидетельствуют, что каждый египетский фараон имел большое хозяйство, в котором производились различные предметы домашней утвари, выращивались различные культуры. Печати на глиняных пробках винных сосудов при первых династиях упоминают названия царских виноградников и имена сановников, ответственных за эти хозяйства. Часто продукты, произведенные в царских хозяйствах, обнаруживаются в гробницах частных лиц. Кроме хозяйства фараона существовали хозяйства царицы («матери детей царя»), хозяйства знатных людей. В хозяйствах работали рабы. Дать точное определение слова «раб» сложно, так как это слово широко употреблялось в Египте для определения всех слоев населения. Так, например, жрецов называли рабами того или иного бога. Рабами также были и пленники-иноземцы, захваченные в войнах. Рабами были и египтяне, попавшие в рабство за долги. Египтяне уже в Раннем царстве вели летописи. Летоисчисление велось следующим образом: каждый год правления того или иного фараона получал название по примечательным событиям, происшедшим за этот год. Названия годов заносились в летописи. До нас дошли костяные бирки с названиями годов, начиная с фараонов I династии. |
Категорія: Загальна історія мистецтва | Додав: koljan
|
Переглядів: 298 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|