Статистика
Онлайн всього: 8 Гостей: 8 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
Заупокойные статуи
| 30.03.2014, 21:48 |
Обычай помещать статуарные изображения умершего в гробницу возник в Древнем Египте в процессе развития верований в посмертное существование умершего, в жизнь его в царстве мертвых. Непременным условием жизни умершего в Царстве мертвых являлось сохранение целостности человека, т.е. поддержание существования не только
Всеобщая история искусства. Курс лекций -65-
ТЕМА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АРХИТЕКТУРЫ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Лекция 5. Общая характеристика скульптуры Древнего Египта (2 ч.)
бессмертной души (ка и ба), но и предотвращение гниения тела. Поэтому и возникла необходимость в изготовлении мумии. Необходимо отметить, что исключительно сухой климат Египта способствовал естественной мумификации. Статуи, помещенные в древнеегипетские гробницы, можно разделить на несколько типов: • Заупокойная статуя «согласно жизни», представлявшая максимально портретное изображение владельца гробницы без парика, в бытовом одеянии, свойственном тому или иному времени, с тщательной передачей всех черт лица и тела. Положение этой заупокойной статуи в гробнице было таково, что вся она помещалась в особой небольшой нише или закрытой комнате (сердабе), а на уровне глаз статуи делалась щель, через которую статуя могла «видеть», «слышать» и «обонять» принесенные ей дары и молитвы. • Заупокойная статуя, репрезентировавшая обобщенный облик владельца гробницы. В этом случае лицо статуи представляло идеализированный портрет умершего, тело изображалось чрезмерно мускулистым, подтянутым, с напряжением всего спектра мышц, одежда статуи состояла из пышного парика и традиционного короткого передника. Культовое назначение заупокойных статуй во многом определило их трактовку. Творческие поиски здесь были минимальны и ограничивались традиционными, возникшими в глубине веков иконографическими формами. Постановка статуй в нише гробничной молельни или сердабе требовала фронтальности скульптур, симметричности в построении фигуры и торжественного спокойствия несложных поз – все это наилучшим образом способно было передать состояние человека, живущего в потустороннем мире. Позы заупокойных статуй обозначенных типов вначале сводились к двум: человек изображался либо сидящим с положенными на колени руками, либо стоящим с выдвинутой вперед левой ногой. При IV династии появились статуи вельмож в позе писца, демонстрировавшие причастность владельца гробницы к священному искусству Тота. Несколько позднее появились и семейные группы – муж с женой или супружеские пары с детьми. Что касается женских заупокойных изображений, то дамы в гробницах представали только в двух позах – сидящие или стоящие. Независимо от позы заупокойной статуи, присутствовал обязательный набор иконографических черт: головы статуй поставлены прямо, в руках находились одни и те же атрибуты. Тела мужских статуй окрашивались в кирпично-красный цвет, женских – в желтый, волосы изображались черным цветом, одежды – всегда белые. • Статуи из дерева, предназначенные для переноса, передвижения в процессе свершения обряда, о чем свидетельствуют различные приспособления, сопровождающие подобные статуи.
Всеобщая история искусства. Курс лекций
-66-
ТЕМА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АРХИТЕКТУРЫ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Лекция 5. Общая характеристика скульптуры Древнего Египта (2 ч.)
• Скульптурные головы из мягкого известняка, которые либо замуровывали в подземелье перед входом в погребальную камеру, либо ставили в самой камере. Такие головы, обнаруженные в гробницах, датированных первой половиной III тыс. до н.э., предположительно, служили вместилищем души, заменяя испортившуюся плоть. • Статуэтки, изображавшие женщин с детьми на руках, приносились в гробницы предков с просьбами о даровании потомства. • Статуэтки, изображавшие людей, занятых приготовлением пищи, выделкой ткани, различными видами сельскохозяйственных работ. Функция этих статуэток – в обслуживании умершего в загробном мире, в обеспечении всем необходимым для его загробного существования. Из этой функции вытекали и задачи мастерам, изготовлявшим статуэтки – они должны были передать тот или иной момент работы. Отсюда и огромное разнообразие их поз – «ткачихи», сидящие у станка, «повара», держащие в одной руке гуся на вертеле, «носильщики» с мешком зерна за спиной, «носительницы даров», «гребцы на лодке», «пивовары» и т.д. |
Категорія: Загальна історія мистецтва | Додав: koljan
|
Переглядів: 422 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|