Статистика
Онлайн всього: 6 Гостей: 6 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
УКРЕПЛЕНИЕ РЕЛЬЕФНОГО ЛЕПНОГО ЛЕВКАСА
| 09.03.2014, 13:52 |
В отличие от укрепления позолоченного или полихромного левкаса на деревянной резьбе и скульптуре при укреплении рельефного лепного левкаса нельзя использовать теплый отвар коллагеновых клеев, а также ВА-2ЭГА и СВЭД. Свойственная им эластичность после просыхания не может обеспечить надежной подклейки толстого слоя иконного левкаса с высоким рельефом. В этом случае лучше использовать желток, который в значительной мере утрачивает свою эластичность после отвердения яичного масла, придавая склейке требуемую механическую прочность.
Укрепление такого рельефа осложняется значительной высотой рельефа. Можно использовать только клеи, не размягчающие сильно левкас и способные склеивать поверхности при легком прижатии мешочками с речным песком. Применение пористого груза из песка и ткани позволяет припрессовывать укрепляемый участок длительное время, пока левкас с введенной в него эмульсией не приобретет достаточную прочность.
Процесс проводится в несколько приемов и в течение не менее двух рабочих дней. Смесью этилового спирта и воды (1:1) посредством шприца с иглой смачиваются пустоты и все отставания основного левкаса от доски, чтобы придать левкасу эластичность и смочить, не разжижая его. При этом нельзя допускать сдвига отставших частиц рельефа со своих мест. В начале подпуска раствора нужно проследить за поведением левкаса. Если начинается его размокание, то содержание спирта в спирто-водной смеси нужно увеличить (но не более, чем в соотношении 3:1). При большей концентрации спирта эмульсия может свернуться.
Примерно через час после смачивания, когда значительная часть спирто-водного раствора испарится (до легкого увлажнения левкаса), с помощью шприца подводят в пустоты желтковую эмульсию и насыщают ею основной и рельефный левкасы (соотношение желтка и воды в эмульсии 1:2). Эмульсия должна равномерно распределиться в местах отставаний. С помощью шприца с иглой или мягкой беличьей кисти ее излишки с одних мест переносят на другие, где ее недостаточно (дополнительно свежую эмульсию вносить не следует). Одновременно эластичным шпателем (фторопластовым или деревянным) нужно осторожно покачивать отставший от доски левкас, чтобы вытеснить из-под него воздух. Через три-четыре часа эмульсия, введенная в места укрепления, приобретает прозрачность. Склеиваемые поверхности и частицы рельефа нужно прижать мешочком, заполненным песком. Чтобы ткань мешочков не приклеилась к поверхности позолоты, нужно проложить не менее двух слоев папиросной бумаги, слегка увлажненных водой (сухие листки бумаги не обеспечат охвата рельефа, при прессовании они прорвутся и сильнее приклеятся к поверхности, смоченной желтковой эмульсией). Каждый мешочек накладывается так, чтобы он максимально втиснулся в углубления рельефа. Чем толще левкас и рельеф, тем тяжелее должен быть груз. Для усиления его используют кирпичи или белый пористый камень, обернутые в плотную бумагу. Перед их наложением верхние стороны мешочков максимально выравнивают.
Под таким прессом укрепленный лепной левкас просыхает в течение двух-трех суток. После чего снимают грузы и папиросную бумагу, которая легко отделяется. В случаях затруднений ее увлажняют эмульсией из желтка, разбавленной в соотношении 1:5.
При удалении бумаги нужно выявить недостаточно припрессованные или неприклеившиеся места. В это время левкас еще мягкий и возможно его повторное укрепление. Под неподклеившие-ся участки рельефа мягкой кисточкой подводят дополнительно водно-желтковую эмульсию (2:1), не обрабатывая предварительно спирто-водным составом. В течение двух-четырех часов места повторного склеивания не трогают. Когда желток начнет приобретать прозрачность, слегка их прижимают шпателем непосредственно по слою позолоты без прокладки папиросной бумаги. Через одни сутки проводится проверка результатов повторного укрепления и удаляются остатки эмульсии с поверхности позолоты с помощью маленького ватного тампона, намотанного на тонкую деревянную палочку и увлажненного водно-желтковой эмульсией (5:1 или 6:1). Делать это надо очень осторожно, так как позолота рельефных левкасов не покрыта защитным лаковым слоем и может быть легко повреждена (ил. 56). |
Категорія: Реставрація станкового темперного живопису | Додав: koljan
|
Переглядів: 318 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|