Статистика
Онлайн всього: 9 Гостей: 9 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
УКРЕПЛЕНИЕ РАЗРУШЕННОГО ЛЕВКАСА
| 09.03.2014, 13:36 |
Укрепление левкаса — это возвращение ему механической прочности, соответствующей первоначальной, ликвидация деформаций, восстановление нарушенного контакта с поверхностью доски. Разрушения левкаса ликвидируют введением внутрь его слоя или под него коллагенового клея. Есть два случая, когда разрешается заменять коллагеновый клей водно-желтковой эмульсией — это укрепление лепного левкаса с позолотой и укрепление слоя левкаса при свежем масляно-лаковым защитном покрытии на произведении живописи.
О том, как укрепляли левкас коллагеновым клеем в XVII веке, можно узнать из «Софийского иконописного подлинника» того же времени: «...Которые иконы гораздо попортились, посседался левказ и опростал велми, весь клеем горячим натирати и каменем ручником притирати с просушкой не в один након дондеж укрепится и клей смывать теплой водой...» Уже в этом описании содержатся основные приемы укрепления левкаса, сохранившиеся до наших дней,— применение горячего клея, многократная пропитка им, проглаживание (только не утюжком, как сейчас, а камнем) и удаление излишков клея с поверхности теплой водой.
Но были и другие способы реставрации левкаса по местам его отставаний. Например, в процессе современной реставрации было обнаружено, что в XVI веке при поновлении иконы XV века «Двенадцать апостолов» (новгородского музея) были применены два приема. Согласно первому из них через небольшие выпады левкаса, вероятно, подвели клей под отставшие его края. Выпады левкаса восполнили новым и воспроизвели утраченную живопись. Второй прием состоял в том, что большой отставший и, вероятно, деструктированный участок в нижней части иконы, вместо того чтобы укрепить клеем, вырезали и заполнили новым левкасом и воспроизвели уничтоженную живопись (ил. 64, 65).
В более позднее время появился очень вредный способ укрепления левкаса горячей олифой, которой пропитывали деструктированный левкас. Левкас, насыщенный олифой, со временем сильно темнеет, превращаясь из белого в коричневый. Темный левкас просвечивает через красочный слой — на живописи проступают коричневые пятна. Кроме того, пропитанный олифой левкас после повторного отставания трудно поддается укреплению принятыми в реставрации коллагеновыми клеями. Удалить олифу из левкаса, к сожалению, невозможно.
Существует также способ, разработанный реставраторами западноевропейских музеев,— укрепление красочного слоя и грунта живописи на различных основах воскосмоляными мастиками. Участки левкаса, пропитанные этими материалами, становятся темными и негигроскопичными. Применение мастик оправдано лишь при укреплении масляной живописи на цветных грунтах (но не белых).
В настоящее время в отечественной реставрации чаще всего пользуются осетровым клеем, так как он возвращает левкасу первоначальные свойства и достаточно прочно подклеивает его к поверхности доски. |
Категорія: Реставрація станкового темперного живопису | Додав: koljan
|
Переглядів: 389 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|