ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Матеріали для курсової

Головна » Матеріал » Мистецтво та мистецтвознавство » Реставрація станкового темперного живопису

УКРЕПЛЕНИЕ РАЗРУШЕННОГО ЛЕВКАСА
09.03.2014, 13:36
Укрепление левкаса — это возвра­щение ему механической прочности, со­ответствующей первоначальной, лик­видация деформаций, восстановление на­рушенного контакта с поверхностью до­ски. Разрушения левкаса ликвидируют введением внутрь его слоя или под него коллагенового клея. Есть два случая, когда разрешается заменять коллагеновый клей водно-желтковой эмульсией — это укрепление лепного левкаса с позолотой и укрепление слоя левкаса при свежем масляно-лаковым защитном покрытии на произведении живописи. О том, как укрепляли левкас коллагеновым клеем в XVII веке, можно узнать из «Софий­ского иконописного подлинника» того же времени: «...Которые иконы гораздо попортились, посседался левказ и опростал велми, весь клеем горячим натирати и каменем ручником притирати с просуш­кой не в один након дондеж укрепится и клей смы­вать теплой водой...» Уже в этом описании со­держатся основные приемы укрепления левкаса, сохранившиеся до наших дней,— применение го­рячего клея, многократная пропитка им, проглаживание (только не утюжком, как сейчас, а кам­нем) и удаление излишков клея с поверхности теплой водой. Но были и другие способы реставрации лев­каса по местам его отставаний. Например, в про­цессе современной реставрации было обнаружено, что в XVI веке при поновлении иконы XV века «Двенадцать апостолов» (новгородского музея) были применены два приема. Согласно первому из них через небольшие выпады левкаса, вероятно, подвели клей под отставшие его края. Выпады левкаса восполнили новым и воспроизвели утра­ченную живопись. Второй прием состоял в том, что большой отставший и, вероятно, деструктированный участок в нижней части иконы, вместо того чтобы укрепить клеем, вырезали и заполнили новым левкасом и воспроизвели уничтоженную живопись (ил. 64, 65). В более позднее время появился очень вред­ный способ укрепления левкаса горячей олифой, которой пропитывали деструктированный левкас. Левкас, насыщенный олифой, со временем сильно темнеет, превращаясь из белого в коричневый. Темный левкас просвечивает через красочный слой — на живописи проступают коричневые пят­на. Кроме того, пропитанный олифой левкас после повторного отставания трудно поддается укрепле­нию принятыми в реставрации коллагеновыми клеями. Удалить олифу из левкаса, к сожале­нию, невозможно. Существует также способ, разработанный ре­ставраторами западноевропейских музеев,— укрепление красочного слоя и грунта живописи на различных основах воскосмоляными мастиками. Участки левкаса, пропитанные этими материала­ми, становятся темными и негигроскопичными. Применение мастик оправдано лишь при укреп­лении масляной живописи на цветных грунтах (но не белых). В настоящее время в отечественной реставрации чаще всего пользуются осет­ровым клеем, так как он возвращает лев­касу первоначальные свойства и доста­точно прочно подклеивает его к по­верхности доски.
Категорія: Реставрація станкового темперного живопису | Додав: koljan
Переглядів: 389 | Завантажень: 0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП