Статистика
Онлайн всього: 8 Гостей: 8 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
Метод прочного соединения восполняющих частей с доской произведения
| 09.03.2014, 13:34 |
Этот метод был применен для восстановления формата иконы Андрея Рублева «Вседержитель», найденной в 1918 году в Звенигороде и хранящейся ныне в Третьяковской галерее. От иконы сохранились только средняя доска с фрагментом изображения Христа и ранее присоединенная сосновая доска. Во время реставрации 1919 года было решено восстановить первоначальный формат произведения
1 Конструкция зажимной рамы разработана В. В. Филатовым, рама и восполняющие фрагменты доски исполнены В. А. Рыбаковым.
по сохранившимся двум другим иконам того же деисусного чина, из которого происходит «Вседержитель». Для этого была подобрана липовая доска от иконы, утратившей живопись, которая была подогнана к сохранившейся доске реставрируемой иконы и приклеена к ней (ил. 67).
Более сложной была реставрация поступившей в последние годы в Межобластную СНРПМ Объединения «Росреставрация» иконы из Новгородского государственного объединенного музея-заповедника «Никола поясной» начала
XVII века. Икона была расколота, расщеплена и переломлена поперек, повреждена нижняя шпонка. Все три доски основы покороблены. Наклеенные при реставрации в XVIII веке полоски паволоки по линиям склейки досок оторвались вместе с живописью. Контакт первоначального слоя левкаса с доской был удовлетворительным. Первоначальная живопись находилась под тремя слоями записей — поновлений. Тыльная сторона доски была покрыта слоем левкаса в
XVIII веке и покрашена масляной краской в XIX веке. Левкас и покраска тыльной стороны во многих местах отстали от поверхности доски и были частично утрачены.
Перед отправкой произведения в реставрационную мастерскую все фрагменты живописи были заклеены папиросной бумагой осетровым клеем (ил. 68, 69). В процессе реставрации выправлены деформации досок, особенно левой крайней. Склеены куски расщепленной древесины. Для упрочнения соединяемых частей между ними вставлены внутренние шипы (ил. 70). Склейка всех фрагментов доски проводилась смесью водных дисперсий поливинилацетата (ПВА) с винилацетатом дваэтилгексил-акрилатом (ВА 2ЭГА) в ваймах с использованием струбцин.
Монтирование проводилось в следующей последовательности. Струбцинами была выпрямлена надломленная нижняя часть левой доски, в торец вставлен плоский шип. Далее поочередно подклеены остальные фрагменты доски с вставлением шипов между ними. В левый боковой обрез доски врезан и вклеен большой шип. У новой нижней шпонки, перед ее вставкой, сделан дополнительный вырез, чтобы торец шпонки не упирался в шип. Кроме шипов в места стыковки некоторых фрагментов доски вставлены небольшие деревянные планки и вклеен отщепленный фрагмент доски с живописью. Щели в местах недостаточно плотного смыкания фрагментов заполнены пенькой, пропитанной составом из ПВА и ВА 2ЭГА. Мелкие впадины выровнены пастой из древесной муки, замешанной на том же водоэмульсионном составе.
Смесь клеев поливинилацетатного (ПВА) и сополимера винилацетата с дваэтилгексилакрила-том (ВА 2ЭГА) использована экспериментально. Названная смесь вероятно перспективна, так как пленка ПВА со временем теряет свою эластичность, потому что из нее испаряется пластификатор — дибутилфталат, а пленка сополимера ВА 2ЭГА сохраняет эластичность. Пленка смеси клеев обладает этим положительным свойством, а также такими качествами, как стойкость к биоразрушителям, морозостойкость и другие.
По окончании монтирования была удалена профилактическая заклейка (ил. 71). На местах стыка досок и некоторых фрагментов приклеены осетровым клеем холстяные паволоки, после чего вклеен фрагмент левкаса с живописью XVIII века, удаленный на период склейки разбитой доски. В завершение все утраты левкаса были восполнены. |
Категорія: Реставрація станкового темперного живопису | Додав: koljan
|
Переглядів: 287 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|