ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Матеріали для курсової

Головна » Матеріал » Мистецтво та мистецтвознавство » Реставрація станкового темперного живопису

РАЗРУШЕНИЕ КРАСОЧНОГО СЛОЯ ПРИ ПОНОВЛЕНИЯХ
09.03.2014, 13:14
Так называемые поновления икон в прошлом причиняли красочному слою наибольшие утраты, вплоть до пол­ного его уничтожения. Старые иконы в лучшем случае про­писывали красками поверх копоти и по­темневшего защитного покрытия. При этом использовали краски густотертые, чтобы перекрыть черноту поверхности иконы. Наиболее значительный ущерб живописи при­чиняли при промывке иконы щелоком. Для этого ее поверхность обрабатывали пастой из киселя с щелоком или раствором щелока в теплой воде. Щелочь разъедала не только олифу, но частично и живопись. У таких икон — выцветшая краска, иногда почти обнажен левкас. Был и сухой способ удаления наслоений пем­зой — спемзовывание. После этого нередко оста­вались лишь полустертые фрагменты перепутан­ных слоев первоначальной живописи и поздних записей. Иногда спемзовывали только потемнев­ший слой олифной пленки и частично верхние слои авторского слоя живописи. Затем приступа­ли к возобновлению сюжета красками, непосред­ственно по остаткам слоя первоначальной жи­вописи. Таким образом при этом способе понов­ления первоначальной живописи причиняли ог­ромные повреждения, вплоть до почти полного ее уничтожения. Часто старые произведения не удовлетворяли людей позднейших эпох. В России поновление икон стало обычным к концу XVII века. В XVIII— XIX веках эта тенденция достигла своего апогея одновременно со спадом старых иконописных и художественных традиций. В этот период заново переписываются целые иконостасы. На старых ико­нах поверх живописи и потемневшей олифы в со­ответствии с новыми требованиями создавались, по существу, новые произведения на старый сюжет (ил. 91). Как правило, поновления отличаются го­раздо более низким художественным уровнем, чем живопись оригинала (ил. 92). Чтобы скрыть плот­ные темно-коричневые поверхности потемневшей старой защитной пленки, нужно было отказаться от основных приемов иконописной техники, рас­считанной на свечение белого грунта, и использо­вать густую груботертую краску, дающую плотные толстые слои. До конца XVII века записи испол­няли в технике темперной живописи (ил. 78, 87), а с начала XVIII века — преимущественно масля­ными красками (ил. 96, 99). Поздние записи отличаются глухим непро­зрачным тоном. Даже тонкие поздние прописи по сравнению с первоначальной живописью имеют ма­товый тусклый оттенок. После поновлений иконы снова покрывали олифой, которая опять темнела. На ней накапливался слой копоти, под которым изображения вновь становились трудноразли­чимыми. Иногда вместо промывки и поновления крас­ками икону покрывали олифой, при этом старая разрушенная поверхность олифной пленки восста­навливалась и изображение как бы прояснялось. Олифа сначала усиливала тона, а затем снова тем­нела и скрывала живопись под еще более густым и темным слоем. В конце концов получалась доволь­но толстая непрозрачная корка, поверх которой икону могли еще раз возобновлять красками. На некоторых иконах поэтому оказалось по шести-семи (и даже более) слоев записей (ил. 86, 89). Слои записей при высыхании и естественном старении испытывали сильную усадку. При этом они разрывали слой первоначальной живописи вместе с верхним слоем левкаса — получались глу­бокие кракелюры. При еще более сильной усадке слои записи коробили растрескавшийся слой лев­каса, отчего получались жесткие кракелюры. Уси­лению деформации способствовал неравномерный режим влажности и температуры, в котором нахо-лась икона (ил. 61, 62). При поступлении произведения на реставра­цию нужно внимательно осмотреть позднейшие записи и описать их по следующей схеме: цвет, места расположения записей, характер кракелюров красочного слоя первоначальной живописи и слоя записей, отставания и характер шелушения кра­сочного слоя, причины отставания (плохой контакт с поверхностью левкаса или с позолотой, деструк­ция слоя левкаса), места расположения утрат кра­сочного слоя.
Категорія: Реставрація станкового темперного живопису | Додав: koljan
Переглядів: 329 | Завантажень: 0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП