Статистика
Онлайн всього: 7 Гостей: 7 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
ЗАЩИТНЫЕ ПОКРЫТИЯ
| 09.03.2014, 02:09 |
Защитное порытие — это твердая пленка олифы или лака, которая покрывает поверхность живописи.
Процесс создания произведений станковой темперной живописи завершали нанесением слоя олифы или масляного лака, который, отвердевая, образовывал пленку, защищавшую живопись и левкас от паров воды и различных засорителей воздуха.
В наше время олифами называют масла, прошедшие специальную обработку и при высыхании (отвердении) способные создавать прозрачную твердую пленку. Масляно-смоляными лаками называют растворы смол в очищенных высыхающих маслах. В зависимости от соотношения масла и смолы лаки подразделяются на жирные, полужирные и тощие.
1 В среде иконописцев ассистом называли не штрих, а клеящий состав из сока чеснока с пивным или квасным отстоем. Сами же штрихи называли инакопью.
Русские художники-иконописцы, судя по дошедшим до нас письменным источникам, все покровные олифы и масляные лаки называли олифами. Так известный художник второй половины XVII века Симон Ушаков использовал масляный лак, приготовленный из трех фунтов льняного масла и полутора фунтов мастичной смолы, однако называл его олифой.
Старые мастера знали, какие вещества, в каких пропорциях и при каких условиях способствуют очистке масла, повышению качества пленки олифы или масляного лака.
Олифы и масляные лаки для художественных работ готовили из растительных высыхающих масел — льняного, конопляного, орехового, макового и других. Используя льняное масло, русские мастера предпочитали сорта, изготовленные из семян льна северных районов произрастания. Высокое качество защитных пленок из него подтверждено современными химико-технологическими исследованиями. Пленки из льняного масла южного происхождения хуже по качеству.
Масло очищали от слизи (белковых веществ) и других примесей. Обычно для этого его несколько месяцев отстаивали в плотно закрытых сосудах в теплом месте. Очистившееся масло сливали и вновь продолжали отстаивать до тех пор, пока оно не становилось прозрачным, несколько загустевшим. Были способы, при которых сначала масло варили в открытом котле на берегу реки (где воздух меньше содержит пыли).
В селе Палех чистое льняное масло сливали в глиняные горшки, плотно их закупоривали и томили не менее полугода в теплых печах. За время томления горшки несколько раз вскрывали, отделяли масло от отстоя и опять томили. Для получения масляно-смоляного лака порошок смолы распускали в масле, нагретом до температуры плавления смолы. По другому способу смолу сначала растворяли в скипидаре, а затем смешивали полученный раствор с горячим, предварительно очищенным и выдержанным маслом.
Олифой покрывали обязательно всю поверхность живописи иконы, так как если ею покрыть только часть поверхности, то нельзя получить ровную защитную пленку. Лаком же (в частности, масляно-смоляным) можно покрывать как всю, так и часть поверхности произведения, получая ровную быстро отвердевающую пленку. Золоченые рельефы по левкасу лаком не покрывали, так как он, скапливаясь в углублениях, образует толстые затеки, выбрать которые почти невозможно. Об этом должен помнить реставратор, чтобы не повредить незащищенную поверхность позолоты рельефов.
Русские иконописцы наносили защитные пленки на иконы двумя способами.
Первый способ. В теплом и чистом помещении икону клали горизонтально и на живописную поверхность наливали ровный слой олифы или жирного масляного лака толщиной около 0,3 мм. Через каждые 20—30 минут чистой ладонью руки олифу перемешивали и выравнивали до тех пор, пока она не загустевала (от окисления и полимеризации масла). Тогда излишки олифы удаляли с поверхности произведения ладонью руки (с ладони их снимали тупым лезвием ножа). Через некоторое время пленку еще раз разравнивали ладонью.
Второй способ. На прогретую в теплом сухом помещении или на солнце поверхность живописи морской губкой или ладонью руки наносили тонкий слой масляного лака и тщательно разравнивали его. Этот метод применяли для нанесения защитных пленок на произведения, имеющие золоченые рельефы.
Произведения со свежей равномерной и тонкой пленкой олифы или масляного лака достаточно долгое время выдерживали в теплом и, главное, в светлом помещении, чтобы свежая пленка не потемнела. Пожелтению масла в пленке способствуют темнота и повышенная влажность, а именно этим отличались помещения древних церквей с узкими и маленькими оконными проемами, особенно те, которые не отапливали. Обычно через полвека защитная пленка становилась темно-коричневой, а сверху на ней накапливался слой свечной и лампадной копоти. Это главная причина того, что особо чтимые иконы через 50—100 лет подвергали промывкам и поновл-ниям.
Неравномерно нанесенная пленка образует каплеобразные утолщения. Это явление именуют сгрйбливанием. (ил. 36, 79). Зарубежные реставраторы этот дефект называют «шагренизацией», оттого что ее поверхность напоминает плотную кожу с шероховатой поверхностью — шагреневую кожу.
Чтобы ускорить затвердение олифной пленки в XIX—XX веках в олифу добавляли специально приготовленные составы — сиккативы. Ускоряя процесс
окисления масел, эти вещества вместе с тем ускоряют старение пленки. Чаще всего такие пленки испещряются трещинами — кракелюрами и быстрее темнеют по сравнению с пленками без сиккативов.
Иногда встречаются произведения, исполненные украинскими или белорусскими художниками XVII—XVIII веков, как бы без покровных пленок с сероватой матовой поверхностью. Установлено, что они покрыты защитной пленкой из белка куриного яйца. Способ нанесения пленки не известен. Эта пленка не желтеет, но разлагается, отчего утрачивает прозрачность, мутнеет и сереет. Хорошо сохранившаяся пленка из белка бесцветна и имеет умеренный блеск. |
Категорія: Реставрація станкового темперного живопису | Додав: koljan
|
Переглядів: 288 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|