ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Матеріали для курсової

Головна » Матеріал » Мистецтво та мистецтвознавство » Реставрація станкового темперного живопису

ЗАЩИТНЫЕ ПОКРЫТИЯ
09.03.2014, 02:09
Защитное порытие — это твер­дая пленка олифы или лака, которая покрывает поверхность живописи. Процесс создания произведений станковой темперной живописи заверша­ли нанесением слоя олифы или масляно­го лака, который, отвердевая, образовывал пленку, защищавшую живопись и левкас от паров воды и различных засо­рителей воздуха. В наше время олифами называют масла, прошедшие специальную обработ­ку и при высыхании (отвердении) спо­собные создавать прозрачную твердую пленку. Масляно-смоляными лаками на­зывают растворы смол в очищенных высыхающих маслах. В зависимости от соотношения масла и смолы лаки под­разделяются на жирные, полужирные и тощие. 1 В среде иконописцев ассистом называли не штрих, а клеящий состав из сока чеснока с пив­ным или квасным отстоем. Сами же штрихи на­зывали инакопью. Русские художники-иконописцы, судя по дошедшим до нас письменным источникам, все покровные олифы и масляные лаки называли олифами. Так известный художник второй половины XVII века Симон Ушаков использовал масляный лак, приготовленный из трех фунтов льняного масла и полутора фун­тов мастичной смолы, однако называл его олифой. Старые мастера знали, какие веще­ства, в каких пропорциях и при каких условиях способствуют очистке масла, повышению качества пленки олифы или масляного лака. Олифы и масляные лаки для художе­ственных работ готовили из раститель­ных высыхающих масел — льняного, ко­нопляного, орехового, макового и дру­гих. Используя льняное масло, русские мастера предпочитали сорта, изготовлен­ные из семян льна северных районов произрастания. Высокое качество за­щитных пленок из него подтверждено современными химико-технологически­ми исследованиями. Пленки из льня­ного масла южного происхождения хуже по качеству. Масло очищали от слизи (белковых веществ) и других примесей. Обычно для этого его несколько месяцев отстаивали в плотно закрытых сосудах в теплом ме­сте. Очистившееся масло сливали и вновь продолжали отстаивать до тех пор, пока оно не становилось прозрачным, не­сколько загустевшим. Были способы, при которых сначала масло варили в откры­том котле на берегу реки (где воздух меньше содержит пыли). В селе Палех чистое льняное масло сливали в глиняные горшки, плотно их закупоривали и томили не менее полуго­да в теплых печах. За время томления горшки несколько раз вскрывали, отде­ляли масло от отстоя и опять томили. Для получения масляно-смоляного лака порошок смолы распускали в масле, нагретом до температуры плавления смо­лы. По другому способу смолу сначала растворяли в скипидаре, а затем смеши­вали полученный раствор с горячим, предварительно очищенным и выдер­жанным маслом. Олифой покрывали обязательно всю поверхность живописи иконы, так как если ею покрыть только часть поверх­ности, то нельзя получить ровную за­щитную пленку. Лаком же (в частности, масляно-смоляным) можно покрывать как всю, так и часть поверхности про­изведения, получая ровную быстро отвердевающую пленку. Золоченые рельефы по левкасу лаком не покрыва­ли, так как он, скапливаясь в углуб­лениях, образует толстые затеки, вы­брать которые почти невозможно. Об этом должен помнить реставратор, чтобы не повредить незащищенную поверх­ность позолоты рельефов. Русские иконописцы наносили за­щитные пленки на иконы двумя спосо­бами. Первый способ. В теплом и чистом помещении икону клали горизонтально и на живописную поверхность наливали ровный слой олифы или жирного масля­ного лака толщиной около 0,3 мм. Через каждые 20—30 минут чистой ладонью руки олифу перемешивали и выравнива­ли до тех пор, пока она не загустевала (от окисления и полимеризации масла). Тогда излишки олифы удаляли с поверх­ности произведения ладонью руки (с ла­дони их снимали тупым лезвием ножа). Через некоторое время пленку еще раз разравнивали ладонью. Второй способ. На прогретую в теп­лом сухом помещении или на солнце поверхность живописи морской губкой или ладонью руки наносили тонкий слой масляного лака и тщательно разравни­вали его. Этот метод применяли для на­несения защитных пленок на произведе­ния, имеющие золоченые рельефы. Произведения со свежей равномер­ной и тонкой пленкой олифы или масля­ного лака достаточно долгое время вы­держивали в теплом и, главное, в светлом помещении, чтобы свежая пленка не по­темнела. Пожелтению масла в пленке способствуют темнота и повышенная влажность, а именно этим отличались помещения древних церквей с узкими и маленькими оконными проемами, осо­бенно те, которые не отапливали. Обыч­но через полвека защитная пленка становилась темно-коричневой, а сверху на ней накапливался слой свечной и лампад­ной копоти. Это главная причина того, что особо чтимые иконы через 50—100 лет подвергали промывкам и поновл-ниям. Неравномерно нанесенная пленка об­разует каплеобразные утолщения. Это явление именуют сгрйбливанием. (ил. 36, 79). Зарубежные реставраторы этот дефект называют «шагренизацией», от­того что ее поверхность напоминает плотную кожу с шероховатой поверхно­стью — шагреневую кожу. Чтобы ускорить затвердение олифной пленки в XIX—XX веках в олифу добавляли специально приготовленные составы — сиккативы. Ускоряя процесс окисления масел, эти вещества вместе с тем ускоряют старение пленки. Чаще всего такие пленки испещряются трещи­нами — кракелюрами и быстрее темнеют по сравнению с пленками без сикка­тивов. Иногда встречаются произведения, исполненные украинскими или белорус­скими художниками XVII—XVIII веков, как бы без покровных пленок с сероватой матовой поверхностью. Установлено, что они покрыты защитной пленкой из белка куриного яйца. Способ нанесения пленки не известен. Эта пленка не желтеет, но разлагается, отчего утрачивает прозрач­ность, мутнеет и сереет. Хорошо сохра­нившаяся пленка из белка бесцветна и имеет умеренный блеск.
Категорія: Реставрація станкового темперного живопису | Додав: koljan
Переглядів: 288 | Завантажень: 0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП