ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Матеріали для курсової

Головна » Матеріал » Мистецтво та мистецтвознавство » Реставрація станкового темперного живопису

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОСНОВЫ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ
09.03.2014, 00:48
Доски ' под живопись изготовляли специалисты по обработке дерева — древоделы, редко сами художники. Дос­ки, сделанные неспециалистами, отлича­ются низким качеством обработки. Уже в XI—XII веках в России появляются иконы, высота которых иногда достигает двух мет­ров и более. Размеры их обусловливались вели­чиной церковных помещений. Например, икона XI—XII веков с изображением Петра и Павла, написанная для новгородского Софийского собо­ра, имеет размер 236 X 147 см (ил. 60), «Благове­щение» XII века для Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде — 229 х 144 см, «Георгий» из того же собора — 230x142 см (ил. 10); пер­вая икона хранится в Новгородском историко-художественном музее, две другие — в Государст­венной Третьяковской галерее. Для военных по- ходов и путешествий с дипломатическими целями русские люди заказывали иконы малого и сред­него размеров. Например, икона «Спас» начала XIII века (Ярославский художественный музей), принадлежавшая ярославскому князю Василию, имеет размер 44,5 X 37 см. Доски вытесывали из плахи топором и обстру­гивали теслом. Продольную распиловку бревен на доски в России, вероятно, начали производить только с XVII века (к этому времени относятся сведения в письменных источниках). При археоло­гических раскопках в Чернигове и Новгороде в культурном слое XI века найдены пилы типа современной ножовки. Эти пилы могли быть ис­пользованы только для поперечного опиливания досок. Следы инструмента при обработке доски являются надежным признаком в определении времени создания иконы. Различные инструменты, использован­ные при изготовлении доски, оставляют различные по характеру следы. От топо­ра остаются зарубки (ил. 14), от ско­беля — лункообразные борозды (ил. 17), от рубанка — плоские борозды. При позднейших поновлениях икон тыльную сторону их могли неоднократно выравнивать — перетесывать. Поэтому судить об их первоначальной обработке по тыльной стороне нужно с осторож­ностью. Зато на обнаженных частях ли­цевой стороны доски, где левкас быва­ет местами утрачен, можно видеть пер­вичную обработку поверхности. На при­мере обработки лицевой стороны иконы XI—XII веков с изображением Петра и Павла (ил. 17) видно, что после выте­сывания досок топором их протесывали вдоль волокон скобелем, а после соеди­нения их в один щит лицевую сторону дополнительно протесывали в попереч­ном направлении, чтобы сгладить неров­ности по месту соединения досок. На лицевой стороне доски делали углубление, которое называется ковче­гом. Возвышающиеся над ковчегом края доски — это поле, а скос между полем и ковчегом — лузга. Основу для иконы малого размера вы­резали из одной доски; чтобы изготовить икону большого размера, соединяли не­сколько досок в один щит. Для большей прочности между внут­ренними боковыми сторонами досок вре­зали небольшие, короткие планочки (ил. 18, 19). Планочки различной конфи­гурации врезали в лицевую или тыльную сторону доски. Называли их в за­висимости от формы — «карасиками», «сковородниками» или «ласточками» (ил. 14, 15). Врезанные в лицевую сто­рону доски «ласточки» изготовлялись с XVI века (ил. 16). С тыльной стороны иконы или с тор­цевых ее сторон доски дополнительно скреплялись длинными рейками с раз­личными поперечными сечениями — шпонками. В разное время применялись различные как по своей конфигурации, так и по способам крепления шпонки. Для византийских и русских иконных до­сок XI и последующих двух веков харак­терно прикрепление шпонок на торцевых частях и тыльной стороне доски посред­ством деревянных шипов или кованых железных гвоздей. Такие шпонки назы­ваются накладными торцевыми и наклад­ными с тыльной стороны (ил. 18, 19). С XIV века накладные шпонки посте­пенно вытесняются врезными, вставляе­мыми в специально прорезанные пазы с тыльной стороны иконы, что давало возможность ссыхающимся или набу­хающим доскам скользить вдоль шпонок и не лопаться (ил. 15). В XIV—XV ве­ках пазы чаще всего прорезали от одно­го края иконы до другого. Паз и шпонку обычно делали в сечении не прямыми, а клиновидно срезанными, что удерживало шпонку при усыхании. В XV веке пазы для шпонок стали делать короче шири­ны иконной доски на 5—10 см. Шпонки, слегка сужающиеся по длине, при этом начали вставлять навстречу — одна под другой, однако форма поперечного сече­ния шпонки оставалась по-прежнему трапециевидной, а сама довольно толстая шпонка высоко выступала над тыльной стороной доски. В XVI веке шпонки из­готовлялись уже более тонкими и менее выступавшими над плоскостью доски. В XVII веке их также делали плос­кими, мало выступающими над тыль­ной поверхностью, но зато широки­ми, чтобы еще более усилить их сопро­тивляемость деформации (выгибу) дос­ки. С самого конца XVII века появились шпонки, врезанные в торцы доски. Такие шпонки хорошо обеспечивают сопротив­ление деформации только досок малого и среднего размеров. В иконах боль­шого размера их не применяли. При осмотре тыльной стороны икон нередко приходится встречаться с покраской ее масляными красками. Это делалось в более позднее время с целью предохранения досок от коробления и поражения жуками-точилыциками. Тыльные сто­роны досок часто имеют специфический коричне­ватый или черноватый налет. Предполагают, что это следы специальных обработок досок олифой или чесночным соком (применение последнего для зищиты от жуков-точилыциков описано в западно­европейских манускриптах XVII века). Уже в древности было известно (энциклопе­дические записки римского ученого Плиния, I век), что доски из кипариса, пинии и некоторых других деревьев не поражаются жуками-точилыциками, так как их древесина пропитана кедровым, ла­вандовым маслами и другими отпугивающими ве­ществами. Со второй половины XVII века в Ору­жейной палате Московского Кремля некоторые не­большие иконки писали на кипарисовых досках, а к липовым иконным доскам с тыльной стороны иногда приклеивали кипарисовые доски. С этого же времени вплоть до начала XX века изготовля­лись иконы небольших размеров, написанные на привозных кипарисовых досках. Со второй поло­вины XIX века в России появляются иконы на кипарисовых досках, вывезенные из монастырей Афона (Греция). Судить о времени написания икон можно по особенностям ковчега и по­лей. Например, поля икон XI—XII ве­ков, как правило, широкие, а ковчег глу­бокий. С XIII века поля делали более уз­кими. Начиная с XIV века иконные доски иногда делали без ковчегов. С XIV по XVI век доски под иконы со средником, окруженным клеймами (сценами) жи­тия, изготовляли с двойным ковчегом. Во внутреннем углублении размещали главное изображение иконы; на окру­жающей его более высокой плоскости писали сцены жития или избранных свя­тых, а на полях также иногда помещали избранных святых и посвященные им тексты. В XVI веке ковчег обычно был неглубоким и лузга плавно переходила в углубление ковчега. В XVII веке переход между полем и лузгой вновь становится более резким. В XVIII—XX веках су­ществовали все перечисленные виды обработки лицевой стороны доски. Их выбор зависел от вкусов заказчиков. ПАВОЛОКА Чтобы при растрескиваниях доски не разрывались левкас и красочный слой, на ее лицевую сторону наклеивали ткань, называемую паволокой (ил. 20). Обычно использовались остатки старых, но еще прочных тканей (ветошек). Однако упо­требляли и ткани совершенно новые, не­широкие (ширина современных полоте­нец) . На одну иконную доску иногда на­клеивали паволоки из различных тканей. В XVI—XVII веках при исполнении большого количества икон для иконоста­сов художники-иконописцы получали от заказчиков новое льняное полотно. Ремесленники-иконописцы XVIII— XIX веков, изготовлявшие дешевые иконы, вместо ткани часто наклеивали (только на края доски, у торцов) тряпич­ную бумагу, которая стоила дешевле, чем льняная ткань. Во второй половине XIX века использовали сравнительно деше­вые ткани из хлопкового полотна напо­добие ситца. Тогда же употреблялась ткань из пеньковых или льняных ни­тей — серпянка. В серпянке, или, как называли ее в быту, «рединке», нити рас­положены значительно реже, даже чем в современной марле. Эта ткань в основном предназначалась для обтягивания бре­венчатых стен жилищ под оклейку их бу­мажными обоями, но также использова­лась в иконописи. С конца XIX века во­обще все ткани для наклейки на иконную доску иконописцы стали называть сер­пянкой, отказавшись от старого слова «паволока». В наиболее древних русских иконах, как правило, паволокой заклеивали всю поверхность доски. Такую паволоку при­нято называть сплошной в отличие от ча­стичной, которая появилась, вероятно, в XIV веке. В этом случае ткань наклеи­вали на места, наиболее подверженные растрескиванию (см. рис. на с. 20). При сильном короблении иконы в местах сты­ков досок паволока, даже отрываясь от основы, предохраняла левкас и жи­вопись от разрыва (см. рис. на с. 42). На­личие паволоки на доске под левкасом можно обнаружить только в местах его утраты. Полное же выявление наличия паволоки, или ткани, как и места ее на­клейки, можно получить только при по­мощи рентгенограммы (ил. 84). ХОЛСТЯНАЯ ОСНОВА В старых изданиях и рукописях мож­но встретить непривычное название икон — «полотенца», или «праздники и святые на полотенцах». Так именова­лись небольшие иконы (обычно двусто­ронние) на холсте, иногда окаймленные рамочками. В XX веке их стали называть таблетками. С какого времени их стали изготов­лять, не известно. Самые ранние из из­вестных нам таблеток относятся к кон­цу XV века. Предполагают, что еще рань­ше художники, отправляясь в другие страны и города, возили с собой подоб­ные портативные иконки в качестве об­разцов. В русских церквах в дни праздников их помещали вместо обычных икон на досках на аналоях (специальных высо­ких подставках). Размеры таблеток не­велики — приблизительно 25 X 20 см. Основа их состоит обычно из двух склеенных между собой холстин; иногда между ними положен еще слой бумаги. Об изготовлении таких икон в XVII веке говорили «писать иконы на холстяных цках», то есть на холстяных досках. Склеенные полотна покрывали с обеих сторон слоем левкаса обычной толщины, как на досках. Так что основная тол­щина таблетки достигалась за счет двух слоев левкаса. Благодаря равномерности строения ткани и ее сравнительно небольшой тол­щине по отношению к слою левкаса, такая основа не оказывает влияния на сохранность произведения, то есть не способна вызвать изменения или разру­шения слоев левкаса и живописи. Но са­ми таблетки недостаточно прочны. По­этому иногда их при изготовлении заключали в рамки из тонких реек.
Категорія: Реставрація станкового темперного живопису | Додав: koljan
Переглядів: 383 | Завантажень: 0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП