ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Соціологія для юристів

Структура и содержание культуры
Самая маленькая, далее неделимая единица культуры называется элементом культуры. В материальной культуре таким элементом будет, например, гайка, в нематериальной — рукопожатие. Таких единиц в любой культуре можно насчитать тысячи и тысячи.
Но достаточно редко бывает, чтобы один элемент культуры существовал самостоятельно, без связи с другими элементами, обычно многие элементы культуры связаны между собой. Совокупность культурных элементов, возникших на базе какого-то исходного элемента и функционально с ним связанных, называ-
54
ется культурным комплексом. Например, спортивная игра (футбол) является культурным комплексом. В него входят как материальные элементы (мяч, ворота), так и нематериальные (правила игры, этика судейства).
"Объединение нескольких культурных комплексов создает культурный институт (семья, школа). Например, институт брака включает в себя культурные комплексы знакомства и ухаживания, венчания, свадьбы и т. д.
I Среди культурных элементов особо выделяются основные, или базисные, элементы. К базисным элементам духовной культуры относятся: знание, ценность, культурная норма.
Элемент культуры знание обычно в социологии не рассматривается. Во-первых, он не имеет такого значения для анализа социологических проблем как, например, ценности и нормы. Во-вторых, его изучает особая наука — теория познания.
В фундаменте культуры лежат ценности. Разные культуры различаются в первую очередь разным набором ценностей. В этом наборе выделяются базисные ценности, которые определяют содержание культуры и образ жизни ее носителей. Функция базовых ценностей — защита и сохранение целостности социальной группы — носителя данной культуры (патриотизм, вера в Бога и т. д.). Противоположность (или несовместимость) базовых ценностей препятствует взаимодействию культур, восприятию даже небазовых ценностей и моделей поведения. Например, работа женщин на производстве осуждается в большинстве мусульманских стран, поскольку такая европейская базовая ценность, как равенство полов, противоречит фундаментальным ценностям ислама.
Взаимодействию культур мешает и такое свойство любой социальной общности, как этноцентризм. В социальном оценивании и сравнении себя с другими точкой отсчета и соизмерения для социальной группы является она сама. Эталоном культуры является культура данной группы, и, как правило, результат сравнения предопределен заранее. Как справедливо констатирует русская пословица, всякий кулик свое болото хвалит.
С одной стороны, этноцентризм играет положительную роль: он способствует сплочению группы, усилению ее жизнеспособности, сохранению культурного своеобразия, воспитанию положительных качеств (любовь к Родине, национальная гордость). С другой стороны, «любовь к отеческим гробам» может перерасти в национализм и ксенофобию — страх и ненависть к другой ра-
55
се, народу, культуре. Проявлениями этого являются известные рассуждения об отсталых нациях, примитивной культуре, богоизбранном народе и т. д. В этом случае этноцентризм закрывает путь к взаимодействию культур и тем самым наносит вред той социальной группе, о благе которой он вроде бы печется, поскольку замедляется ее культурное развитие.
Но есть ценности, общие для всех культур и народов, так называемые общечеловеческие (уважение к старшим, забота о детях и т. д.). Именно на основе таких ценностей возможно взаимодействие и взаимообогащение культур, культурная ассимиляция.
Ценностью называется любой объект, способный удовлетворить общественную или индивидуальную потребность. Ценности различаются по:
• субстрату — на материальные (например, ювелирные украшения) и идеальные (честь),
• субъекту — на ценности общества (законопослуш носгь), нации (патриотизм), партии (идейность), индивида (деньги),
• характеру потребности — на моральные (честность), экономические (дисциплинированность), поли тические (карьеризм).
Ценности являются основаниями социальных оценок, т.е. разделяемых большинством людей представлений о том, что есть добро, красота, справедливость, счастье и т. д. Ценности указывают на то, что есть самое важное в культуре, что должно уважаться и сохраняться.
Способом закрепления и сохранения самих культурных ценностей выступают нормы культуры.
Культурная норма — это правило, образец, стандарт должного поведения в соответствии с общепринятыми ценностями. Норма служит главным способом регуляции поведения людей.
Совокупность норм образует нормативную систему. Основные типы нормативных систем: обычай, мораль, религия, право.
Обычай есть стихийно сложившийся, привычный, стереотипный способ поведения людей.
Он регламентирует поведение членов группы, укрепляет групповую сплоченность, приобщает индивида к социальном) и культурному опыту группы. Примерами обычаев являются празднование Нового года, свадьбы, хождение в Гости и т. д.
56
Соблюдение норм обычая обеспечивается силой общественного мнения группы.
I Реализация обычных норм часто выражается в обрядах, или ритуалах — строго определенной последовательности символических действий, воплощающих те или иные социальные идеи.
Обряды сопровождают самые важные моменты в жизни человека — рождение (крещение), взросление (инициация), создание семьи (венчание), смерть (отпевание, погребение). Социальный смысл обряда состоит в способствовании лучшему усвоению индивидом групповых ценностей и норм. Сила обряда заключается в его эмоционально-психологическом воздействии на личность. На это направлена эстетическая сторона обряда — музыка, песни, танцы, выразительные жесты и т. д.
Обрядность связана не только с религией. Обрядовые (ритуальные) действия распространены во всех сферах социальной действительности: воинская присяга, посвящение в студенты, открытие памятника, инаугурация президента и т. д. Свои ритуалы существуют ив тюрьме. Например, ритуал «прописки», т.е. приема новичка в тюремное сообщество; ритуал «опускания», т.е. перевода в низкостатусную группу, низшую «касту».
Разновидностью обычая являются нравы.
I Нравы — это особо значимые для группы и высокочтимые | обычаи, имеющие моральное значение.
Слово «нравы» (mores) — также древнеримского происхождения, оно означало «священный обычай». От него происходит понятие морали.
Мораль (нравственность) — совокупности культурных норм, в основе которых лежат присущие данной культуре идеалы доб-| ра, справедливости, честности и т. д.
Например, обычай праздновать именины не относится к фавам, а обычай гостеприимства — относится. Особой формой нравов является табу.
Табу — абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо | действие, предмет, слово.
Табуирование (процесс наложение табу) было широко распространено в архаичных обществах, оно оберегало группу от разных опасностей. Но и в современных культурах табу не ис-
57
чезло. Табуированию подвергаются отдельные стороны кровнородственных отношений — запрет на инцест (кровосмешение); процесс питания — запрет на канибализм, запрет на употребление свинины у евреев и мусульман и др.
Обычай, сохраняющийся и передающийся из поколения в поколение, называется традицией (от лат. tradicio — передача, предание).
Традиция — это способ воспроизводства, процесс передачи (трансляции) от одного поколения к другому основного содержания культуры — ценностей и норм. Традиции сохраняют все самое ценное в культуре. Механизмы такой передачи:
• фольклор, т.е. изустное предание,
• имитация, повторение образца поведения. . Адекватность достигается путем многократного повтора действий, и в этом велика роль ритуалов.
В доиндустриальных обществах большинство, а в допйсь-менных все содержание культуры передавалось через традиции. С изобретением книгопечатания, созданием библиотек, университетов, изобретением радио, телевидения, т.е. с созданием принципиально новых носителей информации (результат технического прогресса) культурное значение традиций в жизни общества стало уменьшаться.
Особое значение имеет правовой обычай — исторически сложившееся традиционное правило поведения, общеобязательность которого санкционируется государством. Правовой обычай является одним из источников права, а в период формирования права он был основным источником. Например, принцип талиона (око за око, зуб за зуб) лежит в основе пропорциональной системы наказаний в уголовном праве.
Нормы обычая (обычные нормы) были источником и других нормативных систем — морали, религии. И если в догосударст-венных обществах обычай выступал в качестве основной формы регулирования поведения людей, то в дальнейшем, по мере развития общества, основную роль стали играть институционализированные системы, например, право (подробнее это рассмотрено в последующих главах).
Значение традиций для жизни общества трудно переоценить. В обществе они играют роль, подобную наследственности в живом организме. И как нарушения в аппарате наследственности могут привести к гибели организма, так и культурные разрушения и утраты могут привести к деградации общества.
58
Традиции не дают распасться «связи времен», аккумулируют культурный опыт всех предшествующих поколений и передают его потомкам, что позволяет им строить свою жизнь не с нуля, а с того места, где остановились предки. Прерывание культурной традиции (в результате природных катастроф, войн) ведет общество к упадку. Утрата традиций означает потерю социально-исторической памяти (общественная амнезия), в результате чего народ перестает ощущать себя субъектом истории, подобно тому как человек, потерявший память, перестает ощущать себя личностью. Таким народом (и обществом) легко манипулировать, как ребенком.
Иногда культурная традиция прерывается не только насильственно, но и искусственно. Некоторые силы в самонадеянном нетерпении пытаются «загнать клячу истории», совершив «большой скачок». Основным способом этого является разрыв связи поколений, натравливание «прогрессивных» детей на «отсталых» отцов: соколы Троцкого в России, гитлерюгенд в Германии, хунвейбины в Китае. Печальные последствия этого общеизвестны. Вообще стремление отречься от старого мира, разрушить все до основания — это проявления крайнего бескультурья, социологической безграмотности и национального беспамятства.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Структура и содержание культуры» з дисципліни «Соціологія для юристів»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Апаратна база комп’ютерної телефонії
Технологічний процес кування
Класична теорія фінансування
Особливості організації аудиту в агропроми-словому комплексі Укра...
Аудит запасів. мета і завдання аудиту


Категорія: Соціологія для юристів | Додав: koljan (28.11.2012)
Переглядів: 945 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП