ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Економічний аналіз » Сучасний економічний аналіз і прогнозування (мікро-та макрорівні)

Организация экономического анализа и его информационное обеспечение
Поскольку управление — это целенаправленное влияние управляющей системы на объект, которым руководят для достижения поставленных целей, ему присущи пять элементов: прогнозирование (планирование), управление, координация, стимулирование, контроль. Следовательно, экономический анализ присущ всем функциям управления и классифицируется по различным признакам: 1. По содержанию процессов управления: а) перспективный (прогнозный); б) оперативный; в) текущий; г) ретроспективный. 2. По характеру объектов управления: а) экономический анализ в промышленности; б) экономический анализ в сельском хозяйстве; в) экономический анализ на транспорте; г) экономический анализ в торговле; д) экономический анализ в общепите; е) экономический анализ в медицине. 3. По уровню общественного производства и управления: а) высший; б) средний; в) начальное звено. 50

4. По стадиям процесса воспроизводства: а) анализ в производстве; б) анализ в распределении; в) анализ в потреблении; г) анализ в обмене. 5. По составным элементам производства: а) анализ материальных ресурсов; б) анализ трудовых ресурсов; в) анализ финансово-кредитных отношений. Кроме классификации видов экономического анализа исходя из функций управления, экономический анализ классифицируется исходя из цели исследования: 1. Оценка качества и обоснованности оплаты труда. 2. Определение базы показателей для планирования. 3. Оценка результатов хозяйственной деятельности. 4. Выявление резервов и путей их мобилизации. 5. Определение базы для принятия управленческого решения. По субъектам: а) экономические службы предприятия; б) статистические органы управления; в) банковские органы; г) финансовые органы. По периодичности: а) годовой; б) квартальный; в) месячный. По числу освещаемых вопросов: а) полный анализ; б) комплексный анализ; в) тематический анализ. По месту изучения объектов управления: а) комплексный; б) системный; в) функционально-стоимостной; г) сравнительный; д) сплошной; е) выборочный. По изучаемым объектам: а) межотраслевой; 51

б) отраслевой; в) заводской; г) цеховой; д) межцеховой; е) по функциональным службам. По используемым механизмам: а) с использованием ПЭВМ; б) ручной. В условиях автоматизации процессов управления осуществление экономического анализа требует рациональной его организации. Необходимо проведение анализа всех (или отдельных) сторон деятельности предприятия в определенной последовательности. В организации аналитической работы следует начинать: 1) с разработки программы комплексного анализа или плана; 2 с определения цели объекта, состава и последовательности анализа, срока выполнения; 3) с установки отчетности (учетная, контрольная, плановая) и возможности ее обработки на ПЭВМ; обработки информации. С помощью обработанной информации нужно выявить, изучить, измерить факторы, обусловившие изменения показателей, вскрыть резервы и дать материалы для разработки мероприятий по устранению недостатков, т. е. для принятия управленческого решения (которое подтвердит экономическую целесообразность произведенных или намечаемых затрат). На современном этапе характерно усложнение хозяйственных процессов и методов управления ними, что неизбежно требует перехода к новому качеству знаний, и это вызывает необходимость создания информационной системы, соответствующей требованиям сегодняшнего дня для макро- и микроуровней. Для того чтобы ответить на вопрос, что такое система экономической информации и каковы ее особенности, надо вспомнить особенности экономического анализа в условиях рыночной экономики. Раньше в анализе хозяйственной деятельности основное внимание уделяли только внутреннему анализу, часто локальному, ориентированному на отдельные показатели. В условиях рынка обязателен системный подход, так как требуется учитывать кроме прямых много косвенных связей. Необходимо проводить анализ внешней конкурентной среды. Таким образом, имеются внутренние и внешние источники информации. 52

Внешние источники информации подразделяются на такие: a) специализированные частные — это бюллетени агентств по маркетинговым исследованиям; б) вторичные — это источники публикуемой информации (бюллетени статистики, балансы банков); в) оригинальные (полезные исследования с позиции потребителя, проводимые собственными отделами маркетинга, исследований и сбыта). Внутренние источники информации включают: a) исследование внутренних данных отделом анализа; б) исследование информации, поступающей от функциональных подразделений предприятия. Информация — это совокупность сведений, характеризующих деятельность предприятия. Следовательно, внешняя информация — это экономическая, социальная, деловая и т. д., а внутренняя — это результаты деятельности (конечные и промежуточные) предприятия, прогнозы, задачи и направления деятельности (маркетинговые исследования) и производственноснабженческие возможности, определяющиеся техническим уровнем предприятия. Информация должна отвечать следующим требованиям: быть объективной, конкретной, комплексной, оперативной, систематической. Анализу должна предшествовать проверка информации по трем видам: 1. По существу направления анализа. 2. Техническая проверка (наличие подписи на документах, полнота отчетных данных, соответствие отчетных форм — сопоставимость). 3. Счетная проверка — на правильность итогов (выборочная). Информационное обеспечение анализа включает разнообразные виды информации: 1. Правовое, хозяйственное и финансовое законодательство. 2. Нормативно-плановую (торгово-финансовые данные, производственно-плановые). 3. Учетную информацию: а) данные бухгалтерского учета; б) текущий учет: журналы-ордера, машинограммы по балансовым счетам, главная книга; 53

в) отчетность — баланс Ф-1, Ф-2, Ф-3; г) статистический учет и его информация; д) оперативный учет (всевозможные сводки, справки). 4. Внеучетную информацию (материалы ревизий, аудиторских проверок, материалы печати, производственных совещаний, материалы лабораторного и врачебно-санитарного контроля, докладные записки). Главное место в информационном обеспечении занимает бухгалтерская отчетность, которая дает опытному аналитику полную информацию о финансовом состоянии, устойчивости положения и возможных перспективах предприятия. Экономический анализ базируется на системе, которая опирается на следующие принципы: а) объективность отражения всех сторон хозяйственной деятельности; б) единство информации; в) выявление потребителей информации и способов их удовлетворения; г) устранение дублирования в первичной информации; д) оперативность информации. Бухгалтерский учет и отчетность дают наиболее полное представление об имеющихся хозяйственных средствах. Полный анализ бухгалтерской отчетности позволяет принять меры по улучшению деятельности предприятия в целом и его структурных подразделений. Статистический учет и отчетность отражают совокупность массовых процессов, характеризуют их с количественной стороны и позволяют выявить определенные экономические закономерности. Оперативный учет и отчетность применяются на отдельных участках предприятий и обеспечивают быстрое получение информации. Выборочные учетные данные способствуют углублению и детализации при изучении показателей отчетности. Выборочные данные рассматриваются как источник учетного характера, так как черпаются из текущего бухгалтерского учета и первичной документации. Внеучетная информация подразделяется: 1) на материалы ревизий; 2) материалы лабораторного и врачебно-санитарного контроля; 3) материалы производственных совещаний; 4) объяснительные и докладные записки; 5) материалы печати. 54

Планово-нормативная информация подразделяется: 1) на данные планов; 2) нормативные материалы; 3) данные инструкций, всевозможных паспортов, прейскурантов, справочников. Экономический анализ является основным потребителем информации, поэтому наиболее чувствителен к ее недостаткам. Таким образом, анализ хозяйственной деятельности предполагает наличие определенной организационно-информационной модели, построение которой служит необходимой предпосылкой организации комплексного анализа. Модель предполагает выбор рациональной системы экономических показателей, в которой последние находятся в определенной субординации и взаимосвязи, наиболее точно отражают экономическую действительность и способствуют активному воздействию на нее. В качестве примера рассмотрим организационно-информационную модель оценки эффективного использования материально-технической базы предприятия, т. е. модель анализа состояния и использования основных производственных фондов (рис. 7). Согласно рис. 7 объектами экономического анализа являются: Блок 1 1.1. Материально-техническая база, ее наличие, движение, состояние и функция управления. 1.2. Прогнозирование материально-технического баланса (МТБ). 1.3. Факторы, обусловливающие МТБ (внешние и внутренние): численность машин, численность населения, состояние платежеспособного спроса, научно-технический прогресс, внутренние финансовые ресурсы.

Существующая в настоящее время система показателей деятельности предприятия включает в себя различного рода показатели: абсолютные и относительные, количественные и качественные, натуральные, стоимостные, трудовые, условно-натуральные, общие для всех отраслей и дифференцированные, сквозные для всех уровней управления и применяемые лишь на отдельных уровнях, плановые и отчетные. В нашем примере используются следующие показатели: Блок 2 55

56

2.1. Стоимостные показатели: абсолютный размер основных фондов в целом и по видам на начало периода, поступление, выбытие и наличие на конец периода в гривнях. 2.2. Натуральные показатели: абсолютный размер по видам (число единиц оборудования по типам, специализации по площади). 2.3. Количественные показатели: стоимостные и натуральные. 2.4. Качественные показатели: например, соотношение основных промышленно-производственных фондов (ППОФ) по видам. 2.5. Удельные показатели: фондоотдача, фондоемкость, рентабельность. Информационное обеспечение или источники информации: 3.1. Правовое, хозяйственное и финансовое законодательство по собственности, капиталовложениям, основным фондам и т. д. 3.2. Нормативная база — технические проекты здания, оборудование, нормы и нормативы. 3.3. Учетная информация: 3.3.1. Текущий бухгалтерский учет: журналы-ордера или машинограммы по бухгалтерским счетам. 3.3.2. Отчетность: бухгалтерский баланс, стоимость ППОФ и величина их износа. 3.3.3. Статистический учет. 3.3.4. Оперативный учет — сводки, справки, другая информация. 3.3.5. Внеучетная информация — технические паспорта оборудования, инвентарные описи, служебные записки по основным фондам. Блок 3 Блок 4 Методы обработки информации:

4.1. Сравнения — сравнение с лучшим, с прошлым (динамика), с планом, со средними данными. 4.2. Группировки. 4.3. Средние величины. 4.4. Балансовая увязка имеющейся информации по движению оборудования (фондов): с помощью балансовой увязки проводится анализ движения основных фондов. 57

Остаток на начало года + поступления от реализации + остаток на конец года

выбытие

уценка

реализация

Графический метод. Ряды динамики — во времени с учетом динамики цен. Метод аналитического выравнивания (связан с индексацией). Метод элиминирования — при проведении факторного анализа. 4.9. Корреляция — факторный анализ. 4.10. Линейного программирования — для оценки обоснованности размещения ППОФ согласно выбранному техническому проекту. 4.11. Теория массового обслуживания — используется для определения оптимального размера предприятия, количества рабочих мест и размещенного в нем оборудования. Блок 5 Методы, приемы обобщения и реализации результатов анализа:

4.5. 4.6. 4.7. 4.8.

5.1. Систематизация результата в зависимости от цели. 5.2. Обобщение и группировка результатов анализа по факторам. 5.3. Расчет и обобщение неиспользованных резервов. 5.4. Разработка мероприятий по повышению эффективности использования МТБ. 5.5. Определение необходимых объемов в МТБ. 5.6. Принятие управленческих решений. 5.7. Контроль за их выполнением. Рассмотренная организационно-информационная модель может разрабатываться на предприятии независимо от формы собственности, поскольку позволяет правильно определить направление инвестиционной политики исходя из состояния производственного оборудования предприятия. Аналогичные организационно-информационные модели составляются также по другим показателям деятельности предприятия, поскольку анализ информационной модели позволяет выделить “узкие места” в производственном процессе предприятия, определить его ресурсы и потенциальные возможности для повышения эффективности производства, дать объективную оценку результатам хозяй58

ственной деятельности. Схема построения информационной модели представлена на рис. 8.

Рис. 8. Схема построения информационной модели

Более упрощенным подходом к анализу результатов деятельности предприятия является система вычислений (алгоритмов расчета) влияния факторов на изменение того или иного показателя. С помощью алгоритмов расчета выполняют анализ резервов производства и их диагностику, что позволяет сделать вывод относительно каждого анализируемого показателя: как достичь желаемого уровня отдачи ресурсов производства без существенных затрат.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Организация экономического анализа и его информационное обеспечение» з дисципліни «Сучасний економічний аналіз і прогнозування (мікро-та макрорівні)»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Формування банківського портфеля цінних паперів та управління ним
Аудит розрахунків з акціонерами
Комунікаційні сервіси Internet
Поняття про інвестиційний проект
Затвердження


Категорія: Сучасний економічний аналіз і прогнозування (мікро-та макрорівні) | Додав: koljan (21.08.2012)
Переглядів: 725 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП