ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Актуальні проблеми клінічної та прикладної психології

АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА СЛУШАТЕЛЕЙ (КУРСАНТОВ) БЕРЕГОВОГО УЧЕБНО-ТРАНСПОРТНОГО ЦЕНТРА БЖС
В настоящее время многие области трудовой деятельности связаны с нервно-психическим напряжением, особенно у рыбаков и моряков.
Система «рыбак-судно-море» (РСМ)- многофункциональна и сложна. Самое слабое звено в этой системе — рыбак (моряк). По статистическим данным 70-80% происшествий происходит из-за ошибок командного состава (рыбака-моряка).
Проблема надёжности судоводителя связана с ролью человеческого фактора, под которым понимают всю совокупность физических, психических и социальных свойств личности судоводителя и их эффективное использование в процессе управления судном.
С 1996 года на уровне государственной программы включена психологическая подготовка судоводителей и других специалистов, учащихся в университете и проходящих подготовку в Береговом учебно-тренажёрном центре БЖС.
Проблема надёжности и компетентности курсантов - будущих работников моря.
Для её успешного решения необходимо обратить самое пристальное внимание на индивидуальный подход к психологической подготовке курсантов при освоении приёмами и методами БЖС в условиях тренажёрного центра. Это одна из основных тенденций нашего времени - признание личности курсанта.
Основной задачей психологической подготовки рофессионала является формирование психического состояния и реализация освоенного навыка в определённом виде работ по БЖС.
Формирование соответствующего состояния и учёт «индивидуального подхода» позволяет построить процесс психологической подготовки курсантов более эффективно. Высокие технологии, обилие информации, современная техника, постоянный дефицит времени, напряжённая работа рыбака (моряка)- всё связано с нервно-психическим напряжением [4].
Ускорение темпа жизни, усиливает это напряжение, в своём большинстве способствует возникновению и развитию пограничных форм нервно-психической патологии, что выводит проблемы психогигиены и психопрофилактики в ряд главных задач охраны психического здоровья рыбака (моряка).
Решение проблемы связано, прежде всего, с необходимостью ранней диагностики субклинических проявлений такого рода состояний, в частности, невротизации, психо-патизации и предрасположенности к ним (т.е. акцентуации характера), которые вполне возможно диагностировать в процессе психологической подготовки слушателей (курсантов) в цикле изучения индивидуальных свойств курсанта тренажёрного центра, наряду с темпераментом и другими характеристиками. Курсант, находящийся в экстремальных условиях моря, отслеживает ежесекундно значительное количество параметров, поневоле находится в состоянии постоянного напряжения, а то и перенапряжения. Существует немало факторов (экзогенных и эндогенных), которые не позволяют ему сформулировать состояние оперативного покоя. Поэтому большую роль в психологической подготовке курсанта играет диагностика его психологических и психофизиологических свойств, и, конкретно, акцентуаций характера, которая под воздействием психогенных и природных (физических) факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления» может вызывать временные нарушения адаптации и отклонения в поведении [2]. Что совершенно недопустимо в период борьбы за живучесть корабля и спасения своей жизни.
В литературных источниках содержится информация о значительной корреляции между уровнем невротизации и психопатизации и некоторыми акцентуациями характера. Все акцентуации А. Е. Личко рассматриваются как временные изменения характера, согласующиеся с возрастом. В то же время многие из них переходят в психические заболевания или же сохраняются на всю жизнь [8].
В данном исследовании используется метод опроса, метод беседы, наблюдения, интервью и методика Г. Шмишека [11]. Для подтверждения незначительной статистической разницы встречаемости признака (акцентуации характера) по возрастным группам курсантов использовался метод математической обработки полученных данных -многофункциональный критерий Фишера (угловое преобразование Фишера) с целью проведения сравнительного анализа наличия акцентуации личности в разных возрастных категориях.
Было организовано и проведено исследование 193 курсанта тренажёрного центра. Выборку разгруппировали на следующие группы: 1 группа: 20-25 лет; 2группа: 25-35 лет.
Полученное эмпирическое значение 1,31 находится в зоне незначимости [10]. Следовательно, доля лиц курсантов в возрасте от 20 до 25 лет с акцентуацией личности не больше, чем доля лиц курсантов в возрасте от 25 до 35 лет. Таким образом, исследование показало- преподаватель может быть уверен, что для реальных данных выявленное отсутствие статистического различия можно интерпретировать:
• Что доля лиц с акцентуацией личности в обеих выборках практически одинакова;
Что доля лиц с акцентуацией личности в обеих возрастных группах курсантов достаточна высока 64,8-73,8 %;
Понятие «пограничные состояния», «акцентуированные личности», «невротизация», «психопатизация»- необходимо включать в курс психологической подготовки курсантов для более качественной подготовки на БЖС и в других чрезвычайных ситуациях;
В процессе психологической подготовки курсантов необходимо проводить групповые исследования курсантов на доминирующий темперамент (т.е. имеются акцентуации темперамента) на акцентуацию характера как крайний вариант нормы.
Значимость индивидуального подхода в подготовке личного состава курсантов (слушателей) будет неполноценной без вышеперечисленных факторов. Достаточно сложно провести чёткую границу между чертами, формирующими акцентуированную личность и чертами, определяющими вариант индивидуальности человека. Понятие «акцентуация» впервые ввёл немецкий психиатр и психолог, профессор неврологической клиники Берлинского университета Карл Леонгард. Он заменил термин «психопатия» на термин «акцентуированная личность». Акцентуация характера, по Леонгарду, это нечто промежуточное между психопатией и нормой. По его мнению, акцентуированные личности - это не больные люди, а это здоровые индивиды со своими индивидуальными особенностями. Акцентуированные характеры зависят не от природно-биологических свойств, а от факторов внешней среды, которые накладывают отпечаток на образ жизни данного человека [7].
Акцентуация всегда предполагает усиление степени определённой черты. Эта черта личности, таким образом, становится акцентуированной. Акцентуированные черты личности не так многочисленны, как варьирующие индивидуальные. Акцентуация-это, в сущности, те же индивидуальные черты, но обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние. При большой выраженности они накладывают отпечаток на личность как таковую и, в своём негативном развитии могут приобрести патологический характер, разрушая структуру личности. Они не являются основными причинами патологического формирования личности, но могут стать одним из факторов в развитии пограничных состояний [8].
Акцентуацию можно определить как дисгармоничность развития характера [5], гипертрофированную выраженность отдельных его черт, что обуславливает повышенную уязвимость личности в отношении определённого рода воздействий и затрудняет её адаптацию в некоторых специфических ситуациях, например, управление спасательными работами и т.д.
Учитывая вышесказанное, всё же необходимо обратить внимание, что сочетание различных типов акцентуаций, психопатических и невротических сочетаний приводит к различным исходам. Например, сочетание акцентуированных и психопатических личностных черт в том или ином человеке не усиливает акцентуацию, а напротив, оно ведёт к выравниванию характера, т.е. к норме.
Следующий этап исследования состоит в дифференциации полученных данных по группам. В данной выборке исследования показали:
75%- смешанные акцентуации;
25%- единичная явная акцентуация, как правило, с тенденцией, т.е. с дополнительными чертами.
Обработанные результаты по встречаемости акцентуации характера выборки представлены в сводной таблице № 1
А) Промежуточные типы обусловлены эндогенными закономерностями (генетическими факторами) и особенностями развития в раннем детстве.
Например, циклотимно-экзальтированный тип, циклотимно-тревожный тип, ин-тровертированно-тревожный тип, гипертимно-экстравертированный тип, экзальтированно-тревожный тип, интровертированно-педантичный тип, демонстративно-возбудимый тип.
Б) Амальганные типы-это тоже смешанные типы, но у них другое формирование акцентуированных черт, на эндогенное ядро одного типа накладываются черты другого типа, в силу неправильного воспитания при хроническом психогенном воздействии.
Например, гипертимно-неустойчивый и гипертимно-возбудимый тип представляют собой присоединение неустойчивых и демонстративных черт к гипертимной основе. Эмоционально-демонстративный тип- наслоение демонстративности на эмоциональную лабильность [14].
Вторым мощным трансформирующим фактором является продолжительность социально-психологического воздействия [13].
Исходя из вышесказанного можно сделать следующий вывод, что в исследовании индивидуальных психологических свойств курсантов тренажёрного центра БЖС желательно включать исследования по акцентуации характера, это во-первых. Во-вторых, преподавателям и инструкторам, мастерам необходимо учитывать особенности выявленной акцентуации характера курсанта при последующих рекомендациях тренажёрного центра в процессе психологической подготовки, а именно: зная статику и динамику акцентуаций можно предотвращать конфликтность курсанта как самому себе, так и к обществу. Прогнозировать выравнивание черт характера в сторону гармоничной личности.
Составлять психокоррекционную программу с лечебной и профилактической целью. А также выявлять не годных или условно годных в экстремальных условиях моря.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА СЛУШАТЕЛЕЙ (КУРСАНТОВ) БЕРЕГОВОГО УЧЕБНО-ТРАНСПОРТНОГО ЦЕНТРА БЖС» з дисципліни «Актуальні проблеми клінічної та прикладної психології»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Якість створення продукту
ВИЗНАЧЕННЯ ТА КЛАСИФІКАЦІЙНІ ОЗНАКИ ТОВАРІВ І ПОСЛУГ
Аудит внесків на загальнообов’язкове державне соціальне страхуван...
ОСОБЛИВОСТІ ПРОВЕДЕННЯ ГРОШОВОЇ РЕФОРМИ В УКРАЇНІ
Основні поняття електронної пошти, списки розсилки, телеконференц...


Категорія: Актуальні проблеми клінічної та прикладної психології | Додав: koljan (29.01.2012)
Переглядів: 889 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП