Наверняка в Китае есть сотни тысяч, если не миллионы людей, которые убеждены, что демократия является лучшим выбоПоощрение развития демократии ..
56i ром для их страны. С начала XX века часть интеллигенции традиционно поддерживала идею конституционной демократии (6s). Число тех, кто втайне надеется на переход к политической демократии, несомненно, выросло благодаря достижениям Тайваня в создании процветающей современной экономики и демократии, успешно избежавшей террора и коррупции, характерных для материкового коммунизма. Сейчас те, кто придерживается подобных взглядов, в основном образованные люди. Однако многие из числа рабочих и крестьян пришли к таким же выводам в результате собственного опыта страданий и эксплуатации со стороны диктатуры. Примером того, как быстро поддержка демократии может стать существенной, даже в современном политическом контексте, является создание в 1998 году Демократической партии Китая, в которую за несколько месяцев вступило более го тысяч человек. Группа мужественных организаторов партии получила всестороннюю поддержку, в том числе и финансовую, от демократически настроенных китайцев, проживающих за рубежом. Ее сторонники в стране и за рубежом надеялись, что она не станет объектом репрессий, так как партия действовала открыто, выполняя все юридические требования регистрации гражданских организаций. Надежды эти во многом были связаны и с визитом в Китай преаидента Клинтона. К сожалению, режим принял решение уничтожить Демократическую партию Китая, арестовав ее организаторов и запугав сторонников (66). Ряды демократически настроенных граждан Китая могут быстро пополнить верующие и представители таких этнических меньшинств, как мусульмане-уйгуры и тибетцы. Многие из них предпочтут подлинную политическую демократию в надежде свободно жить в соответствии с собственными убеждениями и без преследований. Сторонники движения «Фа-луньгун», насчитывающие десятки миллионов человек и подвергающиеся репрессиям с конца 1999 года, также предпочтут подлинную политическую демократию. Такого же мнения, скорее всего, придерживаются и рабочие в городах страны, которые хотят создать по-настоящему независимые профсоюзы, облегчить тяжелые условия труда и добиться пересмотра крайне
562 ГЛАВА 19
низкой заработной платы (67). Это предполагает, что, хотя ключевая группа граждан Китая, активно преданных идеям политической демократии, может быть весьма невелика, есть шанс ее резкого численного увеличения, если появится реальная возможность добиться этой альтернативы, не подвергаясь риску немедленных арестов и наказания. Один американец китайского происхождения, проработавший в стране 2о лет, написал, что в предстоящие годы «центральное правительство не сможет бороться с теми, кто бросает ему вызов... в результате все нынешние институты власти прекратят свое существование» (68). Стоит вспомнить, что маленькая группа мужественных активистов в коммунистической Восточной Европе поддерживала факел борьбы за права человека год за годом в ip/o-x и 198о-х годах, до тех пор, пока изменившиеся обстоятельства не открыли путь к свободе. Положение изменилось благодаря активной деятельности граждан и решению Советского Союза осенью 1989 года, сразу после вывода войск из Афганистана, не применять военную силу против демонстраций в поддержку свободы в Восточной Европе, как это делалось в 1953> *95б и 1968 годах. Если китайский режим воздержится от применения силы против своих граждан, может действительно возникнуть «степной пожар» стремления граждан к свободе.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ДЕМОКРАТИЧЕСКИ НАСТРОЕННЫЕ ГРАЖДАНЕ КИТАЯ» з дисципліни «Китай: Наростаюча загроза»