Оценка деятельности фирм и верификация результатов
Шкала оценок. При построе- нии графиков могут применяться шкалы, которые наиболее привыч- ны сотрудникам издательства. На- пример: пятибалльная (оценки от 1 до 5; шкала широко распространена при оценки знаний в школе, а также применялась в предыдущем разделе); десятибалльная (оценки от 1 до 10). Однако работая с объектами, которые трудно описать, бывает сложно объяснить различия между близкими оценками, например между оценкой 6 и 7 при десятибалльной шкале, поэтому рекомендуется в последующем377 В ней достаточно просто выделяются три зоны: хорошо, плохо, удов- летворительно и можно выделить их оттенки. Например: не совсем хоро- шо — 7; хорошо — 8; больше чем хорошо — 9. Аналогично можно оце- нить и другие группы: не совсем плохо —3; плохо — 2; очень плохо — 1. Таким образом, девятибалльная шкала дает исследователям возможность логически обосновывать свои оценки. Исходя из того что для каждого признака нужны индивидуальные граничные значения, необходимо вер- бально, применительно к ситуации, определить, что следует понимать под оценками «плохо» и «хорошо». До того как специалисты начнут давать оценки, согласовываются граничные значения, относительно которых бу- дет проведено их позиционирование по каждому признаку деятельности фирмы. Все согласованные граничные оценки вносятся в таблицу. Согла- сование граничных оценок и их описание является довольно сложной за- дачей, и поэтому в процессе работы должны принимать участие (по воз- можности) ведущие специалисты издательства. Пример представления результатов этой работы по двум признакам приведен в табл. 16.5. Устанавливая граничные оценки, необходимо учитывать, что: они отражают позицию покупателя о деятельности фирмы на рынке (он выбирает, у кого купить книги), а не мнение сотрудников о своей работе; оценки должны быть по возможности полными и понятными. Желательно избегать односложных предложений типа «возрастает» или «убывает». Целесообразно уточнить величину изменения, например, «воз- растает на 25%». В этом случае специалисты, анализируя ситуацию в из- дательстве, могут точно позиционировать на шкале точку (оценку) по дан- ному признаку. Построение оценочного профиля фирмы. Для построения оценочного профиля каждой фирмы отдельно по каждому признаку дается оценка. Чтобы повысить надежность оценки и снизить влияние субъективного мнения каждого специалиста, рекомендуется параллельно строить оценоч- ный профиль фирмы несколькими специалистами или группами специа- листов. Индивидуальные оценки могут усредняться. При этом следует руководствоваться тем, что точность итоговой оценки пропорциональна корню квадратному из числа индивидуальных оценок. Например, для по- вышения точности оценки в 2 или 3 раза необходимо иметь соответственно 4 или 9 индивидуальных оценок. Таблица 16.5 Признак Оценка «плохо» Оценка «хорошо» Склонность к риску у руководителей Импульсивное, мгновенное индивидуальное решение Принятие решений на основе тщательного анализа и оценки риска Деятельность внешних маркетинговых служб Пассивная позиция. Ожидание обращения клиентов Активная позиция. Поиск новых клиентов и сегментов рынка 378 Полученные итоговые оценки заносятся в таблицу. Она состоит из трех частей: поля для построения профиля сильных и слабых сторон; поля признаков; поля оценок деятельности фирмы. Пример построения профиля сильных и слабых сторон фирмы и ее кон- курента приведен в табл. 16.6 (п. — признаки: 1 — качество книг; 2 — ассортимент, 3 — сервис для клиентов; 4 — ценовая политика; 5 — доступ- ность; 6 — квалификация работников; 7 — имидж; 8 — уровень дохода; 9 — условия труда; 10 — время работы на рынке; 11 — склонность к риску; 12 — способность выделиться; 13 — рекламная деятельность; 14 — по- стоянные клиенты; 15 — безопасность фирм; 16 — книжные клубы). Строятся два профиля: фирмы и конкурента. Построение профилей производится в правой части таблицы. Сопоставление этих профилей за- труднено из-за множества пересечений, поэтому для построения профиля сильных и слабых сторон используется левое поле. Его отличие состоит в том, что все оценки вашей фирмы принимаются за 0 (вертикальная линияв середине поля), а оценки конкурента записываются как алгебраическая сумма оценок (с учетом знаков) в правом поле (по каждому признаку из оценки конкурента вычитается оценка вашей фирмы). Полученные относительные оценки с учетом знака наносятся на левое поле. Соединяя прямой линией последовательно полученные точки (оцен- ки), строится соответствующий профиль сильных и слабых сторон конку- рента.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Оценка деятельности фирм и верификация результатов» з дисципліни «Енциклопедія книжкової справи»