Развитие массовой культуры стало важнейшим фактором, определяющим духовную жизнь ведущих стран мира. С точки зрения большинства деятелей культуры, продукция, предназначенная для массового потребления («мыльные оперы» — телесериалы, мелодрамы, триллеры — фильмы ужасов, детективы, фантастика и так далее), за небольшими исключениями, имеет невысокую художественную ценность. Парадокс, однако, заключается в том, что обратить на себя внимание, не используя средства массовой культуры, в современных условиях невозможно. С этой точки зрения, протест против ее господства нередко принимает формы эпатажа публики, который также становится частью массовой культуры. Новые технологии информационной эры не остались вне поля зрения постмодернистов. Отцами видеоискусства в странах Запада считают Нам Чжун Пака и, отчасти, Д. Кейджа. По мнению Нам Чжун Пака, электронные средства коммуникации выполняют информативные функции, апеллируя к интеллекту, что приводит к переизбытку информации, конфликту между человеком и машиной. Его разрешение видится через внесение эстетических начал в телекоммуникации, освобождения их от информационных функций, в частности за счет наполнения их содержания восточным мистицизмом, иррациональными началами. Обращение непосредственно к внутреннему миру человека без «задействования» интеллекта — этот принцип был использован и в таких новых видах искусства, как компьютерная графика, производство видеоклипов, отчасти и современное киноискусство. Важнейшим итогом возникновения глобальной сети теле-радиокоммуникаций, массовой культуры стало повышение общественно-политической роли художественного творчества. Оно стало не только отражением жизни, но и фактором, формирующим социальную реальность. Д. Керуак (1922—1969) был уволен из рядов ВМС США с диагнозом «шизофрения», некоторое время служил моряком в торговом флоте, затем бродяжничал, писал стихи, литературные эссе. В 1957 г. он написал книгу в стиле потока сознания под названием «На дороге». Не имея четкого сюжета, эта книга описывала романтику бродяжничества, наслаждения окружающей природой, свободы от каких-либо обязательств. Эта работа стала бестселлером, а у Керуака появилась масса последователей, известных как битники — в основном, молодые люди, отрицающие, что у них есть обязательства перед обществом, и желающие, чтобы общество оставило их в покое, предпочитающие обеспеченной жизни бродяжничество, свободную любовь, наркотики. Ореол романтизма, созданный вокруг битников средствами массовой информации, породил новое направление авангардистской музыки, бит, отрицающее классические, академические формы музыкального творчества. Парадокс молодежных движений — сперва битников, затем хиппи, рокеров и других, заключался в том, что если первоначально они несли вызов господствующей культуре «общества потребления», то очень скоро они становились частью этой культуры, модой, приносящей немалые прибыли бизнесменам массовой культуры, шоу-бизнеса. Тема молодежного бунта занимала большое место у многих писателей, представителей критического реализма — в частности, Д. Сэлинджера, роман которого «Над пропастью во ржи» вошел в сокровищницу мировой литературы; английского драматурга Д. Осборна, члена группы писателей, называвших себя «злая молодежь». Проблемы неустроенности человека в комфортабельном мире высоких технологий, протеста против попыток манипулирования сознанием, нередко в гротескной форме, поднимались многими писателями-фантастами, в частности Р. Брэдбери в романе «451° по Фаренгейту», К. Воннегутом в антивоенной сатире «Крестовый поход детей».
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Культура молодежного бунта» з дисципліни «Всесвітня історія - XX століття»