В последние месяцы 1909 г. ускорилось развитие промышленности. Новый ее подъем приходится уже на 1910— 1913 гг. В этот период темпы развития большинства отраслей промыш- 1. Экономическое развитие Украины 219 ленпости были почти столь же высокими, как в 90-х годах XIX в., прирост промышленной продукции составлял в среднем 8,8 % в год. Отрасли, производившие средства производства, вдвое превысили по темпам роста легкую и пищевую промышленность. Поэтому удельный вес тяжелой индустрии в продукции фабрично-заводской промышленности возрос с 41,4 % в 1909 г. до 47 % в 1913 г. Довольно быстро развивалась угольная промышленность. Это объяснялось ростом производственных мощностей в отраслях, потреблявших уголь, и все более активным вытеснением в топливном балансе страны традиционных видов топлива (дров и торфа) каменным углем и нефтью. В 1910 г. угледобыча в Донецком бассейне составляла 1 млрд., а в 1913 г.— более 1,5 млрд. пудов. Удельный вес Донбасса в каменноугольной промышленности страны возрос за эти годы с 67 до 74 %. Крупнейшим потребителем донецкого топлива был железнодорожный транспорт, поглотивший в 1910 г. 195 млн., а в 1914 г.— 392 млн. пудов угля. Для удовлетворения потребностей металлургических заводов в 1910 г. понадобилось 94 млп., а в 1914 г.— 148 млн. пудов угля. На третьем месте среди потребителей донецкого топлива находились сахарные заводы. Все же, несмотря на высокие темпы роста угледобычи, отечественная каменноугольная промышленность не поспевала за запросами потребителей, и приходилось увеличивать импорт топлива. В годы промышленного подъема добыча железной руды на Украине почти удвоилась, а марганцевой руды возросла в 4 раза. Потребность отечественной металлургии в руде обеспечивалась полностью, часть марганца экспортировалась. В 1910 г. в Никопольском бассейне добыто 9 тыс. пудов марганца, из которых 4 тыс. пудов было экспортировано, через 3 года из добычи в 17 тыс. пудов за границу продали почти 6 тыс. пудов. Довольно быстро развивалась и металлургическая промышленность. В целом по стране среднегодовые темпы роста выплавки чугуна в период экономического подъема составляли 15,1 %. Производство чугуна на юге России возросло со 126 млн. пудов в 1910 г. до 190 млн. пудов в 1913 г., а готового железа и стали — соответственно с 99 до 141 млн. пудов. В отличие от 90-х годов XIX в. новых предприятий на Украине не возникло, весь прирост выплавки черных металлов был получен за счет расширения действовавших заводов и более эффективного использования имевшихся мощностей. Металлургическая промышленность Украины давала 2/з выплавки чугуна в стране. Поскольку спрос промышленности на металл все же удовлетворялся не полностью, потребители время от времени ввозили его из-за границы. Заметно увеличилась продукция коксовой промышленности страны, полностью размещенной на Украине. Производство кокса достигло в 1913 г. 270 млн. пудов (в 1910 г. составляло 167 млн. пудов). Большую его часть выработали коксовые печи при угольных шахтах, меньшую — доменные цехи металлургических заводов. Развитие коксовой промышленности постепенно вызвало к жизни новую отрасль — коксохимию. Правда, росла она очень медленно. В 1913 г. только 17 % коксовых печей имели приспособления для улавливания побочных продуктов. Было получено около 2,5 тыс, пудов бензола — исходного материала при изготовлении взрывчатых веществ, тогда как из-за границы, преимущественно из Германии, ввезли 220 тыс. пудов. Импортная зависи- 220 IV. Новый революционный подъем (1910—1914) Группа шахтеров-забойщиков перед спуском в шахту. 1912 г. мость отрицательно сказывалась на обороноспособности страны. Роль и значение Украины в общероссийском производстве машин почти не изменилась. Как и ранее, ее транспортное и сельскохозяйственное машиностроение давали стране основную часть продукции этих отраслей. Однако в структуре самого транспортного машиностроения произошли немалые сдвиги. Удельный вес продукции паровозостроения снизился, так как крупнейшие отечественные заводы в Харькове и Луганске не могли работать на полную мощность из-за недостатка заказов. В 1913 г. харьковский завод выпустил 114 паровозов, хотя его производственные мощности позволяли выпускать более 250. При достигнутом в 1905 г. максимуме в 245 паровозоь луганский завод произвел их в 1913 г. лишь 82. Владельцы обоих предприятий выну- ждены были осуществить частичную переналадку производственных мощностей на выпуск продукции, имев^ шей рыночный спрос (сельскохозяйственные машины, паровые котлы, цистерны и т. д.). Заметно возросло в стране сельскохозяйственное машиностроение. Если в 1909 г. стоимость его продукции составляла 35 млн. руб., то в 1913 г. она достигла 61 млн. руб. Стоимость более половины произведенных сельскохозяйственных машин приходилась на долю Украины. При этом в 1913 г. из всех применяемых в сельском хозяйстве страны машин 55 % были отечественного производства (в 1909 г.—45 %). Следовательно, и здесь импорт продолжал играть важную роль. Царское правительство в интересах помещиков отказывалось в этом кон- 7.% Экономическое развитие Украины 221 кретном случае от политики протекционизма и охотно соглашалось на беспошлинный ввоз сельскохозяйственной техники. Импортировались преимущественно сложные машины, находившие применение главным образом в помещичьих хозяйствах. Меры, принятые правительством для укрепления обороноспособности страны, в частности утверждепная в марте 1910 г. так называемая «малая военная программа», способствовали быстрому развитию судостроения. В три последующих года возникло шесть новых судостроительных заводов и верфей, в том числе основанный в 1911 г. самый крупный — завод Русского акционерного судостроительного общества («Руссуд») в Николаеве. В трех наиболее развитых в промышленном отношении губерниях Украины — Екатеринославской, Херсонской и Харьковской — в 1913 г., по данным фабричной инспекции, на предприятиях машиностроения и металлообработки работало около 53 тыс. человек. Сравнительно медленными темпами развивалась пищевая промышленность. Однако доля Украины в этой отрасли оставалась внушительной — более 36 %. Особенно высоким был удельный вес свеклосахарной промышленности. В сезоне сахароварения 1913—1914 гг. на Украине действовало 210 сахарных заводов, которые произвели 1,1 млн. т сахара. Как и прежде, главное место в производстве сахара принадлежало Киевской, Подольской и Харьковской губерниям. Украина давала от 80 до 85 % общероссийского производства сахара. В царской России с ее сильными переягатками феодально-крепостнических отношений особенно остро ощущался разрыв между уровнем научно-технической мысли и практическим применением ее достиже- Разгрузка кокса на Юзовском металлургическом заводе. 1914 г. 222 IV. Новый революционный подъем (1910—1914) ний. В погоне за высокими прибылями, которые гарантировала дешевизна рабочей силы, капиталисты неохотно шли на обновление устаревшего оборудования. Предлагаемые передовыми учеными и инженерами проекты переоборудования предприятий обычно оседали в архивах. Так, в частности, получилось с проектом перестройки доменного цеха Юзовского завода, предложенным известным металлургом Н. К. Ку- рако. И все же в промышленности происходил постепенный переход от паровых машин к паровым турбинам, двигателям внутреннего сгорания, электродвигателям. В прокатных цехах завода Брянского общества в Екатеринославе, Днепровского металлургического в Каменском и частично металлургического завода в Макеевке паровые двигатели были заменены электрическими. Если в 1910 г. в Донбассе работала одна врубовая машина, то перед войной их число возросло до 120. В 1913 г. на шахтах действовало ..свыше 130 механических сортировок, обрабатывавших 60 % добытого угля (в 1901 г. их было лишь немпогим более 30). При этом среднегодовая производительность таких сортировок выросла со 188 до 939 млн: пудов. На рудниках Криворожья в 1913 г. имели электропривод 36 подъемников из 143, применялась электровозная откатка. В целом же технический уровень промышленности России значительно уступал многим странам Европы и Америки. В Донбассе, например, доля механизированной добычи угля составляла лишь 1,7 %. Здесь продолжали господствовать примитивный обушок, кирка, лопата и другие подобные орудия. Неудивительно, что производительность донецкого шахтера была почти вдвое меньшей, чем у горняков, например, Германии. В 1913 г. В. И. Ленин отмечал, что Россия остается страной, «...оборудованной современными орудиями производства вчетверо хуже Англии, впятеро хуже Германии, вдесятеро хуже Америки» *. Коренной причиной резкого технического отставания России от других крупных капиталистических стран являлись пережитки крепостничества, политическое господство реакционных классов под эгидой разлагающегося царизма.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Развитие промышленности» з дисципліни «Історія Української ССР у 10-ти томах»