ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Соціологія релігії

Типы культуры и типы религии
Предложенный Парсонсом подход был рассчитан на то, чтобы признать за религией обе функции - как интеграции и фактора стабильности общества, так и стимула социального изменения. Работы Парсонса способствовали пробуждению интереса к эволюционному методу в социологии, развитию неоэволюционизма и появлению исследований религии в рамках этого направления.
Р. Белла, опираясь на идеи Парсонса, предложил пятиэтапную классификацию, основу которой составляет степень дифференциации системы религиозных символов: примитивный, архаический, исторический, раннесовременный и современный этап. Белла анализирует структуру и функции религии как символической системы каждого из пяти типов, выявляет их социальные последствия и прослеживает процесс измене-ния тех средств для преобразования мира, которыми они располагает. Впервые Р. Белла опубликовал свою концепцию в 1964 г. работе " Religious Evolution"1.
Определив религию как совокупность символических форм, соотносящих чело-века с конечными условиями существования, Белла обращает внимание на то, что нет такой "совокупности символических форм", которая выполняла бы функции религии для всех людей. Существует огромное многообразие таких форм, и задача социологии заключается прежде всего в том, чтобы обнаружить и классифицировать эти формы, а затем посмотреть, к каким социальным последствиям приводит приверженность к той или иной форме.
Выделяя пять типов религии, Белла не имел в виду, что каждая религия должна была неизбежно пройти эти пять этапов. Кроме того, допускается, что более ранние этапы могут существовать с более поздними в рамках одного и того же общества.
Поскольку развитие заключается в дифференциации системы религиозных сим-волов, Белла рассматривает историю религии как смену и преобразование символиче-ских систем, а не как развитие "человека религиозного" и не как эволюцию религиоз-ных институтов в их исторической преемственности.
Примитивная религия исчерпывается двумя символическими формами - ритуа-лом и мифом. На этом этапе еще не существует религиозной организации. Мифы в очень большой степени связа-
' Краткое ее изложение содержится в главе "Социология религии", которую Р. Белла написал по приглашению Парсонса для созданной под руководством и при уча-стии Парсонса книги "Американская социология сегодня. Проблемы, перспективы, ме-тоды", переведенной на русский язык и изданной в Москве в 1972 г.

171
ны с деталями реального мира и представляют собой еще весьма зыбкие, теку-чие образования типа "сна наяву", "мечтания". Людям действительно свойственно по-гружаться во время культовых церемоний в сны наяву, мечтания. В сновидении наяву происходит предвосхищение человеческих действий, в нем вообще очень тесно связа-ны фактическое существование данной группы и парадигматический миф. Этот миф-мечтание легко подвергается перетолкованию, что может вести к обновлению ритуала.
Собственно, примитивное религиозное действие характеризуется не богослуже-нием, не жертвоприношением, а лишь "участием", "воплощением", "приобщением" к коллективному действию. Все присутствующие включаются в религиозное действие на равных: нет ни священнослужителей, ни паствы, ни посредников, ни зрителей. В риту-альном действии участники идентифицируются с мифическими существами, которых они представляют.
В ритуале "всегда" становится "сейчас", практически исчезает дистанция между человеком и мифическими существами - фигурами предков, полузверей-полулюдей, которые еще не являются богами. Им не приписывается власть над миром, и они еще не стали объектом поклонения, хотя нередко наделяются героическими чертами и способ-ностями, превышающими способности обычных людей. Каждый клан и каждая мест-ная группа определяются в категориях прародителей рода и мифических событий, с ними происходивших. Нет особой религиозной органики ж и. Религиозные роли слиты с другими ролями. Если есть дифференциация, то по возрасту, полу или принадлежно-сти к группе родственников.
Социальные последствия примитивной религии Белла интерпретирует, ссылаясь на Дюркгейма: ритуальная деятельность укрепляет солидарность сообщества и способ-ствует приобщению молодежи к нормам поведения племени. Она дает мало средств для преобразования мира, сама текучесть и зыбкость примитивной религии служат прегра-дой для радикальных нововведений, хотя конкретные мифы и ритуалы находятся в процессе постоянного пересмотра и изменения, так что не исключают переосмысления религиозных символов. Примитивная религия не исключает, таким образом, и "нова-торства", хотя главное ее дело - поддержание традиции. Группа в целом представляет собой одновременно социальную и религиозную единицу. В некоторых (руинах име-ются религиозные специалисты - шаманы и знахаря, но они - не обязательная принад-лежность примитивной религии.

172
Социальные проявления примитивной религии присущи не только обществам дописьменной эпохи. Их можно наблюдать и в более сложных типах религиозного по-ведения как те базовые феномены, из которых развиваются все остальные религиозные проявления. Примитивная религия основывается на верованиях в злых и добрых духов, в существование колдовских сил, которые составляют основу магических действий.
В примитивной религии можно выделить три варианта или три подтипа: инди-видуалистический, шаманистский и общинный. Все они вплетены в повседневную жизнь людей и не признаются на "официальных" уровнях. Религиозная традиция при этом не отделена от общей (социокультурной) традиции, конституирующей группу. Религиозные учения, практики и искусства передаются вместе с другими культурными достижениями группы из поколения в поколение. Религиозная принадлежность совпа-дает с принадлежностью к данной группе. И все же в этом достаточно гомогенном ком-плексе существуют некоторые оттенки.
Часть ритуальных актов преимущественно связана с гарантиями и способами достижения успеха индивидом, его "счастьем". Это разнообразные по цели магические действия (постучать по дереву, отметив свою удачу или выразив надежду на ее дости-жение;
"присесть на дорогу"; прибить над входом в дом подкову и т.п.). Все эти сугубо индивидуальные действия являются в то же время действиями социальными, включен-ными в социальную структуру, поскольку предполагают понимание значения принятой в данном обществе символики. Эта форма религии не связана с участием в заданном ритуальном действии группы, не нуждается в услугах религиозных специалистов. Она открыта и доступна для любого члена группы в зависимости от его личных склонно-стей и нужд. Она опосредованно включена в жизнь группы (это могут быть охотничьи, воинские и другие ритуалы) и практикуется на уровне индивидуального действия. Ее не всегда заметно рядом с официальной религией, и чаще всего она не пользуется призна-нием "сверху". В социальном аспекте эти индивидуальные культы не имеют большого значения, но не замечать их нельзя, они могут оказывать влияние на организованную религию через поведение ее индивидуальных членов.
В примитивном обществе, на ранней стадии религиозной жизни роль индивиду-ального начала менее значительна, чем позже, по мере усложнения общества, его диф-ференциации и возрастания автономии и ценности личности. В современном обществе

173
религия начинает все более становиться делом личного выбора, а членство в церкви уступает место личной ответственности.
В рамках примитивной религии появляется, скорее всего, первая форма религи-озной специализации - институт шаманства. Это тип, распространенный в большинстве обществ. Собственно, шаман - это человек, который еще не является религиозным спе-циалистом: он может практиковать в тех случаях, когда этого он хочет сам; он действу-ет на свой страх и риск как частное лицо. Но это уже первый шаг к роли жреца как официального публичного деятеля: шаман оказывает услуги индивидам или группам за какое-то вознаграждение и рассматривается как человек, отличающийся от других при-сущим ему особым даром, "силой", "духом", так что способен выполнять ритуалы, при-носящие пользу другим - отдельны м лицам, семьям. Его роль не предполагает обяза-тельного участия его "клиентов" в коллективном ритуале. Это харизматическая фигура, его дар выявляется прежде всего в экстатическом возбуждении, приобщающем его к сакральному началу. Шаман обладает штыками аскетических ритуальных приемов дос-тижения экстаза, использования наркотических средств.
В значительной мере деятельность шамана связана с болезнями и смертью. Ша-ман чаще всего выступает в роли "целителя", которого приглашают для облегчения страданий, изгнания злых духов. В современном обществе для такого типа деятельно-сти существует функциональная ниша, на нее существует спрос. Шаман часто выполня-ет похоронные ритуалы как лицо, имеющее контакт с миром духов и способное при-нести пользу духу умершего, а также как-то облегчить переживания участников похо-рон. Деятельность шамана в большинстве обществ не предполагает связи с какой-либо организацией. От него не требуется представлять клан, данное сообщество или руково-дить им.
В современном обществе шаман действует там, куда не проникает пни где ока-зываются неэффективными официальная церковь и медицина. Этого деятеля не назы-вают, конечно, теперь шаманом. Это может быть "народный целитель", "экстрасенс" и т.п. Это может быть человек, обслуживающий религиозные потребности там, где со-хранились местные святыни, где исполняются ритуалы, составляющие как бы "нефор-мальные" проявления религиозной жизни. В большинстве крупных церквей практика "чудесных исцелений" ушла в прошлое или "пошла на второй план. Она, во всяком слу-чае широко, не практикуется институциональными структурами современных религий и чаще всего сосредоточивается в руках людей, действующих шаманскими методами. Среди них есть люди, использующие достаточно рациональные средства, но есть про-сто шарлатаны. Во всяком случае, если они существуют, то потому, что и в современ-ном обществе на их услуги

174
есть спрос. Больше того, целительство процветает, равно как астрология, гада-ния и т.д., хотя ясно, что роль "шамана" в современном обществе не имеет высокого статуса (при всем том, что он может оказывать сильное влияние на своих клиентов).
Наконец, в примитивных религиях уже существует практика, которую можно обозначить как общинный (или коммунальный) культ, так или иначе представленный и на других этапах эволюции религии. Это события, связанные с изменением статуса ин-дивида в общине, это весь цикл повседневной жизни, ее календарные даты и ритуалы, включая сезонные перемены деятельности. Здесь религиозные роли не отделились от более общих ролей той или иной личности в общине. Группами, которые осуществляют такого рода деятельность, являются "естественные" объединения - семья, родственные или земляческие группы, а также объединения по возрасту или полу. То, что может быть названо семейным культом, не имеет строгих очертаний, форм. Это те действия, которые отмечают важные для членов семьи события и символизируют признание и поддержание их единства и идентичности. В данном случае подтверждается тезис Дюркгейма о том, что общество является одновременно субъектом и объектом религи-озного поклонения. Очень часто обряды, символизирующие взаимный интерес и един-ство членов той или иной общины, утрачивают ориентацию на "высшие силы" и кон-центрируются на самой этой общности, которая представляет главный объект и цель этих церемоний, объединяющих людей в функционально единое целое, имеющее соци-альное лицо и значение. Пока такое единство представляет ценность и в той или иной мере необходимо для полноценного существования и выживания группы, ритуальная деятельность отмеченного типа будет сохраняться, а по мере того как она теряет жиз-ненный смысл и значение для соответствующих объединений, она прекращает свое существование. Объединение сходного, взаимное тяготение и взаимоподдержка в со-хранении идентичности - вот основа этой формы религии. Наиболее живуча она в фор-ме национальных культов, народной религии, в которой национальная принадлежность приобретает религиозное значение.
Таким образом, религия в ее наиболее примитивных, элементарных проявлениях тесно связана со всеми остальными проявлениями жизни и деятельности данного со-общества. "Миф" и "ритуал" в самом общем виде означают не требующее рационально-го обоснования признание общих (коллективных) ценностей группы и выражение ее стремлений и переживаний. Роль индивида и

175
такой религиозной деятельности определяется той ролью, которую он играет в группе. Здесь нет еще специализации, не вырабатывается религиозная организация, отдельная от организации самого сообщества в виде семьи или землячества. Для спе-циализации функционеров остается мало места, разве что в таких зачаточных формах, как существование признанных "заводил", и за исключением того случая, когда появля-ется фигура шамана, которая становится центром притяжения в особых, кризисных ситуациях (болезнь, смерть) или ситуациях, связанных с изменением статуса индивида, производственным циклом, войнами, общественным порядком. Это религия, которая связывает сообщество в единое целое, утверждая общие цели, и дает индивиду ощуще-ние своей причастности к достижению этих целей и жизни целого. Это верования, раз-деляемые псе ми, в отношении которых не допускается никакого инакомыслия, кото-рые представляются просто как единственно возможные, кик нечто столь же очевид-ное, как сам факт жизни: ты разделяешь эти верования и участвуешь в ритуальных дей-ствиях вместе со всеми - значит, ты такой же, как все.
Архаическая религия включает в себя неолитические религии значительной час-ти Африки, Полинезии и туземного Нового Свети, а также религии бронзового века, получившие распространение как в Старом, так и Новом Свете. Вместе с архаическими пласт" ми в более развитых религиях - это огромная часть религиозной жизни челове-чества.
Продвижение от примитивной религии к архаической прогнило в разных соци-альных условиях по-разному, но общая основа этого сдвига - социальное расслоение общества. Появляется организация религиозной деятельности в виде культа, с комплек-сом богов, жрецов, богослужений и жертвоприношений, часто с обожествляемой или первосвященнической царской властью. Комплекс мифов и ритуалов, присущих при-митивной религии, сохраняется в структуре религии архаической, но по-новому разра-батывается и систематизируется.
Одним из проявлений социальной дифференциации было образование жречест-ва как особой, специализированной социальной группы. Усложнение верований и ри-туалов, жертвоприношения и пруте религиозные действия потребовали наличия спе-циалистов в этом деле, священнослужителей, которые не заняты ничем другим и кото-рые существуют за счет именно этой деятельности. Однако с появлением жрецов не сразу возникает религиозная организация как таковая.

176
Как символическая система религия архаическая отличается от примитивной тем, что, хотя по-прежнему священное и мирское воспринимаются как различные спо-собы организации единого мироздания, все же дистанция между человеком и божест-вом увеличивается. Если в примитивной религии участник ритуала вступает в контакт с божеством, воспринимая его и на него оказывая воздействие, то в архаической религии ритуал, включенный в упорядоченную систему культа, устанавливает эту дистанцию и создает потребность в особых ритуалах, нацеленных на уменьшение разрыва между людьми и их божествами, прежде всего - посредством жертвоприношений. "Текучий" миф примитивной религии становится более определенным и четким, более упорядо-ченным - понимание космоса с ясно очерченной гранью, отделяющей священное от профанного. Могущественные мифические существа образуют более систематизиро-ванный комплекс богов. Примитивные религии продолжают существовать, но они уже не в полной мере в силу коллективистского характера, психологии солидарности отве-чают новым условиям функционирования религии в обществе с социальным расслое-нием. Новый тип религии должен обеспечить выражение нового социального опыта и новых аспектов морального порядка в условиях уже социально неоднородного общест-ва, когда для его функционирования необходимо не столько ощущение причастности к священной основе социального единства, сколько признание священного характера власти, персонифицированной в царе, вожде, первосвященнике, появляется нужда в социальном конформизме.
Верования начинают приобретать авторитарный характер: многие из них при-нимаются на основе доверия к их источнику - личности или группе, включаются в от-ношения господства и подчинения. Это прототип институциональных идеологий.
В исторической религии уже ясно выражено представление о "трансцендентном" - совершенно отличной сфере действительности, которая имеет для религиозного чело-века наивысшую ценность. Это решающий поворот в истории религии: отныне Бог противопоставлен миру и мир лишен самостоятельной ценности. Исторические рели-гии - это религии миро отрицания, "неприятия мира". Это эпоха расцвета "религий спа-сения". Глубокие изменения претерпевает не только взгляд на мир и понимание смысла человеческой жизни, но и организация религиозной жизни. Имен но на этой стадии возникают религиозные организации людей, отдельные от других социальных форм их организации; возникай

177
"церковь" уже не в понимании Дюркгейма (как "община верующих", идентичная клану), а как дифференцировавшаяся от политической власти.
Историческая религия - это совокупность религий, которые М. Вебер называл "мировыми": иудаизм, буддизм, индуизм, конфуцианство, христианство, ислам. Все они принадлежат к одной эволюционной стадии, и все они очень разные - для каждой исторической религии характерны конкретные обстоятельства ее возникновения.
Важнейшие общие черты исторических религий:
1) идея единого Бога, у которого нет ни придворных, ни родственников и кото-рый является единственным творцом и вседержителем мироздания (идея Бога как бы-тия несотворенного, "совсем другого" по отношению ко всему сотворенному бытию);
2) универсальность: они не "привязаны" к какой-то одной группе или "народу"; с точки зрения этих религий человек больше не определяется главным образом в терми-нах того, к какому племени или клану он принадлежит и какому конкретному Богу он служит (человек - существо, способное спастись);
3) религиозное действие, прежде всего - действие, необходимое для спасения; ритуал и жертвоприношение, если и сохраняют важное значение, приобретают новый смысл; если в архаических религиях в жертвоприношениях человек может искупить невыполнение тех или иных обязанностей перед Богом и людьми, загладить отдельные проступки против веры, то теперь речь идет об испорченности самой природы челове-ка; ведущим к спасению идеалом религиозной жизни в исторических религиях является уход in мирской суеты, религиозное удаление от мира. Критерием благочестивости ми-рянина становится степень его приближения к идеалу монашеской жизни;
4) дифференциация религиозной организации от других форм социальной орга-низации, большая и меньшая независимость от прочих структур, прежде всего - поли-тической, которая перестала, таким образом, быть носительницей принципа узаконения самой себя; теперь узаконение государства в какой-то мере становится зависимым от религиозной иерархии; становясь самостоятельной, религиозная организация отделяет-ся от группы или сообщества, превращается в организацию со своей постоянно воспро-изводящейся группой специалистов-руководителей, которая образует составную часть общей иерархической структуры данного общества.
В отношениях между религией и обществом возникает определенная напряжен-ность. В центре интересов исторических рели-

178
гий - драма спасения, поэтому социальные перемены не имеют для них само-стоятельного значения или даже ненавистны как проявление человеческой гордыни, отказа отдуха смирения и т.д. Тем не менее все исторические религии выдвинули кон-цепции совершенного общества и, таким образом, стало возможным, чтобы социальные и политические реформистские движения основывались на религиозных ценностях.
Белла полагает, что в течение длительного времени исторические религии тем самым оказывали на общества, в которых существовали, давление в сторону большей реализации ценностей, но, как правило, во имя какого-нибудь предшествовавшего об-разцового социального строя, возврата к которому они добивались. Характеризуя соци-альную роль и потенциал исторических религий, Белла полагает, что им была чужда идея преобразования мира действиями человека, путь спасения и служения Богу лежал вне мирской деятельности верующих.
Раннесовременная религия - протестантизм эпохи Реформации и другие похо-жие движения (по мнению Белла - секта Джо-до-шин в Японии) знаменовали собой сдвиг в сторону посюстороннего мира в качестве главной сферы религиозного дейст-вия: спасение надо искать не в бегстве от мира, а в гуще мирской деятельности. Дея-тельность в миру стала главным средством прославления Бога, тогда как прежде требо-валось либо соблюдение закона, либо участие в актах сакральной системы, либо мисти-ческие озарения. Между человеком и Богом не должно быть посредников, вера - прямая связь человека с Богом, его индивидуальное отношение со "священным космосом". Церковной иерархии противопоставляется идея "всеобщего священства", отдельным "добрым делам" и соблюдению обрядности - служение всей жизнью и чистотой веры.
Наконец, добровольное членство в религиозной общине выражает также сдвиг религиозных верований в сторону большей связи с индивидуальным жизненным опы-том: слово Божье обращено к каждому в отдельности и всем вместе, и каждый понима-ет его по своему разумению.
Роль религии в обществе резко возрастает. Не прорываясь за рамки символиче-ской структуры исторической религии, раннесовременная религия сумела переформу-лировать ее таким образом, чтобы направить дисциплину и энергию религиозной моти-вации на преобразование светского мира, что позволило достичь поразительных ре-зультатов в экономике, политике, образовании, науке, праве.
Современная религия, начало которой можно отнести к просветительскому де-изму, кантовской "религии в пределах только разу-

179
ма", характеризуется возрастающим индивидуализмом: не религиозная органи-зация является носителем веры, а личность, берущая на себя функцию контроля симво-лических систем, интерпретации догм, личность, ответственная за себя и нахождение смысла своей жизни, который не задается и не решается больше просто принадлежно-стью к религиозной организации. Современная религия - на более высоком уровне, чем примитивная, - это вновь религия мироутверждающая, преодолевающая неприятие ми-ра историческими религиями и вместе с тем ставящая под сомнение саму символиче-скую структуру исторических и раннесовременных религий, особенно свойственный им дуализм посюстороннего и потустороннего миров. Сейчас еще трудно сколько-нибудь определенно охарактеризовать изменения, которые в современном мире пре-терпевают структура и социальные функции религии; настолько эти изменения карди-нальны и настолько непохожей делают они религию по сравнению с привычными ее формами, что возникает сомнение - с религией ли по-прежнему мы имеем дело.
Белла констатирует сдвиг от раннесовременной религии к современной в боль-шинстве наиболее развитых стран. Это сдвиг к поиску личностно-значимых этических ориентиров, от церковной приверженности - к личной ответственности. Социальная роль религии возрастает в связи с этим, поскольку областью ее деятельности становит-ся сфера постоянного совершенствования культуры общества и ценностей личностной системы. Новый тип религии имеет личностный и индивидуалистский, но отнюдь не асоциальный или аполитичный характер.
При всем том даже в самых развитых обществах сохраняется к очень активен нижний слой примитивного и архаического: он господствует сегодня в жизни людей: "Любое крупное современное общество представляет собой лабораторию для изучения всех мыслимых типов религиозной ориентации" [1, с. 280].

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Типы культуры и типы религии» з дисципліни «Соціологія релігії»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит обліку витрат на формування основного стада
Выстрел на дне океана
СОЦІАЛЬНИЙ ЗАХИСТ ЯК СКЛАДОВА СОЦІАЛЬНОЇ ПОЛІТИКИ
РЕКОМЕНДОВАНІ СИСТЕМИ ПОКАЗНИКІВ СТАТИСТИКИ ПРАЦІ
Інвентаризація майна як складова частина оцінки його вартості


Категорія: Соціологія релігії | Додав: koljan (16.12.2012)
Переглядів: 719 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП