Религиозные символические системы обеспечивают осмысленность человече-ского поведения, соотнося его с общим пониманием смысла жизни в контексте миро-здания и общего порядка бытия. Религия занимается не столько конкретными вопроса-ми повседневного существования, сколько пониманием самой жизни, ее смысла перед лицом смерти, страданий, несправедливости. Религиозные символы предлагают осмыс-ленный контекст - модель мира, помогающую религиозным людям понять природу ми-ра и смысла человеческой жизни, т.е. помещают негативный опыт в рамки общей кар-тины мироздания, в которой этот опыт получает объяснение и которая дает человеку тем самым эмоциональное утешение, если он, например, верит, что жизнь есть испыта-ние, ниспосланное Богом, и что праведных ждет "Царство небесное". Религия представляет собой символическую модель, формирующую человече-ский опыт, еще и в том смысле, что в ней описывается не только реальный мир, но и мир, каким он должен быть.
102 Тем самым религиозные символы предписывают, какой должна быть жизнь "по исти-не". Если человек понимает свою жизнь как испытание, он стремится вести себя так, чтобы это испытание выдержать. Система религиозных символов оказывает воздействие на человеческую дея-тельность, ее установки и мотивации, т.е. глубину, интенсивность мироощущения, пе-реживаний и направление человеческих действий. Например, руководствоваться тем, что быть христианином - значит не преда-ваться отчаянию и не терять надежду даже в самых бедственных и, казалось бы, безыс-ходных обстоятельствах. Здесь переживания верующего формируются на основе уста-новки, а не тех или иных конкретных ситуаций. В религиозной мотивации важную роль играют этические учения. Религиозная система символов способствует выработке концепции бытия, космологии, удовлетво-ряющей потребность человека в интеллектуально состоятельном объяснении мира. Это система символов, которая, таким образом, связывает в нечто целостное определенный тип восприятия и переживания реальности, определенным образом мотивированное и ориентированное поведение и - понимание мира, обосновывающее особый взгляд на мир и способ интерпретации смерти, страдания, несправедливости, объясняющее их смысл. Люди хотят знать, почему существующий мир является именно таким, а не дру-гим, им нужна уверенность в том, что их жизнь имеет смысл. Религиозно-символическая система ориентирована на то, чтобы дать объяснения, помогающие пе-реносить страдание и дающие силы жить, объяснение смысла человеческой жизни. Только поняв символическую структуру религии, можно объяснить социальные последствия религиозной ориентации. Чтобы такие социально значимые последствия были, т.е. чтобы религиозно-символическая система действовала достаточно эффек-тивно, она должна обладать специфическими свойствами, отличающими ее от других когнитивных систем - философской или научной. Она должна дать полное и оконча-тельное, раз и навсегда значимое решение, которое не может быть поколеблено никем и никак: истина и справедливость в конце концов восторжествуют, страдание не слу-чайно и жизнь имеет смысл. С помощью символов, в которых оно выражено, религиоз-ное мировоззрение приобретает особую ауру, воспринимается как единственно оправ-данное, истинное и реалистичное Подобно Лютеру, глубоко религи-
103 озный человек может сказать: стою на этом и не могу иначе. Для него есть нечто более весомое, нежели доводы здравого смысла, повседневного опыта или эмпирической оче-видности. Открывающееся в религии видение мира, религиозная истина предстают как нечто более глубокое, чем то, что человек постигает своим разумом в повседневном опыте. В Новом Завете говорится, что мудрость "сего мира" есть глупость и что в гла-зах "мира" христиане должны казаться "неразумными", даже "безумными" и "юроди-выми" [I Кор. 1,с.18-25]. Не только способность религиозных символов формировать значение и чувство на относительно высоком уровне обобщения, выходящего за пределы конкретных кон-текстов опыта, придает им такое могущество в человеческой жизни. Самым важным является то, что отличает религию от других культурных феноменов: в религии проис-ходит сакрализация ценностей, установок, норм поведения, которые воспринимаются благодаря этому как непреложные и безусловные. Религия способна обосновать соци-ально значимые ценности, наделяя их авторитетом помимо обычных способов верифи-кации, опытного подтверждения, так, что предлагаемые ею решения не могут быть оп-ровергнуты никоим образом. Дюркгейм, определяя религию как систему верований и ритуалов, объединяю-щую тех, кто их придерживается и практикует, в моральную общность, называемую церковью, по словам Парсонса, утверждал, что верования, связанные со священным, организованы, в сущности, в терминах культурного кода, и рассматривал категорию священного как синтез или матрицу двух первичных универсальных категорий - кате-горий ума (и связанных с ним когнитивных рубрик) и категорий морали. Символы - основа человеческого существования, религиозные символы, согласно Дюркгейму, по своей сущности всегда (или по большей части) социальны. Так отвечает Дюркгейм на вопрос, символами чего являются религиозные символы. И в когнитивном, и в мораль-ном порядке, объединяемых в символах священного, Дюркгейм имеет в виду основные рамки, необходимые для объяснения феноменов человеческой жизни, и особенности ее социального аспекта. Значение символов священных вещей в том, что они раскрывают фундаментальные условия функционирования человеческого общества.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Религиозное мировоззрение и религиозный этос» з дисципліни «Соціологія релігії»