В отличие от Конта, Спенсер «надстраивает» социальный опыт над биолого-психологическим, означающим его переход от физикализма (механицизма) к биологическому редукционизму, в истолковании социальных явлений. В действиях людей и общества существуют определенные связи и силы, приводящие к комбинациям последней. Социология как наука призвана узнать механизмы их проявления и сущность их законов. Биологический редукционизм Спенсера проводит прямую аналогию между живым организмом и обществом — социальным организмом: эпидерма — армия; нервная система — организация производства; сосудистая система — сред- 1 Родоначальником термина «биология» является Ж.-Б. Ламарк (1774—1829), со здатель концепции трансформизма и эволюции органическом природы, позволив шей восстановить целое живой природы («лестница животных») по сохранивш!шся ископаемым частям. В развитие биологии внес свой вклад и его противник Ж. Кювье (1769—1832), создавший концепцию корреляции частей организма, позво лившую воспроизводить целое по частям (животное по косточке). 2 В 60-е годы XIX века Э. Геккелем и Ф. Мюллером был открыт биогенетический закон, согласно которому онтогенез (индивидуальное развитие) организма повто ряет филогенез (историческое развитие). Этим доказывался линейный, необрати мый хараетер естественного (эволюционного) роста организмов, в том числе и социальной эволюции. 159
ства коммуникации; система питания — товарообмен; кровяные частицы — деньги и т. д. Данный организмическии подход ориентирован на рассмотрение общества как целого (организм), находящегося не столько в динамике, сколько в статике и стремящегося к оберсганию, сохранению исторически сложившейся целостности — равновесия. Новация Спенсера, опирающаяся на эволюционистскую биологию, расширяет возможности в изучении социальных явлений. В частности, это касается вопросов естественного процесса организации и преобразования общества, его социальных институтов, развития таких сил, которые наилучшим образом приспособлены для борьбы за существование. «Можно прямо сказать, что изучение социологии бесполезно, если, на основании того, что уже было, нельзя вывести заключения о том, что должно быть; и что наука об обществе вовсе не существует, если се обобщения^ относящиеся к прошлому, не проливают света на будущее и не дают нам указаний, с которыми мы должны сообразоваться в своих действиях» (28, 2, 696).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Биологический редукционизм» з дисципліни «Історія і теорія соціології»