Превращение обыденной практики в легитимный институт несомненно способствует прогрессу. Одно дело обучаться традиционным способом — наблюдая за мастером, слушая рассказы учителя, повторяя примеры. И все это на голом энтузиазме. Совсем иное дело — специальные здания, просторные классы, хорошо оплачиваемые учителя, школьная форма, заведенный режим обучения, сдача экзаменов госкомиссии и получение аттестата зрелости. Государство заботится о народном образовании как важнейшем институте общества, выделяет огромные деньги, направляет в эту сферу лучшие свои кадры, обобщает и систематизирует накопленный опыт, помогает издавать и распространять учебники и т.п. Однако с превращением обычая в институт на свет божий выползают социальные и культурные паразиты, которых прежде, вдоинституциональ-ную фазу развития, образование, быть может, и не знало. Один из них — канцелярит, т.е. особый, чрезвычайно непродуктивный, язык общения и обучения. Призвание любой науки —заменять у учащегося термины повседневного словаря научными понятиями. Вовлечение подростка в мир научного языка означает вместе с тем приглашение его в мир взрослой культуры. Ученик не может вырваться из терминов повседневного языка, ибо на нем разговаривают его родители, родственники, знакомые и друзья. Этот язык всегда пристрастен, категоричен в выводах, односторонен в оценках. Он однобок, неточен и необъективен. Такой механизм общения препятствует формированию систематического мышления, логике рассуждения. Ситуацию необходимо исправить. За дело берутся учителя, а позже эстафету у них перенимают вузовские преподаватели. Обучая подростка научному языку, они одновременно обучают его правильному мышлению, без которых нельзя обойтись ни в бизнесе, ни в политике, ни в науке, ни на производстве. Учебник пишут учителя и ученые, но читают их ученики. Это два разных мира, два разных языка. Ученый разговаривает на своем привычном языке — языке абстрактных понятий. Он говорит «отдаленность места работы от места жительства». Такие фразы трудны для понимания неподготовленного слушателя. Поэтому нужен посредник, переводящий термины одного языка в термины другого. Им является учитель. На конкретных примерах он объясняет, что такое «отдаленность». Если между заводом или офисом 500 м, то это не отдаленность, а вот когда расстояние составляет несколько километров или десятки километров и до места работы приходится добираться городским транспортом, проводя в дороге 30—100 мин, нередко используя несколько видов транспорта, тогда мы имеем дело с «отдаленностью». Стало быть, за абстрактным понятием скрывается сложная социальная реальность: крупный город, развитая промышленность, работа транспорта, транспортная реальность, наличие рабочих мест вблизи или вдали от города, соответствие или несоответствие близлежащего места работы квалификации и профессиональной подготовке работника и т.д. 638 Абстрактные понятия для ученого необходимы. Они позволяют сжать огромную информацию в емкие фразы и понятия. Ту же функцию выполняет математика в науке. Она, помимо всего прочего, дает более экономный способ записи информации. Но то и другое — примеры искусственных языков. Ученик не пользуется ими. Он употребляет обычный язык. Учитель помогает ученому быть более понятым учеником. Почему ему это удается? Потому что учитель получил высшее образование, значит приобщился к абстрактному языку науки. Кроме того, он, как и любой взрослый человек, обладает более развитым абстрактным и аналитическим мышлением, а также большим жизненным, социальным опытом (стало быть, и кругозором), чем ученик. Широта кругозора и жизненного опыта дает ему возможность выступать в роли эксперта. Кто такой эксперт — знаток своего дела? Вот пример. Социологи задумали изучить содержание труда в разных про фессиях по множеству параметров: степень физических и умственных нагрузок, технологическая привязанность к рабочему месту и т.д. Что они делают? Оценивая рабочее место токаря 3-го разряда по каждому параметру с 9-балльной шкалой, они обращаются не к самому токарю и не к бригадиру, а к мастеру, начальнику цеха либо главному технологу. Они — эксперты, способные оценить данное рабочее место как бы с «самого начала». Социолог просит, к примеру, оценить рабочее место токаря с точки зрения физических нагрузок в «общественном масштабе». Это значит, что эксперт должен мысленно представить себе все виды работ, существующих в современном производстве, и найти среди них токаря 3-го разряда. На 9-балльной шкале 1 означает физически самую легкую работу, например бухгалтера, а 9 — физически самую тяжелую, допустим шахтера или молотобойца. Все другие цифры обозначают промежуточные позиции. Как только эксперт мысленно вообразил себе эту картину, ему предстоит сделать самое сложное: оценить токаря 3-го разряда с точки зрения «общественного масштаба» физической тяжести труда. Хотя операция происходит быстро и интуитивно, за ней скрыты широкие социальные знания, производственный кругозор, способность аналитически мыслить. Вот почему эксперт быстро и очень точно находит нужную количественную оценку — цифру 4. Ученик всем этим не обладает, зато эти качества есть у учителя. У него в голове, конечно же, в скрытом виде, всегда присутствует «общественный масштаб» для любой ситуации, случая, явления, процесса. Обладая знаниями всемирной истории, учитель легко определит, например, степень мобильности современных людей в сравнении с неподвижностью, немобильностью населения средневековой Европы или восточных стран. И сможет конкретно, ярко, убедительно объяснить это ученикам. Да и ученики, уже прошедшие курс школьной истории, готовы к восприятию многих социологических понятий, в том числе «социальной мобильности». Учитель не просто разъясняет материал, т.е. сложное переводит в простое. Он попутно формирует у учеников такой же или приблизительно такой же «общественный масштаб», т.е. умение вставлять конкретное явление, про- 639 цесс, событие в широкий историко-социальный контекст, умение проводить мысленное сравнение. Д. Лаутон в своей статье «Вклад социологии в преподавание социальных наук» (1968) отмечал, что главное в преподавании социологии это структура, а не запоминание фактов. Она формирует мышление, воображение и способность решать проблемы. Вот как выглядят примерные цели вводного курса. 1. Осознание и усвоение большого эмпирического материала об обществе. Внимание акцентируется на том, как найти подходящую информацию, а не как механически запоминать весь ее объем. 2. Осознание и понимание своей позиции в обществе, для чего необходимо научиться сравнивать свое общество с другими, т.е. уметь пользоваться историческим и антропологическим материалом. 3. Уметь различать факты и мнение, мнение и теорию, гипотезы и доказательства. 4. Обнаруживать разные виды свидетельств: пользоваться ими для того, чтобы на их основе делать рациональные выводы. 5. Уметь отличать уместные факты от неуместных для правильного принятия решений. 6. Осознание связей между оценками и фактическими данными34. К. Кэннон писал: «Задача учителя — научить детей тому, как открывать новые факты, касающиеся общества и своей позиции в нем»35. Не менее важное предназначение социологии — воспитывать критическое отношение к суждениям здравого смысла, умение развенчивать социальные предрассудки, кому бы они ни принадлежали, пусть даже учителю. Способность развенчивать бытовые предрассудки об обществе и людях формируется в процессе правильной постановки вопросов, работы с фактами, проверки их достоверности и правильности интерпретации. При этом происходит так, что учащийся помещает обыденные суждения в научный контекст, который у него сформировался на уроках, а затем проверяет их истинность. Именно поэтому образование называют еще практикой свободы и раскрепощения. Система научного знания представляет собой неотъемлемый компонент человеческой культуры, характерное свойство которой заключается в том, писал в свое время ведущий американский социолог Т. Парсонс, что она биологически не передается по наследству. Общество не вырабатывает механизмы овладения научными знаниями каждый раз заново, не начинает поиск истины с нуля. Преемственность знаний, как и преемственность поколений, составляет основу культурного генофонда нации. Функция высшего и среднего образования заключается именно в сохранении и передаче культурного наследия. Академическая наука, создающая новое знание, и система образования, несущая эти знания новым поколениям, выполняют разные функции. Поэтому у них разные методы и методология, техники и средства выполнения своих задач. Академическая наука, и в этом ее главное предназначение, занимается приращением нового знания, постоянным поиском нового, переоценкой 34 Handbook for sociology theachers / Ed. by R. Goom and P. McNeill. L., 1982. P. 2-11. 35 Ibid. Б40 и пересмотром уже забытых знаний, если они не соответствуют строгим канонам и требованиям науки. Напротив, система преподавания знаний призвана сохранить и передать будущим поколениям то, что добыто поколениями прошлого. По необходимости первая играет роль новатора, вторая — консерватора. Если и есть в системе образования инновационные элементы, то они касаются скорее совершенствования методов изложения знаний, т.е. педагогики, но никак не содержания знаний. Преподаватель не обязан вносить новое в фундаментальное знание, критиковать или корректировать исследователя-профессионала. Это могут делать только коллеги-ученые.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ОСОБЕННОСТИ, БАРЬЕРЫ И ТУПИКИ ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИИ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»