Морские пространства, называемые Мировым океаном, занимают более 70% поверхности нашей планеты. Они имеют различные правовые режимы и обладают различным юридическим статусом. В древности такие морские державы, как Финикия, Греция, Рим, рассматривали морские пространства как никому не принадлежащие. Феодальные государства не признавали свободы открытого моря, например Испания, Португалия, Англия в своей морской политике рассматривали море как mare nostrum — «наше море». Из истории известны высказывания русского царя Ивана Грозного, который в ответ на притязания Англии на Белое море заявил, что «море-оки-ян — дорога Божия», тем самым подтвердив свободу открытого моря и осудив принцип «морского суверенитета». На просторах открытого всем ветрам и свободного для всех морского пространства в течение многих веков хозяйничали пираты. Все свои «под-Источник: Материалы с веб-сайтов: http://pirates.vif2.ru; http://piratghostship.narod.ru; АиФ Тур. 2002. Вып. 11 — 12 (36—37) от 5 дек.; http://vokrugsveta.ru; http://www.krugosvet.ru. 781 виги» они совершали не с благими целями и отнюдь не благородными средствами. Прекрасные мореходы и непревзойденные воины, они способствовали появлению новых, быстроходных и надежных типов кораблей. Романтики и искатели приключений, они нередко первыми отправлялись в неизведанные земли. Отважные бунтари и дерзкие мятежники, они заставляли считаться с собой королей и султанов. Пираты — морские разбойники. Пиратство возникло практически одновременно с мореходством. Первый известный в истории военный флот был создан критским царем Миносом в III тысячелетии до н.э. именно для борьбы с пиратами. Каперство — морской террор против кораблей (как военных, так и мирных) враждебного государства по поручению или с разрешения властей. Капер — лицо, осуществлявшее этот террор. Отличался от пирата тем, что его деятельность была легальна и подкреплена соответствующим государственным патентом. Частные лица за право на каперство, как правило, отчисляли в пользу своего государства долю захваченной добычи. В своей стране капер не подлежал преследованиям, а в случае пленения противником мог требовать суда как военнопленный. Каперство было полностью запрещено после Второй мировой войны. Корсары, приватиры — то же, что и каперы. Флибустьеры — морские разбойники, действовавшие в Карибском море исключительно против испанцев (существовали около 75 лет, с начала XVII в.). Официально принимая эдикты о борьбе с пиратством, английское и французское правительства тайно поощряли флибустьеров, стремясь ослабить позиции Испании в Новом Свете. Однако каперами, строго говоря, флибустьеры считаться не могли, поскольку почти все время существования флибустьерской вольницы Англия и Франция находились с Испанией в мире. К тому же выданные им «патенты» зачастую не имели юридической силы. «Веселый Роджер» — черный пиратский флаг с изображенными на нем черепом и скрещенными костями. Вопреки распространенному мнению этот флаг вошел в обиход сравнительно поздно — в XVIII в., когда пиратство было объявлено вне закона, а каперство разрешалось лишь в военное время. До этого времени пираты Средиземноморья и флибустьеры Карибского моря пользовались флагами своих стран или тех, кто выдал им каперский патент. Слово «пират» происходит от греческого peirates (грабитель, разбойник) с корнем peiran («пробовать, испытывать»). Таким образом, смысл слова будет «пытающий счастья». Искатели приключений во все времена представляли собой крайне неоднородную социальную массу. Здесь были и мстители, поставленные «вне закона»; путешественники и исследователи, внесшие значительный вклад в дело изучения Земли в эпоху Великих географических открытий; бандиты, объявившие войну всему живому; дельцы, считавшие грабеж обычной работой, которая при наличии определенного риска давала солидный доход. Наряду с романтическим оттенком в пиратстве содержится четкая юридическая квалификация. Пиратство (от др.-греч. peiratea, лат. piratia, греч. peirates, англ. robbery on the high seas — разбой в открытом море) — незаконное нападение с корыстными целями на торговые или гражданские суда в 782 открытом море с использованием угрозы насилия. Цель пиратства — материальная выгода, и направлено оно против личной свободы2. Пиратство возникло в древности вместе с развитием морской торговли и началом войн на море. Результатом пиратства был и остается захват добычи. Пиратов называли по-разному: витальеры, ликедейлеры, флибустьеры, буканьеры, викинги. В средние века пираты и пиратство использовались морскими державами в своих интересах — подорвать морское и военное могущество соперника3. Воюющие государства в целях поощрения давали пиратам лицензии (действующие в торговле и на войне), легализующие их действия. В этом случае морской разбой именовался каперством, а пираты становились комбатан-тами и носили названия корсаров. Декларация о морской войне, подписанная на Парижском конгрессе 1856 г., запретила каперство как незаконное действие, наносящее ущерб свободной торговле и мореплаванию, и посчитала его уничтоженным. В XX в. рядом стран (Англия, Франция, СССР) пиратством были признаны нападения кораблей, в том числе подводных лодок и самоле тов, на торговые суда нейтральных стран. Этими странами были заключены в 1937 г. Нионские соглашения, осудившие такие неправомерные действия и предусматривающие конкретные меры против нападавших. Важна также социально-экономическая сторона пиратства. Заниматься вооруженным промыслом на море людей заставляли весьма прозаические причины: иногда — безысходная бедность, иногда всепоглощающая алчность. Пираты преследовали одну лишь цель — личное обогащение. Ремесло пирата было крайне опасным: если он был схвачен «на месте преступления», его вешали без промедления. Схваченного на берегу пирата ждала не лучшая участь: либо виселица, либо пожизненная каторга. Пираты нападали на слабых и боялись сильных: мощные военные суда им были не по силам, но одиноко плывущее купеческое судно, джонка ловца жемчуга, а иногда и простая рыбацкая шхуна становились жертвами пиратов. В силу особенностей профессии моряки оказывались вне сферы влияния семьи, церкви и государственной власти. Профессиональный риск освобождал их от условностей и воспитывал недоверие к действиям властей, которые пытались регулировать морскую торговлю, не подвергаясь ее опасностям. При этом моряки не были классом отверженных; среди вождей этих морских скитальцев были весьма состоятельные и влиятельные купцы и капитаны. Пиратство известно с глубокой древности. Описание пиратских набегов встречается еще в греческих мифах и скандинавских сагах, в фольклоре Лукшин И.В. Противоправные действия, посягающие на свободу мореплавания // Право и политика. 2000. № 6. См.: Маковский Я. История морского пиратства / Пер. с польск. М., 1972. 783 многих народов. Например, поход аргонавтов — это по сути настоящая разбойничья экспедиция, но он воспет как героический подвиг. Одиссей хвастается своими корсарскими победами и перечисляет захваченное имущество: «...град мы разрушили, жителей всех истребили. Жен сохранивши и всяких сокровищ награбивши много, стали добычу делить мы, чтобы каждый мог взять свой участок...» Долгое время подобное занятие считалось не просто престижным, а похвальным, поскольку было сопряжено с огромным риском, требовало от людей большого мужества и отваги.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПИРАТЫ: РОМАНТИКИ МОРСКИХ ПОХОДОВ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»