В качестве основных тенденций послеоктябрьского периода в развитии социологической науки в Советской России прежде всего следует назвать: бурный рост прикладных и свертывание теоретических исследований, вытеснение представителей «буржуазных» концепций, становление и развитие коммунистической идеологии. Эмпирические исследования в этот период 76 Головин Н.Н. Опыт применения прикладного метода обучения на младшем курсе Императорской Николаевской военной академии. СПб., 1912. 506 были преимущественно посвящены изучению социально-классовой структуры Красной Армии, уровня грамотности и культурного развития личного состава, его ценностных ориентации (А.В. Ефремин, Г.О. Нецкий,Д.И. Рей-тынбарт, И.Н. Шпильрейн и др.). К рубежу 1920—1930-х гг. социология практически стала свертываться и была заменена абстрактно-упрощенной системой догм и апологетикой. Проведение исследований в армии и на флоте (как и в целом в обществе) было ограничено, а ко второй половине 1930-х гг. было полностью прекращено. В этот период представителями русского зарубежья были созданы фундаментальные теоретические работы по военной социологии и психологии {Головин Н.Н. Наука о войне. О социологическом изучении войны. Париж, 1938; Дрейлинг Р.К. Психология войны. Белград, 1934).
РИС. 18. Военный парад (1929) Характерными чертами послеоктябрьского периода развития военной социологии в СССР являются вытеснение представителей «буржуазных» концепций, становление и бурное развитие марксистско-ленинского направления. Однако уже в начале 1930-х гг. данная наука попадает под институциональный запрет, который длится по существу следующие три десятилетия. Специально проведенные исследования этого периода показывают, что в 1920-е — начале 1930-х гг. в Красной Армии проводились широкомасштабные эмпирические социально-статистические обследования войск, спецификой содержания 80% которых было «изучение всех военно-социальных проблем через призму социально-классовых отношений, социально-классовой структуры армии и флота»77. Сергеев В.П. Эмпирические социологические исследования в РККА и РККФ в 20-е годы: состояние, проблемы, опыт // В.И. Ленин и актуальные проблемы военного строительства: Сб. науч. статей. М., 1990. С. 144. 507 Преимущественно эмпирический уровень подобных исследований объясняется «недостаточностью их теоретического обоснования, неразработанностью их исследовательских программ и инструментария... отсутствием единого центра организации и проведения военно-социальных исследований, а также отсутствием системы подготовки профессиональных социологов»78. Счастливым исключением явилось исследование, проведенное в войсках Московского военного округа в 1924—1925 гг. учеными секции психотехники Государственного института экспериментальной психологии, известное
под названием «Язык красноармейца»79. Отчет о данной работе и в настоящее время представляет собой образец глубоко научного подхода к разработке программы и инструментария исследования, обработки и интерпретации полученных результатов.
Группа из 13 сотрудников секции под руководством И.Н. Шпильрейна в начале 1924 г. получила задание от агитотде-ла Политуправления РККА и РККФ «установить словарь красноармейца и словарь политвоздейственной работы: устный и письменный»80. В соответствии с поставленной задачей была разработана программа, согласно которой предполагалось получить следующие данные: «1) словарь красноармейской газеты, печатный (источник — газета); 2) словарь политрука, устный (источник — стенограмма)... 4)словарь красноармейца, письменный (источник — письма в редакцию); 5) степень понятности для красноармейцев разных групп 400 выбранных слов (источник — опыты) с помощью статистического изучения зафиксированного текста и психотехнических опытов, направленных на выявление понятности слов»81. Кроме того, в ходе исследования предполагалось изучить грамматическую форму языка красноармейцев. С применением формализованного анализа документов и анкетирования учеными был экспериментально обследован 1241 красноармеец (язык красноармейца 11 223 слова); подвергнуто обработке 12 стенограмм политзанятий на различные темы (язык политрука 12 806 слов), 141 письмо красноармейцев в редакцию окружной газеты «Красный воин» (20 456 слов), два но- 78 Сергеев В.П. Указ. соч. С. 153-154. 79 Шпильрейн И.Н., Рейтынбарт Д.И., Нецкий Г.О. Язык красноармейца: Опыт исследования языкакрасноармейца Московского гарнизона. М.;Л., 1928. 80 Там же. С. 18. 81 Там же. С. 19. 508 мера названной газеты за 1924 г. (красноармейская пресса — 54 338 слов)82. Результаты исследования, организованного и проведенного в три этапа (весна и осень 1924 г. и весна 1925 г.), показали низкий политический, культурный и образовательный уровень красноармейцев, а также слабую эффективность «политвоздейственной» работы на них со стороны политорганов. Представленный военно-политическому руководству отчет содержал богатейший статистический и иллюстративный материал — фотографии, таблицы, гистограммы и т.п. Однако в общей массе организуемых в тот период научных изысканий исследования, проведенные группой Н.И. Шпильрейна, а также некоторыми другими учеными83, были скорее исключением из правил, чем закономерным явлением. Причины понятны: массовый исход за рубеж в начале 1920-х гг. российской научной и военной интеллигенции значительно ослабил научный потенциал страны, а жест кий политический диктат над оставшимися учеными не способствовал приращению научных знаний. В начале 1930-х гг. проведение социологических исследований было ограничено, а к концу десятилетия полностью прекращено. Так завершился второй этап в развитии отечественной военной социологии, подводя итоги которого, можно отметить следующее: ♦ революционными событиями 1917 г. было положено начало новому этапу в развитии отечественной военной социологии: произошло вытеснение «буржуазной» социологии за счет приоритетного развития на государственном уровне марксистско-ленинской теории. Последовавшие вскоре репрессии, эмиграция и насильственное выдворение за границу большей части российских социологов и военных ученых привели к значительному ослаблению научного потенциала в данной области; ♦ военная социология развивалась преимущественно в русле изучения социальных проблем в армии исключительно через призму социально-классовых отношений путем проведения широкомасштабных социально-статистических исследований, теоретическое и методическое обеспечение которых оставалось на низком уровне; ♦ к концу 1930-х гг. эмпирические исследования были полностью свернуты, и военная социология (как и отечественная социология в целом) прекратила свое институциональное существование. В то же время в русском зарубежье продолжались научные поиски в этой области. Вслед за данным этапом в СССР наступил период институционального запрета военной социологии (середина 1930-х — начало 1960-х гг.). По нашему мнению, эти 30 лет, отделяющие нас от западной военной социологии, все еще в полной мере не преодолены. Иначе складывалась судьба военной социологии в русском зарубежье. 82 Шпильрейн И.Н., Реитынбарт Д.И., Нецкий Г.О. Указ. соч. С. 19, 22. 83 См., например: Кудрин В. Как воспринимает газету рядовой красноармеец // Красная печать. 1924.№ 6. С. 5-9.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Послеоктябрьский период в Советской России» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»