Социальный дарвинизм — течение в обществоведении второй половины XIX — начала XX в., которое рассматривает биологические принципы естественного отбора, борьбы за существование и выживания наиболее приспособленных как определяющие факторы общественной жизни (Г. Спенсер, Ж.В. Лапуж, Л. Вольтман, У. Беджгот, Л. Гумплович, Г. Ратценхофер, У.Г. Самнер, А.В. Смолл, Э. Ферри и др.). Наиболее общий признак социального дарвинизма — рассмотрение социальной жизни как арены непрерывной и всеобщей борьбы, конфликтов, столкновений между индивидами, социальными группами и обществами, а также между социальными движениями, институтами, обычаями, нравами, социальными и культурными типами и т.п. Родиной социального дарвинизма считается Англия, где жили и трудились биолог Ч. Дарвин, экономист Т. Мальтус и социолог Г. Спенсер. Историки полагают, что биологическое понятие борьбы видов и выживания сильнейшего были позаимствованы Дарвином отнюдь не из естествознания. Они пришли из сферы обществознания, а ее истоки уходят в далекую античность, а именно: к формуле «Homo homini lupus ets» («Человек человеку волк»), которая впервые появилась в пьесе римского комедиографа III—II вв. до н.э. Плавта «Ослы». Как полагает А.Б. Гофман3, подробно проследивший историю социального дарвинизма, теория биологической эволюции Дарвина лишь актуализировала и вновь обосновала давнюю традицию социальной 3 История теоретическом социологии: В 5 т. Т. 2: Социология XIX пека (Профессионализация социально-научного знания). М., 1997. С. 270-278. 633
ренциацию общественному разделению труда, переход от одноклеточных организмов к многоклеточным — социальной эволюции. Его концепция во многом согласуется с теорией метасистем-ного перехода В. Турчина. Все живые организмы представляют собой открытые системы, т.е. они активно обмениваются веществом, энергией и информацией с окружающей средой. Они изменяются со временем, образуя в процессе эволюции все новые формы жизни. Все живое достаточно хорошо приспособлено к окружающей среде и стремится достичь в своей жизнедеятельности наиболее благоприятных условий своего существования. То же характеризует и общество. Это открытая система, доступная влиянию и взаимодействию с внешней средой, к которой общество приспосабливается, которую учитывает и одновременно изменяет. Частями внешней среды, важными для человека, являются территория и климат.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «СОЦИАЛЬНЫЙ ДАРВИНИЗМ: ОБЩЕСТВО ВЫЖИВАНИЯ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»