Современное общество прошло два периода развития, которые соответствуют двум типам общества — индустриальному и постиндустриальному. Современное общество возникло между XVI и XVIII вв. в странах Северо-Западной Европы — в Великобритании, Голландии, Франции, Германии. Большинство историков единодушно в том, что современный социальный порядок зародился после трех великих революций — американской, французской и английской. Американская и французская обеспечили политическую и институциональную базу для модернизации — конституционную демократию, верховенство закона и принцип суверенитета национальных государств. 249 Английская промышленная революция заложила экономическую основу — рынок свободной рабочей силы, индустриализацию и урбанизм как новый образ жизни, капитализм как новую форму производственных и распределительных отношений. Именно XVIII в. считают отправной точкой промышленной революции, изменившей экономический облик Европы. На смену домашней фабрике, на которой работали семья помещика, слуги и крепостные крестьяне либо семья городского ремесленника, неженатые подмастерья, вольнонаемные работники и слуги, пришла крупная промышленность с тысячами наемных работников на одном предприятии. Маленькие мастерские уступают место огромным цехам, со сложным оборудованием: сборочными конвейерами, мартеновскими печами, счетно-решающими устройствами. Алвин Тоффлер в книге «Третья волна» (1981) писал о глубоких изменениях, происходивших по мере перехода западного общества из первой стадии развития — аграрного производства во вторую — индустриального развития. Однако ни традиционное фермерское земледелие, ни работа на фабрике не требовали от людей обязательного владения знаниями и навыками, приобретенными в школе. Любой из нас, обладающий здравым смыслом, может справиться с подобной работой, особенно если речь идет о фабричном неквалифицированном или малоквалифицированном труде. Промышленный переворот XIX в. привел не только к появлению фабричной системы массового производства, но и появлению массовой школы современного типа. Школы стали нужны как никогда ранее. Промышленный переворот принес с собой высокую специализацию, синхронизацию. Стандартизированными и потому взаимозаменяемыми стали не только массовая продукция, но и сами рабочие. Они, привязанные к ритму конвейера, реагируют на окружение не только синхронно (одновременно), но и чисто рефлексивно: по заводскому гудку на работу в одно и то же время выходят десятки тысяч людей, по гудку они отправляются на обед и заканчивают работу. Но разве не похожи современные городские школы на промышленные предприятия? Тысячи учащихся с разных концов города бесчисленными потоками устремляются на фабрики знаний. По звонку начинаются уроки, по звонку они заканчиваются. Ничего подобного не было ни в античности, ни в Средневековье. Учащихся было мало, а формы обучения были преимущественно индивидуальными и разнообразными. В конце 1960-х гг. в экономической структуре ведущих стран мира проявились черты, позволившие социологам говорить о переходе к постиндустриальному обществу. Прежде всего это сокращение промышленного сектора и расширение сферы услуг, куда переместилась значительная часть рабочей силы. Родоначальник постиндустриальной теории Дэниел Белл писал, что постиндустриальное общество — это прежде всего общество, основанное на услугах (к сфере услуг Белл отнес торговлю, финансы, транспорт, здравоохранение, индустрию развлечений, науку, образование и управление). 250 Сейчас мы переживаем еще одну величайшую трансформацию — переход от индустриальной эры к эре информационной. По самым точным подсчетам, к 2010 г. от 5 до 10% населения развитых западных стран пока еще останутся на фабриках и заводах. Основным же средством существования станет, а может быть, уже становится обработка информации. Наше общество называют информационным. Ведущую роль в нем играют знания. Подобно тому как в XIX в. средний гражданин был фермером, а в XX в. — фабричным или заводским рабочим, средний житель в XXI в. будет занят обработкой информации. Это означает, что подавляющее большинство людей будет трудиться в сфере обслуживания. Даже на фермах и в промышленности больше людей будет занято обработкой информации, чем возделыванием земли и работой на поточных линиях. Примером служит автомобильная промышленность, где больше людей занимается вопросами сбыта, страхования, рекламы, дизайна и техники безопасности, чем непосредственно сборкой автомобилей. Одно из важнейших следствий этих изменений — необходимость повышения уровня образования. Современная школа напоминает высокоточное и наукоемкое производ ство, где в многочисленных классах-цехах занимаются интеллектуальным трудом будущие инженеры, профессора и бизнесмены. Школьные планы, программы, учебники, наглядные пособия по предметам физико-математического, химико-биологического и общественно-гуманитарного циклов отражают новейшие достижения науки и практики. В них излагаются в популярной форме прогностические представления о будущем науки, техники, культуры, экономики, общественных отношений.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «НАЧАЛО НОВОГО ВЕКА» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»