Организация эмиссионной деятельности Национального банка
Под налично-денежным обращением следует понимать движение денег в наличной форме при продаже товаров, оказании услуг и совершении различных видов платежей. Наличные деньги в процессе своего обращения выполняют функции средства обращения и средства платежа, постоянно переходя от одних юридических или физических лиц к другим. Саму же денежную наличность составляет совокупность знаков стоимости, выступающих в обращении в виде банкнот и монеты, которые имеют фиксированную номинальную стоимость и выпускаются центральным банком страны. Непрерывное протекание денежного обращения предполагает наличие у всех участников рыночных отношений, опосредствуемых наличными деньгами, определенных резервов в виде запаса банковских билетов, ненужных в данный момент для платежей, и откуда поступают в обращение денежные знаки, если потребность в них возрастает. В безналичном денежном обороте деньги функционируют в виде записей по различным счетам банков. Однако и здесь предусматривается обязательное наличие свободного резерва (источника) платежных средств. Следовательно, на определенный период или на определенную дату в обращении находится какое-то количество денег, которое принято называть денежной массой. Денежная масса является важнейшим показателем денежного обращения. Размер денежной массы, необходимой для обслуживания хозяйственного оборота, зависит от множества факторов. Поэтому этот показатель выбран Национальным банком Республики Беларусь в качестве основного объекта регулирования. В зависимости от уровня развития экономики, целей исчисления, полноты охвата и других факторов могут использоваться разные определения денежной массы. Денежную массу традиционно определяют как совокупный объем покупательных и платежных средств, обслуживающих хозяйственный оборот и принадлежащих физическим, юридическим лицам и государству. Национальный банк Республики Беларусь постоянно совершенствует методику расчета денежной массы. В настоящее время действуют разработанные в соответствии с требованиями международных стандартов по составлению денежно-кредитной и финансовой статистики, рекомендованными Международным валютным фондом, Правила расчета широкой денежной массы (в редакции постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 25.11.2003г. №200). В отмеченных выше Правилах широкая денежная масса определяется как совокупность денежных средств, предназначенных для оплаты товаров, работ и услуг, а также для целей накопления небанковскими финансовыми организациями, коммерческими и некоммерческими организациями, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами – резидентами Республики Беларусь в белорусских рублях и иностранной валюте. Количественная характеристика денежной массы и ее отдельных компонентов отражается в построении различных показателей (агрегатов) денежной массы. Рассчитанные денежные агрегаты используются для анализа структуры денежной массы и изменений показателей в динамике. Результаты анализа имеют важное значение при выработке центральными банками ориентиров денежно-кредитной политики, направленной на регулирование темпов роста и объема денежной массы. Основным критерием выделения различных агрегатов денежной массы служит ликвидность, то есть степень затрат и быстрота превращения отдельных форм вкладов и сбережений в деньги как средство обращения и платежа. Расширение агрегатов денежной массы происходит по мере снижения степени ликвидности, то есть суммарное значение очередного агрегата определяется путем прибавления к более ликвидным средствам менее ликвидных. В Республике Беларусь с 01.01.2004г. рассчитываются следующие денежные агрегаты: М0, М1, М2, М2* и М3. Причем агрегаты денежной массы М0, М1, М2, М2* рассчитываются в белорусских рублях, а агрегат М3 дополнительно включает переводные и срочные депозиты в иностранной валюте, средства в ценных бумагах (кроме акций) в иностранной валюте, депозиты в драгоценных металлах. Основными исходными ориентирами для определения агрегатов денежной массы являются данные сводного отчетного баланса Национального банка и сводного отчетного баланса банков Республики Беларусь. Депозиты юридических и физических лиц в банках, находящихся в стадии ликвидации, из денежных агрегатов исключаются. Агрегат М0 (наличные деньги в обороте) – наиболее ликвидная часть денежной массы, доступная для немедленного использования в качестве платежного средства. Включает банкноты и монеты на руках у физических лиц и в кассах юридических лиц небанковского сектора. Рассчитывается как эмиссия денежных средств по балансу Национального банка за минусом наличных денежных средств в Национальном банке и наличных денежных средств в банках Республики Беларусь. Характеризует размер наличных денежных средств во внебанковском обороте. Агрегат М1 – включает агрегат М0 плюс переводные депозиты (остатки средств юридических и физических лиц – резидентов Республики Беларусь на текущих, депозитных и иных счетах до востребования) в белорусских рублях. Агрегат М2 (денежная масса в национальном определении) – включает агрегат М1 плюс другие депозиты (срочные депозиты), открытые в банках юридическими и физическими лицами – резидентами Республики Беларусь в белорусских рублях. Агрегат М2* (рублевая денежная масса) – агрегат М2 плюс средства юридических и физических лиц – резидентов Республики Беларусь в ценных бумагах (кроме акций), выпущенных Национальным банком и банками в белорусских рублях. Агрегат М3 (широкая денежная масса) – агрегат М2* плюс переводные и срочные депозиты в иностранной валюте, средства в ценных бумагах (кроме акций) в иностранной валюте и депозиты в драгоценных металлах юридических и физических лиц – резидентов Республики Беларусь. Наличная иностранная валюта в состав широкой денежной массы не включается, во-первых, из-за ограниченности использования ее как средства обращения и платежа, и во-вторых, из-за невозможности точной оценки ее объема. Наличные деньги в обороте и переводные депозиты в национальной и иностранной валютах представляют собой высоколиквидную часть денежной массы, которую называют активной широкой денежной массой. Для Республики Беларусь характерен высокий уровень активной широкой денежной массы. Ее доля в отдельные месяцы 2003-2004гг. составляла 53-55% общей суммы широкой денежной массы. Анализ изменений структуры и динамики денежной массы показывает, что в Республике Беларусь в последние годы происходят положительные процессы: с 47,9% - на 01.01.2002г. до 61,0% - на 01.01.2005г. повысился удельный вес рублевой денежной массы (М2*) при соответствующем уменьшении доли инвалютной составляющей; углублен процесс трансформации сбережений населения из иностранной валюты в национальную валюту вследствие, прежде всего, роста доверия к национальной валюте (в 2004г. отмечена чистая продажа населением иностранной валюты против ее покупки в предыдущие годы); наблюдается устойчивый рост доли срочных депозитов как в широкой (с 12,3% - на 01.01.2002г. до 24,6% - на 01.01.2005г.), так и в рублевой (с 25,7% - на 01.01.2002г. до 40,4% - на 01.01.2005г.) денежной массе. Отмеченные тенденции объективно повысили значимость при выработке и реализации денежно-кредитной политики в Республике Беларусь показателя активной рублевой денежной массы (денежный агрегат М1 наличные деньги в обращении и переводные депозиты населения и предприятий). Национальный банк Республики Беларусь, начиная с 2005г., стал использовать в качестве основного индикативного показателя прирост активной рублевой денежной массы. Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2005г. намечен допустимый интервал увеличения данного денежного агрегата 25-29% (00,00). Размер рублевой денежной массы в номинальном выражении в Республике Беларусь ежегодно увеличивается. Происходит это путем дополнительной денежной эмиссии. Эмиссия (от латинского – emissio – выпуск) в широком смысле означает выпуск в обращение денег, ценных бумаг, расчетно-платежных документов, пластиковых карточек и др. Государство, банк, учреждение или предприятие, производящее эмиссию, является эмитентом. Под денежной эмиссией понимается выпуск денег, приводящий к увеличению денежной массы в обращении. Деньги обращаются непрерывно: они постоянно выпускаются в обращение и возвращаются в исходную точку. Поэтому эмиссию денег следует отличать от просто выпуска. Это такой выпуск, который превышает изъятие и приводит к увеличению денежной массы, то есть это дополнительный выпуск к уже находящимся в обращении деньгам. Эмиссия может быть двух видов: а) бюджетная (казначейская), когда государство выпускает казначейские билеты и государственные ценные бумаги для финансирования расходов, не покрываемых другими доходами. Происходит это в периоды войн, крупных социально-экономических перемен и т.п. В результате такой эмиссии в обороте появляются ничем не обеспеченные деньги, которые обесценивают совокупную денежную массу. В Республике Беларусь до июля 1993г. в обращении также находились казначейские билеты достоинством 1, 3, и 5 рублей образца 1961г., выпускавшиеся в бывшем СССР. Казначейскими эти денежные знаки были только по названию, а по содержанию они не отличались от банковских билетов, поскольку выпускались Госбанком СССР и последний определял номинальную стоимость денежных знаков в зависимости от потребностей налично-денежного оборота. Они имели одинаковую покупательную и платежную силу. Беспрепятственно обменивались одни на другие. б) кредитная (банковская), когда на основе банковских кредитных операций возникают новые деньги. Поэтому эмиссию денег, осуществляемую банками, называют кредитной. Порождается банковская эмиссия развитием товарно-денежных отношений и происходит путем прироста остатков денежных средств на банковских счетах, выпуска банкнот и создания электронных купюр в компьютерных сетях. Если банковская эмиссия осуществляется в соответствии объективными требованиями хозяйственного оборота, обусловленными расширением производства и увеличением деловой активности, то такая эмиссия положительно влияет на все социально-экономические процессы в обществе. Если же увеличение банковской эмиссии допускается при отсутствии роста или снижении производства общественного продукта, то происходит подрыв подлинно кредитной основы денег, ведущий к нарушению устойчивости и снижению покупательной способности денег. Различают две формы кредитной эмиссии: а) депозитная (безналичная); б) налично-денежная (банкнотная). Деньги и в безналичной и в наличной форме являются продуктом банковской системы. Под эмиссионной деятельностью центрального банка обычно подразумевается выпуск в обращение денег исключительно в наличной форме, однако в более широком (полном) смысле слова она означает пополнение денежного обращения всеми видами денежных средств, обусловливающих увеличение денежной массы. Первичным эмитентом денег в Республике Беларусь во всех их формах является Национальный банк Республики Беларусь, обладающий исключительным правом эмиссии денег, закрепленным за ним законодательными актами: Конституцией Республики Беларусь (статья 136), Банковским кодексом Республики Беларусь (статьи 7 и 28). Эмитируемая Национальным банком Республики Беларусь национальная денежная единица – белорусский рубль является единственным платежным средством на территории Республики Беларусь. Депозитная эмиссия – выпуск денег в безналичной форме – всегда предшествует налично-денежной. Национальный банк Республики Беларусь эмитирует деньги в безналичной форме, когда покупает иностранную валюту, драгоценные металлы и камни, а также свободно обращающиеся на денежном рынке государственные ценные бумаги или в порядке краткосрочного (до одного года) рефинансирования коммерческих банков в целях поддержания ликвидности отдельных банков или банковской системы в целом и устойчивости денежного обращения, при предоставлении кредитов Правительству Республики Беларусь, местным органам управления, а также в результате выполнения некоторых других операций. По мере увеличения кредитных вложений и инвестиций центрального банка происходит и рост его кредитных ресурсов. Отличие центрального банка от других (коммерческих) банков состоит в том, что он сам создает для себя ресурсы кредитования. Можно сказать, что перечисленные выше активные операции, первичны по отношению к пассивным операциям. Остальные банки в процессе своих кредитно-расчетных операций в основном перераспределяют созданные центральным банком денежные средства. Эмитированные Национальным банком деньги зачисляются на соответствующие счета: корреспондентские счета коммерческих банков, Главного государственного казначейства Министерства финансов Республики Беларусь, его территориальных органов или местных бюджетов. В дальнейшем они либо остаются в обращении и используются для платежей как безналичные, либо трансформируются в наличные деньги, и это подтверждает сделанный ранее вывод, что безналичная эмиссия предшествует наличной. Действительно, для того чтобы банк мог выдать своему клиенту наличные деньги, последний должен иметь на своем счете необходимую денежную сумму в безналичной форме (депозит). После того как Национальный банк Республики Беларусь провел эмиссию какой-то суммы денег, она становится базой, опираясь на которую в эмиссионный процесс включаются коммерческие банки. Их участие в безналичной эмиссии обусловлено наличием эффекта мультипликации (банковского, кредитного, денежного, депозитного мультипликатора). Банковский мультипликатор представляет собой механизм возрастания денежной массы на депозитных счетах по сравнению с первоначальной суммой денег в процессе движения безналичных денежных средств через систему коммерческих банков. Коммерческие банки, получив от центрального банка дополнительные денежные ресурсы, могут предоставлять кредиты своим клиентам для оплаты счетов их партнеров, обслуживаемых другими банками, у которых в свою очередь образуются свободные ресурсы и право выдачи новых кредитов, то есть на создание тем самым новых депозитов. Поскольку средства на депозитных счетах не используются сразу, в банковской системе всегда имеется определенный остаток средств, который со временем становится больше, чем величина первоначальных депозитов. Возрастание денежной массы на депозитных счетах в результате совершения кредитных операций отражает участие коммерческих банков в безналичной денежной эмиссии. Однако кредитная, следовательно, и эмиссионная деятельность коммерческих банков ограничена пределами собственных и привлеченных средств. Кроме того, ограничителем является необходимость держать часть средств на счете обязательных резервов в центральном банке. Имеющийся свободный резерв по системе коммерческих банков в целом является крайней границей их эмиссионных прав. Национальный банк Республики Беларусь, воздействуя с помощью различных экономических нормативов на величину свободного резерва, может влиять таким путем и на размер депозитной эмиссии, осуществляемой коммерческими банками, и благодаря этому регулирует общее количество денег в каналах денежного обращения. Коммерческие банки, стараясь снизить возможные риски, не все свободные резервы направляют в новые кредиты, чем также сдерживают депозитную эмиссию. Налично-денежная эмиссия – выпуск в обращение банкнот и монет, при котором увеличивается масса наличных денег в обращении. Эмиссия банкнот является старейшей и одной из важнейших функций центрального банка. В Республике Беларусь Национальный банк через систему эмиссионных и кассовых операций обеспечивает потребности внутреннего оборота страны необходимым объемом наличных денег. На Национальный банк Республики Беларусь как эмиссионный центр государства возложена задача и предоставлены соответствующие права по организации наличного денежного обращения, включающей изготовление, выпуск, регулирование обращения, хранение, изъятие и уничтожение наличных денежных знаков. Национальный банк определяет номинал (достоинство), меру веса, изображение, другие характеристики белорусского рубля и обеспечивает печатание банкнот, чеканку монет, их транспортировку и хранение. В настоящее время в Беларуси действуют билеты Национального банка образца 2000г. номинала: 10; 20; 50; 100; 500; 1000; 5000; 10000 (с 16.04.2001г.); 20000 (с 21.01.2002г.); 50000 (с 20.12.2002г.), 100000 (с июля 2005г.) рублей. Выпускаемые Национальным банком памятные банкноты, юбилейные, памятные и слитковые монеты, хотя и объявляются законным платежным средством, имеют в основном коллекционную направленность. Как банковский товар они могут продаваться и покупаться по стоимости, отличающейся от номинальной. Изготовление денежных знаков и обеспечение ими участников хозяйственного оборота представляет собой сложный процесс и включает: - определение потребности в новых денежных знаках; - печатание банкнот и чеканка монет, установление средств защиты банкнот от подделки; - организация хранения неэмитированных банкнот и монет; - непосредственный выпуск денег в обращение. При определении потребности в новых денежных знаках учитывается прогнозируемый оборот наличных денег через кассы банков Республики Беларусь, уровень доходов и расходов населения, проводимые в государстве мероприятия по расширению безналичных расчетов в той сфере, где традиционно использовались расчеты наличными деньгами. Некоторое количество денежных знаков необходимо также для постоянного обновления наличной денежной массы, то есть замены ветхих и других непригодных для обращения денежных знаков новыми. Следует отметить, что с увеличением размеров доходов, платежей и для сбережений необходимым становится выпуск денежных купюр более высокого достоинства. Например, выпуск в обращение в середине 2005г. банковского билета достоинством 100000 рублей. После того как будет определена общая сумма, а также количество банкнот того или другого номинала, достоинство и тираж монет, Национальный банк размещает заказы на изготовление денежных знаков: банковских билетов – на печатных фабриках Гознака в России, а монет – на монетных дворах зарубежных стран ( Россия, Великобритания, Польша, Литва и др.) При разработке и печатании банкнот обеспечивается сочетание таких их свойств, как устойчивость к износу, читаемость кассовыми аппаратами, банкоматами, привлекательный вид и, главное, защищенность от подделок. Национальный банк Республики Беларусь постоянно совершенствует технологию изготовления банковских билетов, стараясь придать банкнотам характерные признаки, отличающие подлинную банкноту от поддельной. Средствами защиты банкнот являются: - бумага - специальная высококачественная белого цвета для банкнот достоинством 10, 20, 50, 100, 500, 1000, 5000 рублей и с индивидуальным цветовым оттенком – для банкнот 10000, 20000, 50000, 100000 рублей; - защитные волокна - хаотично размещенные в толщине и на поверхности бумаги кусочки синтетических нитей разного цвета размером 3-5 мм; - водяной знак – видимые на просвет темные и светлые изображения, образованные за счет различной толщины бумаги; - защитная нить – тонкая полоска из полимерной пленки шириной 1-2 мм с текстом «НБРБ» в прямом и перевернутом изображении; - металлографическая печать – основное изображение, цифровое и буквенное обозначение номинала и другие текстовые реквизиты имеют увеличенную толщину красочного слоя, благодаря чему хорошо воспринимаются на ощупь; - микротекст – непрерывно повторяющиеся тексты, которые можно прочитать при помощи лупы; - антикопировальная сетка - образована тонкими повторяющимися линиями, которые при копировании (сканировании) искажаются; - метка для людей с ослабленным зрением – специальные знаки для обозначения номиналов банкнот, исполненные рельефной печатью; - совмещающееся изображение – при рассматривании банкноты на просвет неокрашенный элемент лицевой стороны заполняется цветом фрагментов оборотной стороны, образуя законченный (единый) рисунок; - скрытое изображение – буквы «РБ» становятся видимыми при рассматривании банкноты под острым углом зрения к источнику света; - металлизированная краска – краска, обладающая металлическим блеском и изменяющая цвет при наклоне банкноты; - краска, изменяющая цвет – краска, изменяющая цвет при наклоне банкноты; - бескрасочное тиснение – бесцветное рельефное изображение, нанесенное на незапечатанный участок банкноты и наблюдаемое в косо падающем свете; - люминесценция в уф-лучах – элементы защиты, которые в ультрафиолетовых лучах светятся разными цветами; - ирисовый раскат – плавное изменение цвета от одного к другому без разрыва линий изображения; - орловская печать – многоцветная печать с дискретным переходом одного цвета в другой без разрыва линий изображения; - некоторые другие. Национальный банк обеспечивает публикацию описания наличных денег в официальных средствах массовой информации, что дает населению возможность быть более информированным, знать подлинные денежные знаки, отличать их от банкнот, имеющих признаки подделки, и не принимать банкноты, подлинность которых вызывает сомнение. Изготовленные денежные знаки завозятся в Национальный банк Республики Беларусь и помещаются в специально оборудованные для хранения ценностей помещения (кладовые). Для того чтобы Национальный банк Республики Беларусь мог осуществлять функцию эмиссии наличных денег и регулировать денежное обращение ему предоставлено право создания резервных фондов банкнот и монет и распоряжения этими фондами. Резервный фонд банкнот и монет сосредоточен в организованном для этой цели Центральном хранилище Национального банка. Денежные знаки, находящиеся в резервном фонде, не являются деньгами в обращении. Они не только хранятся отдельно, но и учитываются на внебалансовом счете (9991 «Резервный фонд банкнот и монеты»). В учреждениях Национального банка (главных управлениях в областях, отделениях) также сосредоточивается запас денежной наличности, но учитывается он уже на балансе банка (счет 1000 «Денежные средства в хранилище»). Резервный фонд и денежные средства в хранилищах учреждений Национального банка представляют собой запас банкнот и монет на случай необходимости их выпуска в обращение. Кроме эмиссии денежных знаков в обращение они используются для поддержания наиболее приемлемого купюрного строения наличной денежной массы, то есть наличия в обороте банковских билетов всех достоинств в количествах, обеспечивающих беспрепятственное осуществление платежей как в крупных, так и в небольших суммах, а также замены ветхих и поврежденных (неплатежных) банкнот новыми. Для осуществления операций по непосредственному выпуску денег в обращение, кассовому обслуживанию своих клиентов, а также по подкреплению денежной наличностью коммерческих банков в каждом учреждении Национального банка создана оборотная касса. В оборотную кассу постоянно поступают наличные деньги, в том числе в порядке перечисления из резервного фонда или хранилища банка и из нее постоянно выдаются наличные деньги. Наличные деньги считаются выпущенными в обращение непосредственно Национальным банком, если они выданы по денежным чекам юридическим лицам, по расходным кассовым ордерам при покупке иностранной валюты, драгоценных металлов и при других выплатах физическим лицам, в том числе и работникам Национального банка, по банковским пластиковым карточкам через банкоматы. Наличные деньги, направляемые из оборотной кассы учреждения Национального банка для подкрепления операционных касс коммерческих банков, предназначены для последующих выдач клиентам этих банков на расчеты, которые в соответствии с законодательством могут совершаться наличными деньгами. После выдач наличных денег из касс коммерческих банков они считаются выпущенными в обращение. Лимиты (минимальный или максимальный) остатков оборотных касс учреждений Национального банка Республики Беларусь не устанавливаются. В учебной, монографической литературе и других публикациях, посвященных различным аспектам рассмотрения эмиссионных и кассовых операций банков, отмечается, что наличные деньги поступают в обращение при их нахождении в оборотной кассе учреждений центрального банка и в операционных кассах коммерческих банков (Банк России, том 1,149; Научно-практический комментарий к Банковскому кодексу, 154. Букато 2001 стр 125 и др.). Действующими в Республике Беларусь Правилами расчета широкой денежной массы (Правила в редакции постановления Правления Нац. Банка от 25.11.2003г.№200) предусматривается, что в объем наличных денег в обороте включаются банкноты и монета, находящиеся в обращении на руках у физических лиц и в кассах юридических лиц (небанковские финансовые организации, коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели). Поэтому остатки наличных денег, находящиеся в оборотной кассе учреждений Национального банка и в операционной кассе коммерческих банков, следует рассматривать как подготовленные к выпуску за пределы банковской сферы, а не как находящиеся в обращении наличные деньги. Действительно, до получения из касс банков они не могут использоваться ни как средство обмена, ни как средство платежа. Эмитированные наличные деньги, выполняя функцию единого покупательного и платежного средства, в процессе своего обращения переходят от одного владельца к другому вне банковской системы. Общее их количество (остаток) остается неизменным до нового пополнения (эмиссии) или изъятия из обращения, то есть явления обратного эмиссии. Коммерческие банки выступают только проводниками движения наличных денег от Национального банка к пользователям, и их участие в наличном денежном обращении, в отличие от операций по кредитованию, не приводит к эффекту мультипликации и не влияет на возрастание массы наличных денег, изготовленных и первоначально направленных в оборот Национальным банком. Следует отметить, что процесс работы с наличными деньгами является весьма трудоемким, а следовательно, и затратным. Поэтому учреждения Национального банка практикуют использование средств механизации и автоматизации при пересчете, упаковке, транспортировке и других видах обработки денежной наличности. Наиболее распространенным является применение счетно-денежных машин, средств для транспортировки денег (тележки закрытого типа), калькуляторов с пишущим устройством, компьютеров, приборов для определения подлинности денежных знаков, средств для упаковки банкнот и монет. Могут устанавливаться банкоматы и другие платежно-расчетные терминалы. Значительного сокращения расходов, связанных с использованием наличных денег, можно добиться расширением безналичных расчетов при получении населением денежных доходов, а также осуществлении денежных расходов. Предпосылкой для этого является открытие банковского текущего (расчетного) счета или карт-счета.. После зачисления денежных сумм на соответствующий счет появляется возможность оплаты покупаемых товаров и оказываемых услуг с использованием платежных поручений, расчетных чеков или банковских пластиковых карточек, которые в современных нормативных документах и экономической литературе могут обобщенно именоваться как платежные инструкции. При организации работы с денежными знаками большое внимание уделяется их экспертизе, то есть определению их чистоты, подлинности и платежности. Производится сортировка банкнот на годные к обращению и ветхие. Для этого все учреждения Национального банка обеспечиваются образцами банкнот, а также установленным Перечнем признаков платежности банкнот Национального банка Республики Беларусь. Кстати, этот Перечень помещается у касс учреждений Национального банка для всеобщего обозрения. Ветхие банкноты в обращение не выпускаются. Поврежденные подлинные банкноты (разорванные, не сохранившие всей площади, изменившие окраску), если они соответствуют изложенным в Перечне признакам платежности, обмениваются учреждениями Национального банка. Причем сумма обмена не ограничивается и плата за обмен не взимается. Банкноты, утратившие признаки платежности, не обмениваются. Они считаются неплатежными и изымаются из обращения. При выявлении банкнот, имеющих явные признаки подделки, либо банкнот, подлинность которых вызывает сомнение, работники учреждений Национального банка сообщают о данном факте в территориальные органы внутренних дел. Отсортированные ветхие банкноты, а также поврежденные обмененные и банкноты, в обмене которых отказано, вывозятся в Центральное хранилище Национального банка, где проходят окончательную экспертизу и в установленном порядке уничтожаются.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Организация эмиссионной деятельности Национального банка» з дисципліни «Організація діяльності центрального банку»