Функциональные закономерности метакогнитивных процессов
Согласно разработанной нами и рассмотренной в 1.5. комплексной стра-тегии изучения метакогнитивных процессов, следующим основным этапом их исследования (реализуемым сразу же после структурного этапа и на основе его результатов) является этап их функционального исследования. К нему, следова-тельно, теперь и необходимо обратиться. Вместе с тем, при реализации данного аспекта изучения необходимо учитывать ряд важных и в целом осложняющих такое изучение обстоятельств. Дело в том, что исследование функциональной организации метакогнитивных процессов сопряжено с трудностями принципи-ального порядка, обусловленными широтой и многогранностью самих понятий функции и функциональной динамики. Они в своем общем и исходном значе-нии фиксируют, по существу, всю систему диахронических закономерностей того или иного явления, процесса. По отношению к метакогнитивным процес-сам эти трудности еще более возрастают в связи с одной из основных их осо-бенностей — их гетерогенностью и, следовательно, – разнообразием их форм, видов, типов. Во всем этом разнообразии необходимо, однако, выявить и за-фиксировать те закономерности, которые являются основными в плане функ-циональной организации метакогнитивных процессов. По нашему мнению, с точки зрения современных представлений о метакогнитивных процессах целе-сообразно выделить три группы такого рода закономерностей. Во-первых, это закономерности функциональной динамики, связанные с собственно процессуальной организацией — с собственно диахроническим со-держанием метапознания. Данный тип закономерностей может и должен иссле-доваться посредством изучения тех стратегий, которыми реализуются мета-когнитивные функции: именно стратегии, согласно общепринятой в настоящее время точки зрения, являются комплексными процессуальными «единицами», в которых и посредством которых достигается собственно процессуальная, диа-хроническая организация. Во-вторых, это закономерности уже не диахронического, а, скорее, «син-хронического» плана, связанные с выяснением того, как метакогнитивные свойства субъекта (т.е. свойства метакогнитивных процессов) сопряжены с дру-гими – однопорядковыми с ними по своему функциональному назначению ка-чествами. И прежде всего, в этом плане наиболее актуальным (и в то же время – традиционным) являете вопрос о соотношении особенностей метакогнитивных процессов с индивидуально-стилевыми характеристиками субъекта, вопрос об индивидуально-стилевых особенностях метапознания как такового. В-третьих, функциональный план исследования обязательно предполага-ет и выявление тех функций, которые онтологически-реально выполняет объект познания (в частности, метакогнитивные процессы) в составе тех – более об-щих и широких по отношению к ним – метасистем, в которые они включены. Речь при этом может и должна идти о самых разных метаконтекстах функцио-нирования рассматриваемого класса процессов – поведенческом, деятельност-ном, личностном, биографическом, экзистенциальном и мн. др. Из всего много-образия такого рода контекстов нами были исследованы три – достаточно зна-чимые и репрезентативные в плане общего изучения данной проблемы контек-ста. Первый связан с выяснением специфики функциональной роли метапозна-ния в обеспечении психического здоровья личности. Второй направлен на выяв-ление аналогичной роли метапознания в плане обеспечения общеадаптивных функций. Третий связан с исследованием функционирования метапознания как компонента психологического обеспечения профессиональной деятельности.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Функциональные закономерности метакогнитивных процессов» з дисципліни «Психологія метакогнітивних процесів особистості»