ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія конфлікту

Интраперсональные ролевые конфликты
Интраперсональные ролевые конфликты, по Лейтц, отличаются тем, что
они берут свое начало не в актуальной ситуации индивида, а в его прошлом.
В примере Лейтц (с точно таким же конфликтом пришлось столкнуться 4 1 4 Часть III. Разрешение конфликтов
и нам) мужчина не может последовательно и искренне реализовать роль отца,
но анализ текущей ситуации не дает ясной картины истоков этого конфликта.
В результате психодраматического воспроизведения сцен из его детства, его
отношений и взаимодействия с отцом оказалось, что он был лишен подлин­
ного общения с отцом. Воспитание мальчика целиком осуществлялось дедом,
фактически подавлявшим и самого протагониста, и его отца, который по-сво­
ему любил сына, но не мог и не умел проявлять свои чувства. Протагонист
признал, что в отношениях с собственными детьми он оперирует опытом
взаимодействия со своим отцом. Осознание этого факта изменяет его отно­
шение к собственной роли отца, к своему поведению и даже к собственным
неудачам и открывает возможность творческого поиска новых форм реализа­
ции отцовской роли.
Еще один вариант ролевого конфликта — это интерперсональный ролевой
конфликт. Речь идет о ситуации взаимодействия людей, взаимное ролевое
несоответствие которых порождает у них внутренние проблемы. (Следует от­
метить, что даже партнеры с внутренними проблемами могут успешно допол­
нять друг друга, и их взаимодействие не только не будет порождать конфлик­
ты, но может иметь терапевтическое значение.) По аналогии с Лейтц, аде­
кватным примером такого конфликта будет следующая ситуация из нашей
практики. Молодых супругов объединяло желание иметь уютный, теплый
дом. Атмосфера в их родительских семьях, несмотря на относительное внеш­
нее благополучие, была достаточно непростой, и им хотелось в своей семье
обрести любовь и покой. Первые годы совместной жизни им удавалось до­
стичь желаемого, появление ребенка только способствовало этому. Однако
профессиональная жизнь жены оказалась более успешной, и постепенно она
добивается большего, чем ее муж, как с точки зрения статуса, так и в матери­
альном отношении. Это становится проблемой для ее мужа, который ориен­
тирован скорее на патриархальный тип семьи с мужчиной-«кормильцем» во
главе. Внешне проблема начинает проявляться в том, что муж упрекает жену
за то, что она из-за работы приносит в жертву интересы семьи и, в первую
очередь, ребенка. Поскольку у женщины имеет место, хотя и не сильно вы­
раженный, межролевой конфликт, попреки мужа сильно переживаются ею.
В свою очередь, она считает, что если она должна соответствовать требовани­
ям мужа «больше быть женщиной», то это возможно лишь в том случае, если
ее муж «будет мужчиной», т. е. будет более эффективно выступать в роли
кормильца семьи. Внутренний конфликт ее мужа связан с невозможностью
соответствовать собственному представлению о роли отца и мужа в семье,
и ответственность за это он возлагает на собственную жену. Внутренний кон­
фликт жены связан с тем, что она испытывает неудовлетворенность собст­
венной ролью в семье, определенной сложившимся в семье распределением
обязанностей; она считает эту роль вынужденной, навязанной ей и потому
упреки мужа в том, что именно ее поведение разрушает их семью, считает не­
справедливыми. Сложившаяся в семье ситуация актуализирует проблемы
прошлого каждого из них. Муж вырос в семье со слабым отцом с низким со-Глава 10. Работа с конфликтами: психологическая традиция 4 1 5
циальным и личностным потенциалом, в семье полностью главенствовала
мать, ни во что не ставящая отца и мало заботящаяся о детях. Жена в силу об­
стоятельств своей семьи росла самостоятельным ребенком, привыкшим пола­
гаться на самого себя. Каждому из супругов недоставало в детстве заботы,
и они надеялись получить ее в своей семье. Лейтц указывает, что при остром
интерперсональном конфликте трудно рассчитывать на быстрый успех пси-
ходрамотерапии, однако и здесь могут оказаться эффективными ролевые иг­
ры со сменой ролей, когда партнеры получают возможность увидеть ситуа­
цию глазами другого. Исходя из опыта Лейтц, «конфликт, который прежде
вменялся в личную вину партнера, может теперь оцениваться более объектив­
но и, быть может, впервые обсуждаться адекватным образом. В этом состоит
прогностически благоприятная предпосылка для его интеграции» (Лейтц,
1994, с. 309). Также позитивную роль могут сыграть игры-фантазии и инсце­
нировки-проекции, способствующие творческому преодолению конфликта.
Трудности в его успешном разрешении связаны с ролевой ригидностью парт­
неров. Однако во многих случаях подобных «запущенных» и острых кон­
фликтов необходима супружеская терапия (о которой пойдет речь в следую­
щей главе).
Выбор психодрамы в качестве иллюстрации групповых форм работы с кон­
фликтами определен ее историческим статусом. Психодрама Морено, как
уже отмечалось, — одна из наиболее давних сложившихся форм групповой
терапевтической работы. Она оказала безусловное методическое (как мини­
мум) влияние на общую практику групповой психотерапии разных направле­
ний, в частности, ролевые игры являются едва ли не непременным ее атрибу­
том; из всех существующих практик психодрама внесла наибольший вклад
и в теоретическое понимание ролевых конфликтов.
В целом групповая психотерапевтическая работа имеет своей целью по­
мочь — за счет группового контекста — проявлению, осознанию и «прожи­
ванию» своих конфликтов человеком. Фактор группы — при умелом исполь­
зовании — содержит мощный терапевтический потенциал: он обеспечивает
проявление конфликтов человека в его реальном взаимодействии с другими
людьми, дает возможность «обратной связи», позволяет осознать общность
своих проблем с опытом других людей и т. д. Конкретные формы использова­
ния возможностей группы зависят от ориентации терапевта на те или иные
теоретические подходы. Так, в группах «поведенческого» направления ак­
цент будет делаться на модификации поведения, в гештальт-группах — на
проработке внутренних конфликтов и т. д. Психодрама позволяет «материа­
лизовать» в сценическом действии, диалоге конфликты человека как с самим
собой, так и с другими людьми. Понятно, что индивидуальная и групповая
психологическая работа не являются взаимоисключающими формами. На­
пример, после (или в ходе) индивидуальной работы терапевт может прийти
к выводу о целесообразности помещения клиента в группу, где тот столкнет­
ся с другими пациентами, которых беспокоят аналогичные или, напротив, со­
всем иные проблемы. Взаимодействие клиентов и совместное обсуждение их 4 1 6 Часть III. Разрешение конфликтов
проблем способствует продвижению человека на пути осознания собствен­
ных конфликтов. Такого рода примерами перемежающейся индивидуальной
и групповой психотерапевтической работы с пациентами изобилуют тексты
Дж. Бьюдженталя (Бьюдженталь, 1998; Bugental, 1990).
Фактически в рамках тех координат, которые использовались нами преж­
де, можно говорить об используемых в групповой работе формах побуждения
человека как к внутреннему диалогу с самим собой, так и к диалогу с други­
ми. При этом в отдельных случаях реальный диалог с другими участниками
группы помогает каждому лучше понять себя и свои проблемы, а в других —
он фактически является диалогом со «значимыми другими» этого человека.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Интраперсональные ролевые конфликты» з дисципліни «Психологія конфлікту»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит загальновиробничих витрат
Ознайомлення з об’єктом аудиту
Оцінка і управління процентним ризиком
Стандарти ISDN
Отдача огнестрельного оружия


Категорія: Психологія конфлікту | Додав: koljan (12.02.2012)
Переглядів: 1460 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП