Интраперсональные ролевые конфликты, по Лейтц, отличаются тем, что они берут свое начало не в актуальной ситуации индивида, а в его прошлом. В примере Лейтц (с точно таким же конфликтом пришлось столкнуться 4 1 4 Часть III. Разрешение конфликтов и нам) мужчина не может последовательно и искренне реализовать роль отца, но анализ текущей ситуации не дает ясной картины истоков этого конфликта. В результате психодраматического воспроизведения сцен из его детства, его отношений и взаимодействия с отцом оказалось, что он был лишен подлин ного общения с отцом. Воспитание мальчика целиком осуществлялось дедом, фактически подавлявшим и самого протагониста, и его отца, который по-сво ему любил сына, но не мог и не умел проявлять свои чувства. Протагонист признал, что в отношениях с собственными детьми он оперирует опытом взаимодействия со своим отцом. Осознание этого факта изменяет его отно шение к собственной роли отца, к своему поведению и даже к собственным неудачам и открывает возможность творческого поиска новых форм реализа ции отцовской роли. Еще один вариант ролевого конфликта — это интерперсональный ролевой конфликт. Речь идет о ситуации взаимодействия людей, взаимное ролевое несоответствие которых порождает у них внутренние проблемы. (Следует от метить, что даже партнеры с внутренними проблемами могут успешно допол нять друг друга, и их взаимодействие не только не будет порождать конфлик ты, но может иметь терапевтическое значение.) По аналогии с Лейтц, аде кватным примером такого конфликта будет следующая ситуация из нашей практики. Молодых супругов объединяло желание иметь уютный, теплый дом. Атмосфера в их родительских семьях, несмотря на относительное внеш нее благополучие, была достаточно непростой, и им хотелось в своей семье обрести любовь и покой. Первые годы совместной жизни им удавалось до стичь желаемого, появление ребенка только способствовало этому. Однако профессиональная жизнь жены оказалась более успешной, и постепенно она добивается большего, чем ее муж, как с точки зрения статуса, так и в матери альном отношении. Это становится проблемой для ее мужа, который ориен тирован скорее на патриархальный тип семьи с мужчиной-«кормильцем» во главе. Внешне проблема начинает проявляться в том, что муж упрекает жену за то, что она из-за работы приносит в жертву интересы семьи и, в первую очередь, ребенка. Поскольку у женщины имеет место, хотя и не сильно вы раженный, межролевой конфликт, попреки мужа сильно переживаются ею. В свою очередь, она считает, что если она должна соответствовать требовани ям мужа «больше быть женщиной», то это возможно лишь в том случае, если ее муж «будет мужчиной», т. е. будет более эффективно выступать в роли кормильца семьи. Внутренний конфликт ее мужа связан с невозможностью соответствовать собственному представлению о роли отца и мужа в семье, и ответственность за это он возлагает на собственную жену. Внутренний кон фликт жены связан с тем, что она испытывает неудовлетворенность собст венной ролью в семье, определенной сложившимся в семье распределением обязанностей; она считает эту роль вынужденной, навязанной ей и потому упреки мужа в том, что именно ее поведение разрушает их семью, считает не справедливыми. Сложившаяся в семье ситуация актуализирует проблемы прошлого каждого из них. Муж вырос в семье со слабым отцом с низким со-Глава 10. Работа с конфликтами: психологическая традиция 4 1 5 циальным и личностным потенциалом, в семье полностью главенствовала мать, ни во что не ставящая отца и мало заботящаяся о детях. Жена в силу об стоятельств своей семьи росла самостоятельным ребенком, привыкшим пола гаться на самого себя. Каждому из супругов недоставало в детстве заботы, и они надеялись получить ее в своей семье. Лейтц указывает, что при остром интерперсональном конфликте трудно рассчитывать на быстрый успех пси- ходрамотерапии, однако и здесь могут оказаться эффективными ролевые иг ры со сменой ролей, когда партнеры получают возможность увидеть ситуа цию глазами другого. Исходя из опыта Лейтц, «конфликт, который прежде вменялся в личную вину партнера, может теперь оцениваться более объектив но и, быть может, впервые обсуждаться адекватным образом. В этом состоит прогностически благоприятная предпосылка для его интеграции» (Лейтц, 1994, с. 309). Также позитивную роль могут сыграть игры-фантазии и инсце нировки-проекции, способствующие творческому преодолению конфликта. Трудности в его успешном разрешении связаны с ролевой ригидностью парт неров. Однако во многих случаях подобных «запущенных» и острых кон фликтов необходима супружеская терапия (о которой пойдет речь в следую щей главе). Выбор психодрамы в качестве иллюстрации групповых форм работы с кон фликтами определен ее историческим статусом. Психодрама Морено, как уже отмечалось, — одна из наиболее давних сложившихся форм групповой терапевтической работы. Она оказала безусловное методическое (как мини мум) влияние на общую практику групповой психотерапии разных направле ний, в частности, ролевые игры являются едва ли не непременным ее атрибу том; из всех существующих практик психодрама внесла наибольший вклад и в теоретическое понимание ролевых конфликтов. В целом групповая психотерапевтическая работа имеет своей целью по мочь — за счет группового контекста — проявлению, осознанию и «прожи ванию» своих конфликтов человеком. Фактор группы — при умелом исполь зовании — содержит мощный терапевтический потенциал: он обеспечивает проявление конфликтов человека в его реальном взаимодействии с другими людьми, дает возможность «обратной связи», позволяет осознать общность своих проблем с опытом других людей и т. д. Конкретные формы использова ния возможностей группы зависят от ориентации терапевта на те или иные теоретические подходы. Так, в группах «поведенческого» направления ак цент будет делаться на модификации поведения, в гештальт-группах — на проработке внутренних конфликтов и т. д. Психодрама позволяет «материа лизовать» в сценическом действии, диалоге конфликты человека как с самим собой, так и с другими людьми. Понятно, что индивидуальная и групповая психологическая работа не являются взаимоисключающими формами. На пример, после (или в ходе) индивидуальной работы терапевт может прийти к выводу о целесообразности помещения клиента в группу, где тот столкнет ся с другими пациентами, которых беспокоят аналогичные или, напротив, со всем иные проблемы. Взаимодействие клиентов и совместное обсуждение их 4 1 6 Часть III. Разрешение конфликтов проблем способствует продвижению человека на пути осознания собствен ных конфликтов. Такого рода примерами перемежающейся индивидуальной и групповой психотерапевтической работы с пациентами изобилуют тексты Дж. Бьюдженталя (Бьюдженталь, 1998; Bugental, 1990). Фактически в рамках тех координат, которые использовались нами преж де, можно говорить об используемых в групповой работе формах побуждения человека как к внутреннему диалогу с самим собой, так и к диалогу с други ми. При этом в отдельных случаях реальный диалог с другими участниками группы помогает каждому лучше понять себя и свои проблемы, а в других — он фактически является диалогом со «значимыми другими» этого человека.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Интраперсональные ролевые конфликты» з дисципліни «Психологія конфлікту»