Если вы попросите психолога-исследователя описать свою повседневную жизнь, вы получите самые разнообразные ответы, но выясните одно общее правило: ис следователи почти никогда не работают в одиночку. Напротив, в своих лаборато риях они собираются в исследовательские группы. Обычно группы состоят из главного исследователя — доктора X, нескольких аспирантов, работающих с док тором X, и, возможно, одного или двух увлеченных студентов, убедивших доктора X в своем интересе и желании работать в свободное время, хотя бы чистить клетки животных. Такая группа будет ставить одновременно несколько экспериментов, а ее члены будут проводить долгие часы в лаборатории, собирая данные и анали зируя их за чашкой кофе. Они часто будут собираться в ближайшей забегаловке, подобно Левину и его студентам, и обсуждать исследовательский проект на раз личных этапах его проведения (и снова пить кофе). При обсуждении завершенно го проекта, они будут применять подход, который можно назвать «что дальше?»: что мы должны делать дальше, имея теперь результаты этого исследования? В ка кой-то момент обсуждения кому-то придет в голову идея, и он задаст самый частый в беседах психологов-исследователей вопрос: «Как вы думаете, что произойдет, если мы сделаем X?», «X» — это черновая идея исследования, а «как вы думаете, что произойдет?» — вопрос о предсказании его результатов. Вопрос, приведет к оживленной дискуссии, в которой группа уточнит идею или возможно отвергнет ее и станет думать над следующим вопросом «что делать?». Если идея принята, будет разработана процедура исследования, которая в ближайшие дни будет опро бована в пилотажном исследовании, усовершенствована (на этом этапе снова пьют кофе) и в конце концов преобразована в строгий эксперимент, который и будет впоследствии проведен. Закончившись, исследование редко остается без продолжения, и его результа ты почти всегда приводят к другим экспериментам, нередко для выяснения остав шихся без ответов вопросов начального исследования. Для примера рассмотрим серию из двух экспериментов, посвященную распознаванию лиц (Burton, Wilson, Cowan, and Bruce, 1999) В первом эксперименте авторы выявляли способность участников узнавать людей, изображения которых были записаны с помощью обычной аппаратуры для наблюдений со стандартнонизким качеством. Исследо ватели сравнивали результаты участников, знакомых с людьми на изображении, с результатами других участников, увидевших их впервые. Третья группа состояла из офицеров полиции, проходивших обучение (тренировавшихся опознавать во ров по записям, сделанным скрытыми видеокамерами во время ограбления банка). Разработка исследований на основе других исследований 115 Исследователи обнаружили, что участники, относительно знакомые с людьми на видеозаписи, довольно хорошо справились с заданием на узнавание, тогда как по казатели участников двух других групп были весьма невысокими. Получив такие результаты и задумавшись над вопросом «что дальше?», Бертон и его исследова тельская группа решили выяснить причину правильного узнавания людей на ви деозаписи, в случае если участники знакомы с ними. В чем именно было дело, в ли цах, фигурах или, может быть, походках людей с видеозаписи? Эти вопросы при вели к соответствующему эксперименту, в котором записи были обработаны так, чтобы скрыть лица, фигуры или двигающиеся ноги людей на видео. Было установ лено, что узнавание происходит довольно точно, если скрыты фигуры или поход ка, но если участники не видят лиц людей на видеозаписи, то точность падает. Вто рой эксперимент вытекал из первого и отвечал на поставленные им вопросы. Таким образом, исследование в психологии: а) обычно состоит из последова тельной серии взаимосвязанных экспериментов, б) часто является результатом совместных усилий людей, посвящающих свой труд одной и той же узко специа лизированной области и в) почти не имеет структуры на начальных стадиях рабо ты. В 1958 г. отсутствие структуры было отмечено группой выдающихся психоло гов-экспериментаторов, собранных Советом по образованию и обучению АРА для выработки рекомендаций к аспирантским занятиям по экспериментальной пси хологии. Они охарактеризовали «исследовательский процесс, а соответственно и процесс разработки самой науки психологии, (как) весьма неформальное, часто нелогичное и иногда беспорядочное дело. Он в значительной части состоит из ба рахтанья в эмпирическом мире, которое иногда определяют как "пилотажное ис следование", или "пробное исследование"» (Taylor, Garner, & Hunt, 1959, p. 169). Одна из недавних разработок подхода «что дальше?» — расширение исследо вательской группы за пределы отдельной лаборатории. В наш компьютерный век ученые различных университетов часто общаются посредством электронной по чты. Виртуальные беседы часто включают вопрос «как вы думаете, что произой дет, если мы сделаем вот что...» и последующие описания предлагаемых методов. Ученые, которых разделяют тысячи миль, тем не менее могут вести неформальные обсуждения, становящиеся затем исследованиями. Они даже могут пить кофе, не прерывая виртуальную беседу.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Исследовательские группы и вопрос «что дальше?»» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»