СРЕДОВЫЕ УСЛОВИЯ, ОБЩИЕ ДЛЯ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ (ОБЩЕСЕМЕЙНАЯ, МЕЖСЕМЕЙНАЯ, СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ, РАЗДЕЛЕННАЯ, ОБЩАЯ СРЕДА)
Семьи различаются уровнем материального благосостояния, сти- лями воспитания, общим уровнем культуры и многими другими ха- рактеристиками. Дети, растущие в одной семье, подвергаются, в об- щем, одним и тем же семейным влияниям. Иными словами, сходство средовых условий разных детей в одной семье выше, чем сред детей, растущих в разных семьях. Это говорит о том, что общесемейная среда варьирует от одной семьи к другой, но постоянно систематически влияет на детей одной и той же семьи (именно так надо понимать встречающееся в генетических работах понятие «межсемейная систе- матическая среда»). С. Скарр предлагает рассматривать межсемейные различия в общей среде как различия в возможностях [398]. В этом смысле, например, семьи с более низким достатком рассматривают- ся как семьи, располагающие меньшим арсеналом для создания обо- гащенной среды, существенной для развития познавательной сферы ребенка: семейная среда в этих семьях несколько ограничена как с точки зрения возможностей, доступных ребенку в домашних условиях (книги, инструменты, игры, компьютер), так и с точки зрения выбо- ра школы (если она платная) и внешкольных занятий (если за них тоже надо платить). Психогенетические исследования уделяли центральное внимание общей семейной среде примерно до середины 80-х годов. Предполага- лось, что ее вклад в изменчивость по интеллекту — около 30%. Однако при более внимательном анализе эмпирических данных выяснилось, что эта оценка справедлива только для детского возраста. Начиная с 10—11 лет влияние общей среды на популяционную дисперсию ин- теллекта монотонно уменьшается и к 18-20 годам практически дос- тигает нуля. Правда, результаты в какой-то мере противоречивы: не-
9-1432 129 сколько близнецовых исследований указывают на значимость вклада семейной среды в межиндивидуальную дисперсию по специальным способностям и по показателям школьной успешности, но исследо- вания приемных детей не подтверждают это наблюдение [364]. Результаты психогенетических исследований личностных черт ока- зались еще более неожиданными. Впервые незначительность вклада семейной среды в формирование индивидуальных различий по лич- ностным особенностям была отмечена в конце 70-х годов. Например, в работе Дж. Лоэлина и Р. Николса вклад семейной среды составил всего 10% [322]. Главный аргумент за несущественность общесемей- ных факторов заключается в том, что приемные сиблинги — прием- ные дети, воспитывающиеся в одной семье и не являющиеся род- ственниками друг другу, имеют практически нулевую корреляцию по личностным чертам (средний r = 0,05)*. По когнитивным характе- ристикам корреляция намного выше (около 0,25 ), но в подростко- вом возрасте она тоже становится почти нулевой, а это говорит о том, что влияния общесемейной среды не имеют долговременного эффекта [363]. Эти результаты были многократно подтверждены [подробный об- зор см.: 57]. В целом полученные данные позволяют утверждать, что общесемейная среда играет относительно небольшую роль в форми- ровании индивидуальных различий по психологическим признакам, — во всяком случае, после подросткового возраста. Разделенная (общая) среда не должна полностью приравниваться к се- мейной среде. Очевидно, что люди могут иметь общие средовые условия (разделять единообразные эффекты среды) и за пределами семьи. Напри- мер, сиблинги могут находиться в общих средовых условиях, имея общих дру- зей и проводя время вместе в определенном средовом окружении. Однако важно помнить, что современные генетико-математические модели не по- зволяют дифференцировать влияния общесемейной среды от среды, общей для данных родственников, но существующей вне семьи.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «СРЕДОВЫЕ УСЛОВИЯ, ОБЩИЕ ДЛЯ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ (ОБЩЕСЕМЕЙНАЯ, МЕЖСЕМЕЙНАЯ, СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ, РАЗДЕЛЕННАЯ, ОБЩАЯ СРЕДА)» з дисципліни «Психогенетика»