Й. — санскритское слово с двумя корнями. Первый означает «медитировать», второй — «соединяться». Последнее значение, ставшее более распространенным, подразумевает связывание челов. природы с ее космическим источником. Исторически Й. получала свое развитие в индуизме и буддизме и до известной степени продолжает находиться под влиянием философии и практики этих религий. Но сама по себе Й. не является религией, к-рая зависит от веры, ритуала и священного писания. Она состоит из методов, разработанных в ходе практ. использования Й. на протяжении тысячелетий. Обычно Й. начинается там, где останавливаются медицина и психотер.: оказание помощи здоровым и адаптированным людям в достижении более высокого уровня функционирования. Это — сугубо индивидуальный процесс, проводимый под тщательным контролем учителя, к-рый постоянно руководит учеником и направляет его. Классическая философия Й. обычно основана на отвержении светской жизни как иллюзии, к-рую можно преодолеть, только если индивидуальное Я сольется с Всемирным Духом. Вследствие экзотического происхождения Й. и общего скепсиса зап. ученых относительно выдвигаемых адептами Й. экстравагантных притязаний на ее возможности, научного изучения Й. и ее достижений практически не проводилось. Однако недавние исслед. свидетельствуют о том, что с помощью совр. технологии возможно уловить относительно тонкие эффекты, достигаемые при применении различных вариантов медитации и Й. В исследованиях волновой активности головного мозга и физиолог. показателей стресса получены совершенно различные паттерны у последователей дзэн-буддизма, классической Й. и крийя-йоги. Эти результаты согласуются с заявлениями о возможностях проверяемых методов. В основе практики Й. лежит модель человека, чуждая зап. науке, хотя следы ее могут быть обнаружены в большинстве мистических течений. Эту модель часто называют тонким телом, довольно грубой аналогией к-рого служат такие физиолог. системы как пищеварение. Тонкое тело состоит из неск. взаимосвязанных центров, наз. чакрами. Каждый центр имеет свою собственную специфическую природу, но, как и в каждой системе, самым важным является взаимодействие отдельных частей. Когда тонкое тело активируется, оно способно прямо видоизменять энергию окружающего мира, рафинируя ее до высшего уровня, обеспечивающего запуск процесса внутреннего развития индивидуума. В разного рода мистической литературе приведены описания семи главных центров, каждому из к-рых приписывается своя собственная энергия и функция. Все эти центры обычно закрыты. Чтобы открыть их, необходимы сознательные усилия индивидуума. В разных формах Й. используются различные технические приемы, но концепция тонкого тела помогает разъяснить их конечную цель, а именно: помочь индивидууму испытать высший уровень сознания и функционирования посредством сознательного процесса внутреннего развития. Этой цели можно достичь, только если человек научится тому, как надо работать с энергией, сохраняя ту, что имеется, и преобразуя привлекаемую извне энергию в разреженные формы для снабжения более тонких аспектов своих внутренних сфер.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Йога» з дисципліни «Психологічна енциклопедія»