Учение о нововведениях описывает процесс, посредством к-рого идеи преобразуются в новые продукты, физ. или соц. процессы, или технологии и, в конечном счёте, вводятся во всеобщее употребление. Как область исслед., изучение нововведений характеризуется сильными междисциплинарными традициями, но тж нечетким множеством единиц анализа и ограниченным числом интегрирующих понятий. Отчасти это объясняется тем, что феномен инновации возникает как в частных, так и в общественных орг-циях; может длиться на протяжении ряда лет; охватывает нововведения как в области материальной технологии, так и в сфере соц. систем; может касаться деятельности отдельного чел., группы или орг-ции. В соответствии с одним из наиболее распростр. представлений, процесс инновации развивается линейным образом и состоит из ряда стадий: а) приобретение начального знания об инновации; б) убеждение в ее преимуществах; в) решение о ее внедрении; г) поддержка этого решения. Эта конкретная стадиальная модель приведена только в иллюстративных целях; помимо нее было разраб. множество др. моделей. Одним из важных дополнений явилось расширение продольного (лонгитюдного) анализа процессов инновации для более детального рассмотрения поведения после принятия решения о ее внедрении. Большинство ранних исслед. по инновации проводились в условиях сельского хозяйства, где любой отдельно взятый чел. мог или воспользоваться, или не воспользоваться новым продуктом совершенно открытым и недвусмысленным образом. Когда эта область столкнулась с изучением более сложных инноваций в условиях орг-ции, стало очевидным, что ключевой проблемой процесса инновации оказывается внедрение. Обнаружилось, в частности, что невзирая на положительные решения о нововведениях, они зачастую могут прекращаться, не полностью разворачиваться, или существенно изменяться либо приспосабливаться к текущим условиям искажающими их сущность способами. Сообразно с упомянутыми направлениями исслед. росло осознание того факта, что инновация является организационным феноменом. Это осознание повлекло за собой два важных последствия: а) увеличение интереса к организационным и ситуативным переменным, оказывающим влияние на инновацию; б) расширение области исслед. за пределы анализа распространения инновации среди пользователей, чтобы включить в нее и то, как разраб. инновации производителями. Анализ собранных данных, касающихся инновационных процессов в частных фирмах, показал, что малые фирмы являются несоизмеримо более способными к нововведениям в сфере создания и развития новых продуктов и процессов. Соответственно с этими данными были проведены исслед., связанные с управлением самими н.-и. и опытно-конструкторскими разработками. Оказывается, что гибкие соц. структуры и беспрепятственный поток информ. тж играют решающую роль в успешности н.-и. и опытно-конструкторских работ. Фокус на орг-циях как месте инновационных феноменов позволил тж высветить роль тех факторов, к-рые воздействуют на орг-ции со стороны. В терминологии экономики, эти контекстные, или «экзогенные», переменные часто оказываются рез-том политики или практ. действий правительства. Очевидно, специфические внешние или политические факторы, играющие важную роль в инновации, по-разному влияют на организации гос. и частного сектора. Побудительные стимулы, действующие в гос. орг-циях, были в действительности оценены как факторы, сдерживающие нововведения. И. п. — и как круг феноменов, и как область исслед. — чрезвычайно сложны. Инновацию как родовой процесс можно использовать для концептуализации практически любых изменений в нашем соц. окружении. Когда исследователи разраб. более удобный набор описательных моделей и достигнут согласия в отношении парадигм исслед., важность изучения инновационных процессов станет более очевидной.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Инновационные процессы» з дисципліни «Психологічна енциклопедія»