ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Маркетинг та торгівля » Формування ринку лізингових послуг

Опыт Соединенного Королевства
В Великобритании с незапамятных времен в хозяйственной
деятельности совершались арендные операции, имеющие сход-
ство с лизингом. Первопроходцем современного лизингового
бизнеса стала компания «Mercantile Leasing Co. Ltd», которая
была учреждена 8 июня 1960 г. в качестве совместного предпри-
ятия «Mercantile Credit Co. Ltd» и «US Leasing Co» (соответст-
венно 80% и 20% участия в уставном капитале). Другими пер-
выми представителями этого рынка был ряд компаний с устано-
вившимся бизнесом в финансовой области, иногда вместе с дру-гими партнерами в качестве младших держателей акций. Такими
были «Astley Industrial Trust» (в 1970 г. фирма перешла под кон-
троль «Mercantile Credit») и торговый банк «Hambros».
В Великобритании существует проблема отграничения до-
говора лизинга от сходных договоров и в первую очередь от до-
говора аренды-продажи. Основным критерием различия служит
условие опциона на покупку объекта по завершении договора:
опцион не может быть условием договора лизинга, иначе дого-
вор воспринимается как аренда-продажа (в 1965 г. был оконча-
тельно утвержден Закон об аренде-продаже).
Специальной законодательной базы по лизинговым отно-
шениям в Великобритании нет, юридическую основу составля-
ют документы более общего характера. Однако, как и в США,
лизинг рассматривается, оценивается, определяется, в основном,
с точки зрения налогообложения. Бухгалтерский стандарт
SSAP21 «Бухгалтерский учет и отчетность лизинговых соглаше-
ний» предписывает, как следует трактовать все вопросы, связан-
ные с бухгалтерской стороной лизинга. Некоторые аспекты ли-
зинга затрагивает и закон о потребительском кредите (Consumer
Credit Act).
Договор признается лизингом, если он заключен на срок не
менее 75% срока эксплуатации объекта лизинга, или в нем пре-
дусмотрена полная или существенная выплата стоимости иму-
щества в течение срока действия договора, или в нем преду-
смотрена возможность возобновления лизинга за встречное
удовлетворение, которое значительно меньше существующих в
тот же период ставок периодических платежей на открытом
рынке.
В Великобритании индустрия лизинга начала эволюциони-
ровать в современную форму в начале 1960-х гг., когда стали
появляться программы помощи сбыту (в основном офисного
оборудования). Однако общей чертой лизинга того времени бы-
ли сделки с фирмами, обладающими высокой кредитоспособно-
стью, которые обычно игнорировали альтернативную покупку в
рассрочку. Лизинг использовался из-за преимуществ в сроках,
улучшения ликвидности и высвобождения рабочего капитала.
Область компьютерного лизинга в то время развивалась наибо-
лее быстро. В период с 1963 по 1964 г. две основные британские
105компании по выпуску компьютеров учредили ряд своих филиа-
лов, предлагающих лизинг. К концу 1960-х на британском рынке
компьютерного лизинга стали появляться американские компа-
нии.
С середины 1970-х лизинг стал играть основную роль в ка-
питальном финансировании Великобритании. Причиной было
то, что по системе корпоративного налогообложения 1972-84 гг.
предоставлялась 100% скидка с налога в первый год инвестиций
в машинное оборудование. Однако реальный уровень рента-
бельности снизился для промышленных и торговых компаний с
12% в 1964 г. до 9% в 1970-73 гг. и до 4% в 1975 г. (если исклю-
чить Североморский нефтяной сектор, то до 3%). По этой при-
чине нефинансовые компании Великобритании не могли в пол-
ной мере использовать преимущества налоговой скидки, в то
время как лизинговые компании обладали такой возможностью.
Следовательно, основной категорией клиентов для лизингодате-
лей были «налогоубыточные» или «налогоистощившиеся» ком-
пании. В результате конкурирующих условий на рынке лизинго-
вых услуг прибыль, полученная от налоговых льгот, передава-
лась лизингополучателям через снижение лизинговых ставок.
Немаловажным фактором была привлекательность лизинга
как формы забалансового финансирования (лизингополучатель,
в отличие от покупки, имел возможность не отражать лизинго-
вую задолженность в своем балансе). Лизинг мог помочь компа-
ниям в доступе к кредитным ресурсам.
В 1984 г. произошли изменения в начислении корпоратив-
ного налога, а также 100% налоговая льгота была заменена 25%
регрессивной (на основе метода снижающегося остатка). Появи-
лись также льготы:
-лизингодатель имеет право на налоговые скидки на стоимость
актива и принимает во внимание при подсчете налогооблагае
мой прибыли полную стоимость лизинговых платежей в каче
стве торговых поступлений;
-лизингополучатель имеет право вычесть полную стоимость
лизинговых платежей из налогооблагаемой прибыли.
С этого года лизинговая индустрия становится еще более
активной. Благодаря изменениям в механизме скидок появилась
возможность значительно снизить лизинговые ставки. При
опытном планировании налогов вместе с определенными срока-
106ми покупки оборудования стало возможным даже предложение
лизинговых контрактов по негативной действительной ставке
(т.е. ниже уровня инфляции).
Большое число лизингодателей заинтересовалось рынком
небольших капиталовложений, было создано много новых ком-
паний и развернулась острая конкуренция.
В начале и середине 1990-х гг. лизинг в Великобритании
стал серьезным системообразующим показателем в инвестици-
онной макрополитике. По этому показателю страна стала первой
не только в Европе, но и в мире. Удельный вес лизинга в общем
объеме инвестиций в оборудование в течение 1980-х гг. превы-
шал 15% рубеж, а к 1997 г. достиг показателя в 38%. Однако в
статистических ежегодниках Leaseurope за 1999-2001 гг. данный
показатель колебался в районе 15%. Такой разрыв объясняется
изменением методики подсчета доли лизинга.
Финансовый лизинг играет важную роль в финансировании
промышленности. Один из самых крупных проектов из когда-
либо предпринятых в Великобритании, финансировавшийся не
государством, - петрохимический завод Essochem Olefins, кото-
рому в октябре 1985 г. по лизингу было передано оборудования
и зданий на 400 млн. фунтов стерлингов консорциумом из пяти
лизинговых компаний.
По объему лизинговых услуг Великобритания занимает
второе место в Европе и четвертое в мире. В 2001 г. объем ли-
зинговых операций составил 33 401 млн. евро, что соответствует
17,3% европейского рынка (и почти 21% общеевропейского
рынка лизинга оборудования). Такое положение является след-
ствием неразвитости лизинга недвижимости в Королевстве (его
доля составила лишь 0,14% в 2001 г.).
Развитие лизингового рынка в Великобритании представле-
но в табл. 2.13. После спада, происшедшего в 1991-1992 гг. (на
14,8% по сравнению с 1990 г.), последующие пять лет (1993—
1997 гг.) были удачными для английского лизингового бизнеса.
Это был период резкого подъема. В 1996 г. прирост по лизингу
оборудования по сравнению с предыдущим годом составил
23,5%, а в 1997 г. - 22%. После этого наступил период стабили-
зации, и в следующие 4 года среднегодовые темпы прироста со-
ставили 2,8%.
107Таблица
2.13 Лизинговый бизнес в Великобритании (в млн. ЭКЮ)
1991 1994 1997 2001
Лизинг оборудования, всего 17 721 18 853 29 614 33 354
в том числе:
- машиностроительное и промыш-
ленное оборудование
28,6% 25,4 % 30,3 % 21,2%
- компьютеры и офисное
оборудование
21,4% 12,7 % 10,5 % 20,2%
- грузовые автомобили 6,5% 12,1 % 11,4% 14,2%
- легковые автомобили 31,2% 41,6 % 38,0 % 30,1%
- другое оборудование 12,3% 8,2% 9,8% 14,3%
Лизинг недвижимости (всего) 805 222 273 47
Лизинг недвижимости значительно уступает операциям с
движимым имуществом: в общем объеме английского лизинго-
вого бизнеса лизинг объектов недвижимости составляет менее
3% (в 2001 г.-0,14%).
Следует отметить, что в течение 1990-х гг. произошел су-
щественный рост доли лизинга промышленного оборудования,
который составил с 1990 по 1997 г. 7,1% (в абсолютном выраже-
нии объем операций такого типа заметно увеличился). Такой
высокий показатель (30,3% в 1997 г.) вместе с высокой долей
лизинга в инвестициях в оборудование должен был свидетельст-
вовать о высокой конкурентоспособности британских произво-
дителей на внутреннем и внешнем рынках и в целом о росте
экономического уровня страны. А так как сроки лизинговых до-
говоров в Великобритании менее продолжительны, чем в веду-
щих европейских странах (55,4% договоров заключается на 2-5
лет и еще 19,6% - до 2 лет), можно с уверенностью утверждать о
верности нашего предположения (в распоряжении британских
производителей постоянно находилось новейшее оборудование).
Однако к 2001 г. произошло падение данного показателя до 21%,
что может свидетельствовать об окончании переоснащения про-
мышленности.
Лизинг легковых автомобилей Великобритании (31%) в
процентном отношении к общему объему рынка лизинговых
услуг значительно ниже, чем во многих европейских странах. По
мнению автора, это также является положительным моментом.
108Следует отметить и возврат доли лизинга офисного обору-
дования и компьютеров к уровню 1990 г. (порядка 20%). Такое
положение объясняется резким ускорением НТП в этой отрасли,
сопровождающимся высоким моральным износом компьютер-
ной техники.
Основными лизингополучателями являются предприятия
частного сектора обслуживания (70,8% в 2001 г.) и производст-
венные предприятия (22,1% в 2001 г.), которые вместе состав-
ляют более 90% английских лизингополучателей. Также про-
слеживается устойчивая тенденция к перераспределению долей
в пользу частного сектора.
Первым представительным органом лизинговой индустрии
в Великобритании была Ассоциация Лизинга Оборудования
(ELA), созданная в январе 1971 г. как ответвление от Ассоциа-
ции Финансовых Домов (FHA). В начале 1990-х гг. обе ассоциа-
ции пришли к заключению, что при уменьшении значимости
налогового фактора в сравнении с 1970-ми и при разрушении
традиционных барьеров по всему сектору финансовых услуг
больше не имеет смысла предлагать лизинг отдельно от других
типов кредитования под обеспечение активами. 2 января 1992 г.
была основана новая Ассоциация Финансов и Лизинга (FLA)
при полном слиянии ELA и FHA.
В 2001 г. в FLA входило более 70 компаний, охвативших
95% лизингового рынка. Следовательно, в Великобритании са-
мый высокий показатель по объему лизинговых активов, прихо-
дящихся на одну компанию.
Лизинговые компании состоят из предприятий различных
типов:
-большинство (в основном самые крупные) представляют фи
нансовый сектор экономики, являясь филиалами банков или
других финансовых учреждений (как местных, так и зарубеж
ных) - такие компании составляют около 2/3 лизинга всех чле
нов FLA;
-часть представляют группы промышленных компаний и пред
лагают лизинг как дополнение к основным функциям роди
тельской компании;
-остальные являются независимыми специальными лизинговы
ми компаниями или членами конгломератов холдинговых
компаний.
109Фактически банки занимаются лизингом через свои финан-
совые дома (компании, осуществляющие финансирование с су-
ществующими активами). Финансовые дома работают с мелким
и средним лизингом, а также с потребительским кредитованием, в
то время как отдельные филиалы банка занимаются лизингом
крупных активов. Такую структуру имеют: «Lloyds Bank», «Na-
tional Westminster Bank», «Royal Bank of Scotland», «Bank of Scot-
land», «Trustee Savings Bank Group». Каждый из основных банков
занимается различными видами лизинговой деятельности:
-почти все вовлечены в лизинг автотранспортных средств и
финансирование лизинга крупных объектов;
-некоторые вовлечены в мелкий лизинг;
-все из них работают на рынке средней величины, где каждая
сделка варьируется в стоимости от 100 тыс. фт. до 1млн. фт.;
-некоторые участвуют в оперативном лизинге (например, воз
душного транспорта).
Иностранные банки являются сейчас основной силой на
британском рынке лизинговых услуг, заключая, как правило,
сделки с кредитоспособными лизингополучателями через свои
филиалы в Великобритании.
Значительной категорией лизингодателей являются компа-
нии, поставляющие компьютерное оборудование, чаще всего
большие компьютеры. Эти компании включают в себя «Dataserv
Limited», филиал «Bellsuoth Corporation of the USA» и «IBM UK
Financial Services», которая полностью находится под контролем
производителя.
Вне компьютерного сектора существует ряд «кэптивных»
лизингодателей. В автомобильном сегменте каждый из основ-
ных британских производителей и некоторые ведущие импорте-
ры имеют частично или полностью во владении специализиро-
ванные финансовые компании, которые предлагают лизинг пар-
ка автотехники, произведенного родительской компанией. За-
частую такие компании рассчитывают на относительно небо, J -
шую часть финансового рынка собственной модели, который
они делят с основными лизингодателями.
Ряд компаний финансового сектора, не принадлежащих к
клиринговым банкам, проводит значительные лизинговые опе-
рации, сконцентрированные, в основном, на сектор финансового
ПОлизинга средних единиц. Они включают один из крупнейших
учетных домов Union Discount, и две страховые компании
(Norwich Union и Frizzell Group).
На рынке лизинговых услуг компании Великобритании все-
гда были достаточно известны. В таблице 2.14 приводятся дан-
ные по лизинговым компаниям, входящим в первую сотню в
мире. Стоимость совокупного лизингового портфеля этих ком-
паний достигала 44,044 млрд. USD, а величина портфеля новых
лизинговых договоров составила 12,432 млрд. USD. Этот пока-
затель означает, что семь ведущих лизинговых компаний держа-
ли около 35% английского лизингового рынка.
Таблица
2.14 Крупнейшие британские лизинговые компании
По заключенным в 1994 г. сделкам (в
млн. USD)
По размерам лизингового портфеля
на начало 1995 г. (в млн. USD)
Lombard North Central pic/
NatWest Group
7 061 Lombard North Central pic/
NatWest Group
16 550
NWS Bank pic 2 173 Barclays Mercantile Business
Finance Ltd
12 444
Barclays Mercantile Business
Finance Ltd
1709 NWS Bank pic 4 393
Abbey National Treasury
Services Ltd
567 Abbey National Treasury
Services Ltd
3 889
Royal Bank Leasing Ltd 481 Lloyds Leasing Ltd 3 399
SG Warburg & Co. (UK) Ltd 244 Royal Bank Leasing Ltd 2 352
Lloyds Leasing Ltd 197 SG Warburg & Co. (UK) Ltd 1 043
Ведущими лизинговыми компаниями по праву считаются
«Lombard North Central pic» и «Barclays Mercantile Business Fi-
nance Ltd».
«Lombard North Central pic» - крупнейшая лизинговая ком-
пания Великобритании, которая находится во владении наибо-
лее влиятельного клирингового банка. Лизинговую деятельность
в ее современной интерпретации начала в 1963 г., однако один
из ее учредителей - «North Central Wagon and Finance
Company» - был вовлечен в лизинг подвижного состава еще в
1861 г. Как финансовый дом, который занимался потребитель-
скими кредитами, «North Central» вошел в сектор клиринговых
банков в 1958 г., когда его приобрел «National Provincial Bank».
Il lСлияние последнего в 1970 г. с «Westminster Bank» привело
«North Central» в группу «National Westminster Bank Group». Ha
следующий год «Nat West» приобрел «Lombard Banking», до
этого независимый финансовый дом и международный банк.
Два финансовых дома с их лизинговой деятельностью слились в
«Lombard North Central».
Через свои многочисленные филиалы «Lombard» предлагает
лизинговые кредиты для легковых и грузовых автомобилей, об-
щего промышленного и офисного оборудования. Полностью в
его владении находится дочерняя фирма «Farming and Agri-
cultural Finance Ltd», которая входит в четверку крупнейших ли-
зингодателей сельскохозяйственного оборудования. Компания
частично владеет несколькими филиалами вместе с двумя ос-
новными британскими производителями автомобилей - «Rover
Group» и «Jaguar» - и предлагает специальные кредиты по кон-
трактному найму парков легковых и грузовых автомобилей.
«Barclays Mercantile Business Finance Ltd» — второй по вели-
чине лизингодатель в Великобритании. Его выход на рынок ли-
зинга датируется 1960 г., когда независимый финансовый дом
«Mercantile Credit Co. Ltd» сформировал новый филиал «Mercan-
tile Leasing Co. Ltd», где 20% акций было приобретено
US Leasing Co. Новые горизонты открылись перед компанией в
1970 г. с приобретением «Astley Industrial Trust Ltd» вместе со
специалистами по контрактному найму транспортных средств
-«Dial Contracts». Во время «второго банковского» кризиса в
начале 1970-х, когда «Mercantile Credit», как и другие
независимые финансовые дома, столкнулся с трудностями, он
был приобретен в 1975 г. банком «Barclays», который уже
занимался лизингом через собственную компанию «Barclays
Export Finance Company».
Позже объединенная лизинговая деятельность банковской
группы «Barclays» расширилась. Банковская группа «Barclays
Bank» в 1991 г. отошла от непосредственного участия в лизинго-
вой деятельности. Ныне компания предлагает лизинг самолетов,
кораблей, нефтяных буровых вышек, а также контрактный найм
транспортных средств, лизинг офисного оборудования и (через
свой филиал «Highland Leasing») сельскохозяйственного обору-
дования.
112Большое количество разных типов лизинговых компаний
подчеркивает открытую, соревновательную сущность лизинго-
вой индустрии.
С середины и до конца 1990-х гг. в Великобритании наблю-
дался постоянный устойчивый рост валового внутреннего про-
дукта (до 3,3% ежегодно). В то же время инфляция постепенно
увеличивалась и достигла -3,6%. На всех рынках была сильно
развита конкуренция. Ее усиление на лизинговом рынке побуж-
дало компании к поиску путей улучшения сервисного обслу-
живания.
Указателем в будущее является быстрый рост оперативного
лизинга в секторах воздушного транспорта, компьютеров,
транспортных средств. Оперативный лизинг - явно самая пер-
спективная отрасль лизинга.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Опыт Соединенного Королевства» з дисципліни «Формування ринку лізингових послуг»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Структуризація капіталу
Іменник
Аудит неоплаченого капіталу
Факторинг
Аудит внесків на загальнообов’язкове державне соціальне страхуван...


Категорія: Формування ринку лізингових послуг | Додав: koljan (28.11.2011)
Переглядів: 779 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП