В Великобритании с незапамятных времен в хозяйственной деятельности совершались арендные операции, имеющие сход- ство с лизингом. Первопроходцем современного лизингового бизнеса стала компания «Mercantile Leasing Co. Ltd», которая была учреждена 8 июня 1960 г. в качестве совместного предпри- ятия «Mercantile Credit Co. Ltd» и «US Leasing Co» (соответст- венно 80% и 20% участия в уставном капитале). Другими пер- выми представителями этого рынка был ряд компаний с устано- вившимся бизнесом в финансовой области, иногда вместе с дру-гими партнерами в качестве младших держателей акций. Такими были «Astley Industrial Trust» (в 1970 г. фирма перешла под кон- троль «Mercantile Credit») и торговый банк «Hambros». В Великобритании существует проблема отграничения до- говора лизинга от сходных договоров и в первую очередь от до- говора аренды-продажи. Основным критерием различия служит условие опциона на покупку объекта по завершении договора: опцион не может быть условием договора лизинга, иначе дого- вор воспринимается как аренда-продажа (в 1965 г. был оконча- тельно утвержден Закон об аренде-продаже). Специальной законодательной базы по лизинговым отно- шениям в Великобритании нет, юридическую основу составля- ют документы более общего характера. Однако, как и в США, лизинг рассматривается, оценивается, определяется, в основном, с точки зрения налогообложения. Бухгалтерский стандарт SSAP21 «Бухгалтерский учет и отчетность лизинговых соглаше- ний» предписывает, как следует трактовать все вопросы, связан- ные с бухгалтерской стороной лизинга. Некоторые аспекты ли- зинга затрагивает и закон о потребительском кредите (Consumer Credit Act). Договор признается лизингом, если он заключен на срок не менее 75% срока эксплуатации объекта лизинга, или в нем пре- дусмотрена полная или существенная выплата стоимости иму- щества в течение срока действия договора, или в нем преду- смотрена возможность возобновления лизинга за встречное удовлетворение, которое значительно меньше существующих в тот же период ставок периодических платежей на открытом рынке. В Великобритании индустрия лизинга начала эволюциони- ровать в современную форму в начале 1960-х гг., когда стали появляться программы помощи сбыту (в основном офисного оборудования). Однако общей чертой лизинга того времени бы- ли сделки с фирмами, обладающими высокой кредитоспособно- стью, которые обычно игнорировали альтернативную покупку в рассрочку. Лизинг использовался из-за преимуществ в сроках, улучшения ликвидности и высвобождения рабочего капитала. Область компьютерного лизинга в то время развивалась наибо- лее быстро. В период с 1963 по 1964 г. две основные британские 105компании по выпуску компьютеров учредили ряд своих филиа- лов, предлагающих лизинг. К концу 1960-х на британском рынке компьютерного лизинга стали появляться американские компа- нии. С середины 1970-х лизинг стал играть основную роль в ка- питальном финансировании Великобритании. Причиной было то, что по системе корпоративного налогообложения 1972-84 гг. предоставлялась 100% скидка с налога в первый год инвестиций в машинное оборудование. Однако реальный уровень рента- бельности снизился для промышленных и торговых компаний с 12% в 1964 г. до 9% в 1970-73 гг. и до 4% в 1975 г. (если исклю- чить Североморский нефтяной сектор, то до 3%). По этой при- чине нефинансовые компании Великобритании не могли в пол- ной мере использовать преимущества налоговой скидки, в то время как лизинговые компании обладали такой возможностью. Следовательно, основной категорией клиентов для лизингодате- лей были «налогоубыточные» или «налогоистощившиеся» ком- пании. В результате конкурирующих условий на рынке лизинго- вых услуг прибыль, полученная от налоговых льгот, передава- лась лизингополучателям через снижение лизинговых ставок. Немаловажным фактором была привлекательность лизинга как формы забалансового финансирования (лизингополучатель, в отличие от покупки, имел возможность не отражать лизинго- вую задолженность в своем балансе). Лизинг мог помочь компа- ниям в доступе к кредитным ресурсам. В 1984 г. произошли изменения в начислении корпоратив- ного налога, а также 100% налоговая льгота была заменена 25% регрессивной (на основе метода снижающегося остатка). Появи- лись также льготы: -лизингодатель имеет право на налоговые скидки на стоимость актива и принимает во внимание при подсчете налогооблагае мой прибыли полную стоимость лизинговых платежей в каче стве торговых поступлений; -лизингополучатель имеет право вычесть полную стоимость лизинговых платежей из налогооблагаемой прибыли. С этого года лизинговая индустрия становится еще более активной. Благодаря изменениям в механизме скидок появилась возможность значительно снизить лизинговые ставки. При опытном планировании налогов вместе с определенными срока- 106ми покупки оборудования стало возможным даже предложение лизинговых контрактов по негативной действительной ставке (т.е. ниже уровня инфляции). Большое число лизингодателей заинтересовалось рынком небольших капиталовложений, было создано много новых ком- паний и развернулась острая конкуренция. В начале и середине 1990-х гг. лизинг в Великобритании стал серьезным системообразующим показателем в инвестици- онной макрополитике. По этому показателю страна стала первой не только в Европе, но и в мире. Удельный вес лизинга в общем объеме инвестиций в оборудование в течение 1980-х гг. превы- шал 15% рубеж, а к 1997 г. достиг показателя в 38%. Однако в статистических ежегодниках Leaseurope за 1999-2001 гг. данный показатель колебался в районе 15%. Такой разрыв объясняется изменением методики подсчета доли лизинга. Финансовый лизинг играет важную роль в финансировании промышленности. Один из самых крупных проектов из когда- либо предпринятых в Великобритании, финансировавшийся не государством, - петрохимический завод Essochem Olefins, кото- рому в октябре 1985 г. по лизингу было передано оборудования и зданий на 400 млн. фунтов стерлингов консорциумом из пяти лизинговых компаний. По объему лизинговых услуг Великобритания занимает второе место в Европе и четвертое в мире. В 2001 г. объем ли- зинговых операций составил 33 401 млн. евро, что соответствует 17,3% европейского рынка (и почти 21% общеевропейского рынка лизинга оборудования). Такое положение является след- ствием неразвитости лизинга недвижимости в Королевстве (его доля составила лишь 0,14% в 2001 г.). Развитие лизингового рынка в Великобритании представле- но в табл. 2.13. После спада, происшедшего в 1991-1992 гг. (на 14,8% по сравнению с 1990 г.), последующие пять лет (1993— 1997 гг.) были удачными для английского лизингового бизнеса. Это был период резкого подъема. В 1996 г. прирост по лизингу оборудования по сравнению с предыдущим годом составил 23,5%, а в 1997 г. - 22%. После этого наступил период стабили- зации, и в следующие 4 года среднегодовые темпы прироста со- ставили 2,8%. 107Таблица 2.13 Лизинговый бизнес в Великобритании (в млн. ЭКЮ) 1991 1994 1997 2001 Лизинг оборудования, всего 17 721 18 853 29 614 33 354 в том числе: - машиностроительное и промыш- ленное оборудование 28,6% 25,4 % 30,3 % 21,2% - компьютеры и офисное оборудование 21,4% 12,7 % 10,5 % 20,2% - грузовые автомобили 6,5% 12,1 % 11,4% 14,2% - легковые автомобили 31,2% 41,6 % 38,0 % 30,1% - другое оборудование 12,3% 8,2% 9,8% 14,3% Лизинг недвижимости (всего) 805 222 273 47 Лизинг недвижимости значительно уступает операциям с движимым имуществом: в общем объеме английского лизинго- вого бизнеса лизинг объектов недвижимости составляет менее 3% (в 2001 г.-0,14%). Следует отметить, что в течение 1990-х гг. произошел су- щественный рост доли лизинга промышленного оборудования, который составил с 1990 по 1997 г. 7,1% (в абсолютном выраже- нии объем операций такого типа заметно увеличился). Такой высокий показатель (30,3% в 1997 г.) вместе с высокой долей лизинга в инвестициях в оборудование должен был свидетельст- вовать о высокой конкурентоспособности британских произво- дителей на внутреннем и внешнем рынках и в целом о росте экономического уровня страны. А так как сроки лизинговых до- говоров в Великобритании менее продолжительны, чем в веду- щих европейских странах (55,4% договоров заключается на 2-5 лет и еще 19,6% - до 2 лет), можно с уверенностью утверждать о верности нашего предположения (в распоряжении британских производителей постоянно находилось новейшее оборудование). Однако к 2001 г. произошло падение данного показателя до 21%, что может свидетельствовать об окончании переоснащения про- мышленности. Лизинг легковых автомобилей Великобритании (31%) в процентном отношении к общему объему рынка лизинговых услуг значительно ниже, чем во многих европейских странах. По мнению автора, это также является положительным моментом. 108Следует отметить и возврат доли лизинга офисного обору- дования и компьютеров к уровню 1990 г. (порядка 20%). Такое положение объясняется резким ускорением НТП в этой отрасли, сопровождающимся высоким моральным износом компьютер- ной техники. Основными лизингополучателями являются предприятия частного сектора обслуживания (70,8% в 2001 г.) и производст- венные предприятия (22,1% в 2001 г.), которые вместе состав- ляют более 90% английских лизингополучателей. Также про- слеживается устойчивая тенденция к перераспределению долей в пользу частного сектора. Первым представительным органом лизинговой индустрии в Великобритании была Ассоциация Лизинга Оборудования (ELA), созданная в январе 1971 г. как ответвление от Ассоциа- ции Финансовых Домов (FHA). В начале 1990-х гг. обе ассоциа- ции пришли к заключению, что при уменьшении значимости налогового фактора в сравнении с 1970-ми и при разрушении традиционных барьеров по всему сектору финансовых услуг больше не имеет смысла предлагать лизинг отдельно от других типов кредитования под обеспечение активами. 2 января 1992 г. была основана новая Ассоциация Финансов и Лизинга (FLA) при полном слиянии ELA и FHA. В 2001 г. в FLA входило более 70 компаний, охвативших 95% лизингового рынка. Следовательно, в Великобритании са- мый высокий показатель по объему лизинговых активов, прихо- дящихся на одну компанию. Лизинговые компании состоят из предприятий различных типов: -большинство (в основном самые крупные) представляют фи нансовый сектор экономики, являясь филиалами банков или других финансовых учреждений (как местных, так и зарубеж ных) - такие компании составляют около 2/3 лизинга всех чле нов FLA; -часть представляют группы промышленных компаний и пред лагают лизинг как дополнение к основным функциям роди тельской компании; -остальные являются независимыми специальными лизинговы ми компаниями или членами конгломератов холдинговых компаний. 109Фактически банки занимаются лизингом через свои финан- совые дома (компании, осуществляющие финансирование с су- ществующими активами). Финансовые дома работают с мелким и средним лизингом, а также с потребительским кредитованием, в то время как отдельные филиалы банка занимаются лизингом крупных активов. Такую структуру имеют: «Lloyds Bank», «Na- tional Westminster Bank», «Royal Bank of Scotland», «Bank of Scot- land», «Trustee Savings Bank Group». Каждый из основных банков занимается различными видами лизинговой деятельности: -почти все вовлечены в лизинг автотранспортных средств и финансирование лизинга крупных объектов; -некоторые вовлечены в мелкий лизинг; -все из них работают на рынке средней величины, где каждая сделка варьируется в стоимости от 100 тыс. фт. до 1млн. фт.; -некоторые участвуют в оперативном лизинге (например, воз душного транспорта). Иностранные банки являются сейчас основной силой на британском рынке лизинговых услуг, заключая, как правило, сделки с кредитоспособными лизингополучателями через свои филиалы в Великобритании. Значительной категорией лизингодателей являются компа- нии, поставляющие компьютерное оборудование, чаще всего большие компьютеры. Эти компании включают в себя «Dataserv Limited», филиал «Bellsuoth Corporation of the USA» и «IBM UK Financial Services», которая полностью находится под контролем производителя. Вне компьютерного сектора существует ряд «кэптивных» лизингодателей. В автомобильном сегменте каждый из основ- ных британских производителей и некоторые ведущие импорте- ры имеют частично или полностью во владении специализиро- ванные финансовые компании, которые предлагают лизинг пар- ка автотехники, произведенного родительской компанией. За- частую такие компании рассчитывают на относительно небо, J - шую часть финансового рынка собственной модели, который они делят с основными лизингодателями. Ряд компаний финансового сектора, не принадлежащих к клиринговым банкам, проводит значительные лизинговые опе- рации, сконцентрированные, в основном, на сектор финансового ПОлизинга средних единиц. Они включают один из крупнейших учетных домов Union Discount, и две страховые компании (Norwich Union и Frizzell Group). На рынке лизинговых услуг компании Великобритании все- гда были достаточно известны. В таблице 2.14 приводятся дан- ные по лизинговым компаниям, входящим в первую сотню в мире. Стоимость совокупного лизингового портфеля этих ком- паний достигала 44,044 млрд. USD, а величина портфеля новых лизинговых договоров составила 12,432 млрд. USD. Этот пока- затель означает, что семь ведущих лизинговых компаний держа- ли около 35% английского лизингового рынка. Таблица 2.14 Крупнейшие британские лизинговые компании По заключенным в 1994 г. сделкам (в млн. USD) По размерам лизингового портфеля на начало 1995 г. (в млн. USD) Lombard North Central pic/ NatWest Group 7 061 Lombard North Central pic/ NatWest Group 16 550 NWS Bank pic 2 173 Barclays Mercantile Business Finance Ltd 12 444 Barclays Mercantile Business Finance Ltd 1709 NWS Bank pic 4 393 Abbey National Treasury Services Ltd 567 Abbey National Treasury Services Ltd 3 889 Royal Bank Leasing Ltd 481 Lloyds Leasing Ltd 3 399 SG Warburg & Co. (UK) Ltd 244 Royal Bank Leasing Ltd 2 352 Lloyds Leasing Ltd 197 SG Warburg & Co. (UK) Ltd 1 043 Ведущими лизинговыми компаниями по праву считаются «Lombard North Central pic» и «Barclays Mercantile Business Fi- nance Ltd». «Lombard North Central pic» - крупнейшая лизинговая ком- пания Великобритании, которая находится во владении наибо- лее влиятельного клирингового банка. Лизинговую деятельность в ее современной интерпретации начала в 1963 г., однако один из ее учредителей - «North Central Wagon and Finance Company» - был вовлечен в лизинг подвижного состава еще в 1861 г. Как финансовый дом, который занимался потребитель- скими кредитами, «North Central» вошел в сектор клиринговых банков в 1958 г., когда его приобрел «National Provincial Bank». Il lСлияние последнего в 1970 г. с «Westminster Bank» привело «North Central» в группу «National Westminster Bank Group». Ha следующий год «Nat West» приобрел «Lombard Banking», до этого независимый финансовый дом и международный банк. Два финансовых дома с их лизинговой деятельностью слились в «Lombard North Central». Через свои многочисленные филиалы «Lombard» предлагает лизинговые кредиты для легковых и грузовых автомобилей, об- щего промышленного и офисного оборудования. Полностью в его владении находится дочерняя фирма «Farming and Agri- cultural Finance Ltd», которая входит в четверку крупнейших ли- зингодателей сельскохозяйственного оборудования. Компания частично владеет несколькими филиалами вместе с двумя ос- новными британскими производителями автомобилей - «Rover Group» и «Jaguar» - и предлагает специальные кредиты по кон- трактному найму парков легковых и грузовых автомобилей. «Barclays Mercantile Business Finance Ltd» — второй по вели- чине лизингодатель в Великобритании. Его выход на рынок ли- зинга датируется 1960 г., когда независимый финансовый дом «Mercantile Credit Co. Ltd» сформировал новый филиал «Mercan- tile Leasing Co. Ltd», где 20% акций было приобретено US Leasing Co. Новые горизонты открылись перед компанией в 1970 г. с приобретением «Astley Industrial Trust Ltd» вместе со специалистами по контрактному найму транспортных средств -«Dial Contracts». Во время «второго банковского» кризиса в начале 1970-х, когда «Mercantile Credit», как и другие независимые финансовые дома, столкнулся с трудностями, он был приобретен в 1975 г. банком «Barclays», который уже занимался лизингом через собственную компанию «Barclays Export Finance Company». Позже объединенная лизинговая деятельность банковской группы «Barclays» расширилась. Банковская группа «Barclays Bank» в 1991 г. отошла от непосредственного участия в лизинго- вой деятельности. Ныне компания предлагает лизинг самолетов, кораблей, нефтяных буровых вышек, а также контрактный найм транспортных средств, лизинг офисного оборудования и (через свой филиал «Highland Leasing») сельскохозяйственного обору- дования. 112Большое количество разных типов лизинговых компаний подчеркивает открытую, соревновательную сущность лизинго- вой индустрии. С середины и до конца 1990-х гг. в Великобритании наблю- дался постоянный устойчивый рост валового внутреннего про- дукта (до 3,3% ежегодно). В то же время инфляция постепенно увеличивалась и достигла -3,6%. На всех рынках была сильно развита конкуренция. Ее усиление на лизинговом рынке побуж- дало компании к поиску путей улучшения сервисного обслу- живания. Указателем в будущее является быстрый рост оперативного лизинга в секторах воздушного транспорта, компьютеров, транспортных средств. Оперативный лизинг - явно самая пер- спективная отрасль лизинга.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Опыт Соединенного Королевства» з дисципліни «Формування ринку лізингових послуг»