Важнейшей особенностью промышленного маркетинга является представ- ление об экономике страны как об объединении трех крупных экономических блоков отраслей народного хозяйства: добывающих отраслей промышленно- сти, обрабатывающей промышленности и потребляющих (использующих) от- раслей. Основной поток товаров идет от добывающих отраслей промышленности через обрабатывающие отрасли к потребляющим (исполь- зующим) отраслям, корпорациям и объединениям. Часть товаров идет в проти- воположном направлении (капитальное имущество и оборудование, вспомогательные материалы), т.е. от обрабатывающих отраслей к добываю- щим, хотя их объем невелик по сравнению с массой товаров, идущей от обра- батывающих отраслей к конечным потребителям (отдельным физическим лицам и домохозяйствам, покупающим товары для удовлетворения личных нужд), к государственным учреждениям, к представителям институционального рынка, к промышленным коммерческим потребителям и экспортерам. Модель экономики страны в представлении промышленного маркетинга схематично изображена на рис. 2.1. Рис. 2.1. Природа промышленных рынков и промышленного маркетинга 26 Характерно то, что блок обрабатывающих отраслей представляет собой сложнейший комплекс, направляющий товарные потоки, как во вне, так и во внутрь самого комплекса. Внешне этот комплекс обращен в двух направле- ниях: получение сырья и полуфабрикатов от добывающей промышленности и снабжении ее капитальным оборудованием и вспомогательными материа- лами и услугами ~ с одной стороны, и продажа оборудования, материалов и потребительских товаров индивидуальным потребителям, государственным учреждениям, промышленным (производственным) и не промышленным ор- ганизациям и экспортерам - с другой стороны. Результатом деятельности каждого блока отраслей является создание определенных товаров, имеющих свою ценность. От блока к блоку, от от- расли к отрасли создается так называемая по определению М. Портера "це- почка ценностей". Следует отметить, что блок добывающих отраслей создает начальную ценность, т.е. сырье и природные материалы для дальнейшего производст- ва более сложных деталей и узлов (компонентов) готовых изделий. Эти де- тали, узлы, комплектующие изделия и сложные компоненты являются ценностями второго порядка. Готовые изделия можно отнести к конечным ценностям всего общественного производства. Чтобы глубже уяснить процесс создания промышленных рынков, пред- ставим модель их возникновения на примере производственной цепочки, связывающей уже не блоки отраслей, а отдельные предприятия добываю- щих, обрабатывающих и потребляющих отраслей (см. рис. 2.2). Производственной цепочкой называется комплекс предприятий (органи- заций) различных отраслей, связанный единым технологическим процессом создания какого-либо готового изделия, продукта. В этой производственной цепочке нужды машиностроения в металле за- ставляют предприятия машиностроения обращаться к предприятиям ме- таллургического производства, а для того, чтобы металлургам выплавить металл они вынуждены обращаться к предприятиям добывающих отраслей, которые удовлетворят их потребность в железной руде и коксующемся угле. Как видим нужды и потребности производства рождают производственную цепочку, каждое звено которой заканчивается созданием определенного продукта. Этот продукт выносится на рынок и таким образом создается це- лая последовательность рынков сырья, полуфабрикатов сложных узлов и, наконец, готовых изделий. И как видно из рис. 2.2 часть готовых изделий возвращается на предприятия добывающих отраслей в виде средств произ- водства для добычи сырья и материалов. Внутри самого комплекса отраслей обрабатывающей промышленности происходит обмен полуфабрикатами, узлами и агрегатами, вспомогатель- ными материалами и готовыми материалами и оборудованием между от- дельными предприятиями. Следует отметить характерную особенность производственной цепочки: движение продуктов в ней совпадает с направлением производственного предложения (в нашей модели слева-направо), а движение производствен- ного спроса противоположно направлению предложения и потоку продуктов производственно-технического назначения. 27Стремление к удовлетворению производственного спроса предложением рождает рынки товаров производственно-технического назначения, где ка- тализатором обмена выступает промышленный (производственный, меж- фирменный, организационный) маркетинг. Таким образом маркетинг товаров производственно-технического назначения, стараясь соотнести спрос и предложение, включает в себе движение материальных ценностей от шахт, скважин (нефтяных и газовых), равно как и встречный поток това- ров на шахты и нефте- и газовые добывающие предприятия, фермы, рыбо- ловецкие предприятия, входящие в добывающую промышленность. Наряду с этим он охватывает движение товаров к государственным и институцио- нальным учреждениям, деловым организациям непромышленного характе- ра, экспортерам, а также движение продуктов между самими производственными предприятиями обрабатывающей промышленности (см. рис. 2.2). Но произведенный продукт может стать товаром в том случае, ко- гда он выносится на рынок и имеет на этом рынке спрос. Рынок рассматривается нами как совокупность потенциальных потреби- телей, имеющих платежеспособную потребность (спрос) на сырье, материа- лы, комплектующие изделия, сложные компоненты машин, сами машины и оборудование, услуги производственного характера и инжиниринг. Рождается рынок товаров производственно-технического назначения как совокупность организаций (юридических лиц), закупающих товары и услуги производственно-технического назначения, которые используются при про- изводстве других товаров и услуг, продаваемых, сдаваемых в аренду или поставляемых другим потребителям. К таким организациям относятся про- изводственные предприятия следующих отраслей народного хозяйства страны: горнодобывающей промышленности, сельского, лесного и рыбного хозяйств, обрабатывающей промышленности, строительства, транспорта, связи, коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, банковско- го, финансового и страхового дела, а также сферы государственного и му- ниципального управления и услуг.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Приррда промышленных рынков» з дисципліни «Промисловий маркетинг»