Компании много выигрывают от понимания того, как потребители ведут предпокупочный поиск. Когда, как говорилось выше, в Campbell Soup поняли нежелание потребителей тратить более 45 секунд на определение местонахождения нужного продукта, то постарались упростить покупателям поиск своих супов.62 С этой целью компания изменила широту своей товарной линии так, чтобы она в большей степени соответствовала поведению потребителей в процессе поиска. Еще одна выгода — более взвешенные решения в сфере ценообразования. Компании хотят знать, какие цены они должны назначать, чтобы максимизировать свою прибыльность. Они также должны знать, сколько внимания следует уделять при установлении собственных цен ценам, назначаемым конкурентами. Принято считать, что компания должна уделять ценам конкурентов столько же внимания, сколько потребители, которые составляют ее целевой рынок. Рассмотрим это на примере розничного продавца, который конкурирует с парой других продавцов. Если потребители привыкли сравнивать цены разных продавцов, то это еще больше подчеркивает необходимость уделять особое внимание ценам конкурентов. В данной ситуации розничный продавец не смог бы продавать аналогичные продукты по ценам выше, чем конкуренты. В этом случае его цены были бы неконкурентоспособными. По этой причине менеджеры продовольственных магазинов, скорее всего, должны отреагировать на снижение цен конкурентами на продукты «высокого спроса» (газированная вода, молоко, бананы), когда потребители более вовлечены в сравнение цен.63 С другой стороны, уменьшение ценового сравнения в процессе поиска позволяет компании быть более гибкой в ценовой политике. Совсем не редкость, когда
178
Часть 2. Принятие решений потребителями
перед принятием решения о покупке потребители посещают всего один магазин. Если так, розничному продавцу легче избежать неприятностей с назначением более высоких цен. Таким образом, понимая, какое значение потребители придают цене в процессе поиска, компания может лучше оценить чувствительность потребителей к цене. Поиск потребителей имеет также большое значение для выбора стратегии продвижения. В идеале фирма должна сконцентрировать свои усилия на тех сферах, которые будут больше всего интересовать целевых потребителей в процессе поиска. Компании могут быть более уверенными в прибыльности их инвестиций в рекламу и POS-материалы, если они являются важными источниками информации, которые потребители используют для принятия решения. Но эти инвестиции являются напрасными тратами, когда потребители полагаются исключительно на внутренний поиск. Иногда важными источниками информации выступают окружающие нас люди. Мнение фармацевта об эффективности лекарственного препарата часто оказывает влияние на выбор покупателя. Полезными могут оказаться мнения друзей, особенно когда те считаются знатоками данной товарной категории или марки. Усилия по продвижению товара следует фокусировать на том, чтобы снискать благоприятные мнения тех людей, которые имеют репутацию ценного источника информации. Поскольку ход поиска может определять процесс покупки, для компаний важно также понимать взаимосвязь между различными поисковыми действиями и покупкой конкретной торговой марки. То есть помимо понимания частоты и характера различных поисковых действий мы также должны понимать, как именно (если вообще) каждое поисковое действие влияет на выбор потребителя. Каждый раз, когда компания обнаруживает, что конкретный тип поиска увеличивает шансы ее продукции быть купленной, она открывает еще одну возможность привлечь больше клиентов. Один из способов сделать это состоит в том, чтобы проанализировать поисковое поведение потребителей, купивших товары компании. Можно классифицировать респондентов на различные поисковые сегменты исходя из характера проведенного ими поиска. Можно в каждом поисковом сегменте определить долю потребителей, выбирающих марку компании. Затем проверяется, существенно ли разнится эта доля в разных поисковых сегментах. Проиллюстрируем анализ поискового поведения примером. Предположим, компания обнаружила, что потребители, которые консультировались с фармацевтом в процессе поиска, больше склонялись к покупке товаров компании (например, 35% данного поискового сегмента становятся покупателями компании), чем те, кто не приобретал информацию из этого источника (например, только 10% данного сегмента покупает продукцию компании). Если так, то в интересах компании поощрять такие поисковые действия, как консультирование у фармацевта. Рекламные объявления могут приглашать потребителей консультироваться с фармацевтом или дерматологом. Мудрость этого решения покажет будущее — т. е. будут ли потребители склоняться к покупке рекламируемой марки после беседы со специалистами. С другой стороны, предположим, что, по данным компании, потребители намного меньше склоняются к покупке ее продукции после проведения определен-
Глава 4. Предпокупочные процессы: осознание потребности, поиск и оценка вариантов
179
ной поисковой деятельности. Компании, естественно, выгодно не поощрять этот тип поиска. Однако попытки препятствовать поиску не всегда оправданны. Такие усилия могут обернуться потерями для компании. Рассмотрим скандал с компанией Ibiley School Uniforms, разгоревшийся после того, как в одной газете был напечатан рассказ о рекламе этой компании, в которой провозглашалось «Эй, школьная форма никогда не продается по сниженным ценам, так что вам все равно придется прийти в Ibileyl».64 Дело в том, что потребителям вовсе не обязательно было отправляться в Ibiley. Школьные правила позволяют родителям покупать предметы форменной одежды где угодно. Но потребители истолковали рекламу Ibiley по-своему. Как сказала одна дама: «Услышав этот призыв, я подумала, что, наверное, форму надо покупать именно там. Такой рекламой они вводят людей в заблуждение». Президент Ibiley в ответ заявляет: «Это не введение в заблуждение, а чистая правда. Они должны прийти в Ibiley, потому что мы — самая лучшая фирма подобного профиля. Это просто такой способ рекламы, способ сообщить, что мы — лучшая компания, предлагающая товар наивысшего качества». По-видимому, далеко не факт, что в «лучшей компании» должны быть лучше цены. В статье приводились многочисленные сравнения между ценами Ibiley и ценами ее конкурентов на различные предметы одежды для девочек и мальчиков. И в подавляющем большинстве случаев цены Ibiley были выше. Можно себе представить, какое удовольствие получили в тот день от чтения газет конкуренты этой компании!
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Ценность понимания потребительского поиска» з дисципліни «Поведінка споживачів»