Это одна из могучих энергетических доминант в комплексе национального самосознания этноса. Этнотравмы, связанные с каким-либо историческим фактом в современной политике, обретают гипертрофированные черты и требуют включения в компенсаторный механизм национальной идентификации. В качестве конкретных исторических примеров можно назвать: поражение Казанского ханства в войне с Иваном Грозным, войны на Северном Кавказе России, введение "черты оседлости" для евреев в России, поражение Германии в Первой мировой войне и Версальский договор, обретение и потеря независимости балтийскими странами в промежутке между двумя мировыми войнами. Мифологизация этих исторических фактов протекает в различных исторических контекстах, но едина логикой своих последствий. Рано или поздно из архива истории это становится арсеналом политики. Происходит это всегда в периоды социально-экономической, военной нестабильности, когда в условиях ломки былой системы ценностей этнос защищается, выдвигая на авансцену свои ценности. Средствами выражения этих действий становится язык, культурный менталитет, а наиболее яркой формой выражения чаще всего - ритуал. Это служит поводом для укрепления этнических стереотипов, которые могут быть заряжены как отрицательно, так и положительно. Л.Гумилев употреблял в своих работах понятие "различная комплиментарность". Мифология этнотравмы обладает всеми чертами химерической доминанты, которая способна оказывать решающее воздействие на конструирование поведенческих стереотипов. В целях максимальной мобилизации масс, по законам мифологического мышления, создается архетипическая оппозиция "они-мы". Понятие
они нагружается, возможно, максимальным количеством отрицательных этнических символов. При этом нормы юридического обоснования, геополитические реалии и закономерности, научное описание исторической действительности оказываются совершенно бесполезными и недееспособными перед динамичной логикой мифа. Нравственно и юридически здравые идеи доводятся до абсурда, тем самым замыкая ситуацию в изолированной зоне конфликта. Для этого используются специальные приемы подачи материала, как-то: умелая компоновка не связанных друг с другом фрагментов, представление догадок в виде фактов, ангажированные социологические исследования, предъявление современных материалов как материалов прошлого, переоценка событий прошлого, даже подача лживой информации, с ее последующим опровержением, которое оказывается уже бессильным. Актуализация этнотравм достигается путем выдвижения на авансцену текущих событий - некого мифа-символа. Одним из основных приемов при этом является "сменовеховство". Некий факт исторического процесса вырывается из контекста и назначается универсальным эталоном отсчета со строго регламентированным числом возможных вопросов по теме. Ведь давно известно, что задавать себе острые вопросы очень полезно, но отвечать на них публично - очень опасно. Акцентируя мотив воспоминаний этнотравматического характера, обладающего патогепностыо, и уповая лишь на то, что он со временем конвертируется, упускается из виду тот существенный факт, что этнотравмы, явление сверхдетерминированное, т.е. является следствием и характеристикой суммы различных факторов, один из которых способен нести в себе противодействие с новой, более могучей мифогенностью. И тогда ситуация повторяется.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «МИФОЛОГИЯ ЭТНОТРАВМЫ» з дисципліни «Технології реклами та PR»