Анализ структуры макросекторов рынка информации и субъектов этого рынка выявляет достаточно обычную для по требителя информации альтернативу: получить ли необходимую информацию за плату или же воспользоваться бесплатной ус лугой, оказываемой специализированным учреждением. В лю бых современных обществах существуют организации, произ водящие информацию, но находящиеся вне сферы рыночных отношений, не преследующие целей получения прибыли. В пер вую очередь это сфера государственного управления, судебные органы, где факты «товарно-денежного» обмена уголовно на казуемы. Кроме того, везде в мире существуют бесплатные или символически платные библиотеки и учебные заведения, бла готворительные фонды развития науки и культуры и т.п. Без экономического анализа деятельности этих организаций пред ставление о рынке информации будет неполным. Центральным понятием при описании нерыночной сфе ры производства и потребления информации является поня тие некоммерческой организации, уровень личных доходов ра ботников которой не зависит от объема выполнения ее функ ции, являясь фиксированной, достаточно высокой величиной, ориентирующей работника на качественное выполнение сво ей деятельности. В настоящее время деятельность некоммерческих органи заций, в том числе и функционирующих в сфере производства информации, регулируется Федеральным законом «О неком мерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.96 г., принятым Го сударственной Думой 8 декабря 1995 г. (зарегистрирован после подписания Президентом Российской Федерации 12 января 1996 г. под номером 7-ФЗ). За прошедшие годы в данный Федераль ный закон внесены редакторские изменения Федеральными законами от 26.11.98 № 174-ФЗ и от 08.07.99 № 140-ФЗ. В соответствии со статьей 2 данного Закона:
«1. Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая прибыль между уча стниками. 2. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, об разовательных, научных и управленческих целей, в целях ох раны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных по требностей граждан, защиты прав, законных интересов граж дан, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ». Статьи 6—11 Закона характеризуют следующие формы некоммерческих организаций: 1. Общественная и религиозная организация — добровольное объединение граждан на основе общности их интересов для удов летворения духовных или иных нематериальных потребностей. 2. Фонд — не имеющая членства некоммерческая органи зация, учрежденная гражданами и/или юридическими лица ми на основе добровольных имущественных взносов и пресле дующая социальные, благотворительные, культурные, образо вательные или иные общественно полезные цели. Для дости жения указанных целей фонд вправе заниматься предприни мательской деятельностью, в том числе создавать хозяйствен ные объекты или участвовать в них. 3. Государственная корпорация — не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Феде рацией на основе имущественного взноса и созданная для осу ществления социальных, управленческих или иных обществен но полезных функций. 4. Некоммерческое партнерство — основанная на член стве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осу ществлении деятельности в соответствии с целями, изложен ными в настоящем Законе в п. 2 ст. 2. 5. Учреждение — некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социальнокультурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником.
Классифицировать учреждения можно в зависимости от собственника учреждения на государственные, муниципаль ные и частные. В зависимости от целей деятельности учреждения подраз деляются: • на государственные органы и органы местного самоуп равления; • благотворительные учреждения; • образовательные учреждения; • учреждения культуры (музеи, библиотеки); • медицинские учреждения; • социальные учреждения . 6. Автономная некоммерческая организация — не имею щая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добро вольных имущественных взносов в целях предоставления ус луг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг. 7. Объединение юридических лиц (ассоциация или союз) — некоммерческая организация, созданная по договору ком мерческими организациями в целях координации их предпри нимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов. Некоммерческие организации также могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы), которые будут являться некоммерческими организациями. В соответствии со ст. 26 рассматриваемого Закона опре делены следующие источники формирования имущества не коммерческой организации: • регулярные и единовременные поступления от учреди телей (участников, членов); • добровольные имущественные взносы и пожертвования; • выручка от реализации товаров, работ, услуг; • дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам; • доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации; • другие не запрещенные законом поступления. Законами могут устанавливаться ограничения на источ ники доходов некоммерческих организаций отдельных видов. 1
Из анализа п. 2 ст. 2 данного Закона следует, что во всех макросекторах рынка информации (научно-технической про дукции, объектов художественной культуры, управленческих данных и сообщений, бытовой информации и услуг образова ния) наряду с коммерческими субъектами функционируют и указанные выше некоммерческие организации: учреждения науки, культуры, образования, управления и т. п. Объем работы некоммерческой организации определяет ся, с одной стороны, потребностью в ее товарах или услугах, которую предъявляют обращающиеся к ней потребители, а с другой — производственным потенциалом организации, опре деляемым объемами финансирования ее работы. Эти объемы могут зависеть и от количества товаров, если они предостав ляются потребителям за плату, поскольку получаемый доход может направляться только на расширение ресурсов неком мерческой организации, в частности на увеличение в ней чис ла рабочих мест, на приобретение техники: ПЭВМ, копиро вальных устройств и т. п. «Некоммерческая организация может осуществлять пред принимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признается приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческих организаций, а также приобретение и реализация ценных бу маг, имущественных и неимущественных прав, участие в хо зяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика» (ст. 24, п. 2). Однозначным остается тре бование — прибыль не используется на прирост доходов от дельных ее работников. «Полученная некоммерческой органи зацией прибыль не подлежит распределению между участни ками (членами) некоммерческой организации» (ст. 26, п. 3). Качество и количество труда последних стимулируется значи мостью для них работы на данном конкретном рабочем месте, а не зависимостью доходов от интенсивности труда. Значи мость же рабочего места может обусловливаться самыми раз ными факторами — от морального удовлетворения от своей деятельности до стабильности получения достойной заработ ной платы, позволяющей уделять особое внимание качеству своей работы, повышению своей квалификации, а не гнаться
за числом обслуженных клиентов и т. п. Такая система оплаты труда — важнейший признак некоммерческой организации, ибо она позволяет избежать возникновения феномена «рабо ты на показатель». Так как некоммерческие организации не нацелены на при быль, на превышение доходов над расходами, то источники их финансирования имеют преимущественно внешний характер (см. ст. 26). В роли субъектов, покрывающих издержки работы некоммерческой организации, могут выступать следующие субсидиары: государство в лице его различных органов, пре дусматривающих в расходной части своих бюджетов соответ ствующие статьи; хозяйственные организации различных ти пов; отдельные граждане. Участие последних двух типов субъектов в финансировании некоммерческих организаций может стимулироваться государством, как правило, через на логовые льготы. «1. ...Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказы вать некоммерческим организациям экономическую поддер жку в различных формах, в том числе: • предоставление в соответствии с законодательством льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей некоммерческим организациям, созданным в благотворительных, образовательных, культурных и на учных целях, в целях охраны здоровья граждан, разви тия физической культуры и спорта, других, установлен ных законодательством целях, с учетом организацион но-правовых форм некоммерческих организаций; • предоставление некоммерческим организациям иных льгот, в том числе полное или частичное освобождение от платы за пользование государственным и муници пальным имуществом; • размещение среди некоммерческих организаций на кон курсной основе государственных и муниципальных со циальных заказов; • предоставление в соответствии с законом льгот по упла те налогов гражданам и юридическим лицам, оказыва ющим некоммерческим организациям материальную поддержку.
2. Не допускается предоставление льгот по уплате нало гов в индивидуальном порядке отдельным некоммерческим организациям, а также отдельным гражданам и юридическим лицам, оказывающим этим некоммерческим организациям материальную поддержку» (ст. 31., п. 1.2). Какие же виды деятельности осуществляются некоммер ческими организациями? Те, которые удовлетворяют личные, коллективные, групповые и общественные потребности, важ ность удовлетворения которых с точки зрения финансирую щего некоммерческую организацию субъекта не позволяет поставить это удовлетворение в зависимость от уровня дохо дов конкретного индивидуального потребителя, от тех реше ний по использованию своего дохода, которые он принимает. Типичный пример — фундаментальные научные исследо вания. Очевидно, что связь их результатов с уровнем благосо стояния массы потребителей и каждого из них настолько опос редованная и неконкретная, что ожидать добровольной опла ты со стороны населения разработок, скажем, в области фи зики элементарных частиц, не приходится. Между тем долго временная, перспективная важность таких исследований для экономического потенциала государства компетентным лицам достаточно очевидна. А если не очевидна, то эти лица являют ся некомпетентными в той государственной деятельности, ко торой занимаются. Отсюда логически вытекает бюджетный характер финансирования подобных отраслей науки. Иногда и коммерческие организации подключаются добровольно для финансирования фундаментальной науки. Другой пример: работа правительственных органов. В пра вовом государстве один из фундаментальных принципов — равенство всех субъектов перед законом. Здесь также возмож на множественность источников финансирования: существо вание государственных и негосударственных организаций, занимающихся розыском; возможность воспользоваться госу дарственным, бесплатным защитником в судебном разбира тельстве либо же оплатить услуги адвоката. Третий пример: библиотеки как учреждения, призванные обеспечить равный доступ к информации для любого члена общества, независимо от его профессии, места проживания, уровня доходов и т. д. Их существованию отнюдь не противо-
речит появление платных АБД и БД по определенной темати ке, доступных также всем желающим, но уже за достаточно высокую цену. Таким образом, вырисовывается совокупность видов и форм деятельности, которую в целом можно назвать неры ночной сферой. Она соседствует с рыночно организованным производством вещей, услуг и информации, отличаясь от него по нескольким параметрам, важнейшими из которых являют ся принципы определения приоритетов в направлениях ис пользования ресурсов. В рыночной сфере первенство той или иной отрасли деятельности определяется прибылью, то есть деньгами потребителей, которые они готовы обменивать на производимую продукцию (разумеется, если рынок не вырож ден, не монополизирован). В нерыночной сфере масштаб и содержание предложения продукции обусловливаются ины ми, не эквивалентно-обменными отношениями производите ля и потребителя. Тотально рыночное общественное производство невоз можно, поскольку не все потребности, без удовлетворения которых не может существовать общество, способны получить адекватное представление в форме суммы денег каждого еди ничного потребителя-индивида. Речь идет о таких потребнос тях, которые не всегда и не слишком важны для индивида, но значимы для коллектива, группы людей, общества в целом в многообразии его структур. Хозяйственная практика государств с рыночной экономи кой свидетельствует, что абсолютно рыночное производство невозможно. Оно не может реализовать очень много целей, направленных на достижение общественных благ, которые преследуются государствами. Анализ современных процессов в работе российских организаций, традиционно имевших не коммерческий характер, служивших целям общества в целом в сфере науки, образования, культуры и т. п., показывает су щественные перекосы, произошедшие в них за последнее де сятилетие XX века: повсеместное введение платы за образо вательные услуги, резкое повышение платы за юридические услуги, «зарабатывание денег» музеями и библиотеками, по вышение платы за услуги связи и т. п. Происходит смешение статусов коммерческих и некоммерческих организаций.
Коммерциализация учреждений, традиционно относив шихся к некоммерческим, привела к существенному ухудше нию качества методического, учебного и научного процесса на бюджетной форме обучения (у педагогов не остается вре мени, так как «вторая половина рабочего дня», которая ра нее была предназначена для методической, научной работы и для повышения квалификации, теперь используется для пре подавания на «коммерческом отделении»). Очень часто на коммерческом отделении, особенно по формам получения высшего образования в сокращенные сроки на базе средне го специального или второго высшего образования в непро фильных выбранной специальности вузах, наблюдается от кровенная «халтура». Существующая система аттестации и лицензирования высших учебных заведений в своем совре менном виде не способна противостоять этим негативным тенденциям. Повышение платы за услуги связи с одновремен ным снижением жизненного уровня большинства населения привело в массовом порядке к отказу от таких услуг, как те леграф, междугородный телефон, и даже письмо отправить стало проблемой, так как с учетом уровня оплаты труда сто имость его отправки возросла в 130 раз. Подобная ситуация складывается и в случае с музеями и библиотеками, где также расширяется ведение коммерческой деятельности этими организациями и их работниками, кото рые одновременно ведут и некоммерческую деятельность. И здесь наблюдается смещение интересов и усилий работников музейной и библиотечной сферы в сторону зарабатывания средств, что существенно снижает просветительскую функ цию данных учреждений. Поиск путей зарабатывания средств библиотеками привел к тому, что вся востребованная литера тура оказалась на платном абонементе. В данной сфере также наблюдается активность частного предпринимательства (как и в оказании нотариальных услуг, образовательных услуг, услуг связи). Например, в г. Ярослав ле функционирует уже несколько лет частный музей старин ных музыкальных инструментов и колокольчиков, в Иванов ском госуниверситете студенты организовали платный або немент юридической и экономической литературы.
В.Л. Тамбовцев сформулировал общее правило, относяще еся к некоммерческим организациям: средства для их работы и достойной жизни их сотрудников не должны извлекаться ими же самими за счет «побочных» видов деятельности, иначе они перестают выполнять на должном уровне и с высоким каче ством основную деятельность. Откуда взять средства — про блема учредителя, собственника, финансирующего некоммер ческую организацию, но «совместительство» недопустимо. Ряд специалистов по рынку информации (В.Л, Тамбовцев, В.П. Ти хомиров, А.В. Хорошилов, С И . Майоров и др.) также отмеча ют, что как только доход работника некоммерческой органи зации начинает включать переменную часть, зависящую от его усилий в «побочной» области, неизбежно перерождение не коммерческой организации в обычную коммерческую, рабо тающую на рыночных принципах. Для некоммерческой орга низации могут создаваться специальные коммерческие, «пи тающие» ее своими прибылями, но работники в них должны быть другими, не входящими в число сотрудников коммерчес кой организации. Элементы рынка нельзя вживлять туда, где им не должно быть места . Насколько возможно в нашем государстве в настоящее время следование этому правилу? Каким образом и в каких формах создавать для некоммерческих организаций «зараба тывающие» подразделения? Эти вопросы требуют скорейше го разрешения, принятия неотложных мер, первейшей из ко торых должно стать резкое увеличение оплаты труда работ ников науки, образования, здравоохранения, культуры и го сударственных органов управления и надзора. Это предложе ние обосновывается тем, что для достижения целей, сформу лированных в ст. 2 рассматриваемого Закона, необходимым является требование фиксированной оплаты труда, посколь ку возможная переменная ее часть не должна зависеть от прибыли, получаемой некоммерческой организацией. В этом случае фиксированная часть должна быть достаточной, при знанной достойной обществом и самим работником неком мерческой организации. Только в этом случае вся его энер гия, знания, умения, интеллектуальный потенциал будут реализовываться в соответствии с целями и задачами некоммер ческой организации.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «НЕРЫНОЧНАЯ СФЕРА ПРОИЗВОДСТВА ИНФОРМАЦИИ» з дисципліни «Маркетинг: основи і маркетинг інформації»