ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Маркетинг та торгівля » Маркетинг: основи і маркетинг інформації

НЕРЫНОЧНАЯ СФЕРА ПРОИЗВОДСТВА ИНФОРМАЦИИ
Анализ структуры макросекторов рынка информации и субъектов этого рынка выявляет достаточно обычную для по­ требителя информации альтернативу: получить ли необходимую информацию за плату или же воспользоваться бесплатной ус­ лугой, оказываемой специализированным учреждением. В лю­ бых современных обществах существуют организации, произ­ водящие информацию, но находящиеся вне сферы рыночных отношений, не преследующие целей получения прибыли. В пер­ вую очередь это сфера государственного управления, судебные органы, где факты «товарно-денежного» обмена уголовно на­ казуемы. Кроме того, везде в мире существуют бесплатные или символически платные библиотеки и учебные заведения, бла­ готворительные фонды развития науки и культуры и т.п. Без экономического анализа деятельности этих организаций пред­ ставление о рынке информации будет неполным. Центральным понятием при описании нерыночной сфе­ ры производства и потребления информации является поня­ тие некоммерческой организации, уровень личных доходов ра­ ботников которой не зависит от объема выполнения ее функ­ ции, являясь фиксированной, достаточно высокой величиной, ориентирующей работника на качественное выполнение сво­ ей деятельности. В настоящее время деятельность некоммерческих органи­ заций, в том числе и функционирующих в сфере производства информации, регулируется Федеральным законом «О неком­ мерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.96 г., принятым Го­ сударственной Думой 8 декабря 1995 г. (зарегистрирован после подписания Президентом Российской Федерации 12 января 1996 г. под номером 7-ФЗ). За прошедшие годы в данный Федераль­ ный закон внесены редакторские изменения Федеральными законами от 26.11.98 № 174-ФЗ и от 08.07.99 № 140-ФЗ. В соответствии со статьей 2 данного Закона:

«1. Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая прибыль между уча­ стниками. 2. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, об­ разовательных, научных и управленческих целей, в целях ох­ раны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных по­ требностей граждан, защиты прав, законных интересов граж­ дан, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ». Статьи 6—11 Закона характеризуют следующие формы некоммерческих организаций: 1. Общественная и религиозная организация — добровольное объединение граждан на основе общности их интересов для удов­ летворения духовных или иных нематериальных потребностей. 2. Фонд — не имеющая членства некоммерческая органи­ зация, учрежденная гражданами и/или юридическими лица­ ми на основе добровольных имущественных взносов и пресле­ дующая социальные, благотворительные, культурные, образо­ вательные или иные общественно полезные цели. Для дости­ жения указанных целей фонд вправе заниматься предприни­ мательской деятельностью, в том числе создавать хозяйствен­ ные объекты или участвовать в них. 3. Государственная корпорация — не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Феде­ рацией на основе имущественного взноса и созданная для осу­ ществления социальных, управленческих или иных обществен­ но полезных функций. 4. Некоммерческое партнерство — основанная на член­ стве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осу­ ществлении деятельности в соответствии с целями, изложен­ ными в настоящем Законе в п. 2 ст. 2. 5. Учреждение — некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социальнокультурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником.

Классифицировать учреждения можно в зависимости от собственника учреждения на государственные, муниципаль­ ные и частные. В зависимости от целей деятельности учреждения подраз­ деляются: • на государственные органы и органы местного самоуп­ равления; • благотворительные учреждения; • образовательные учреждения; • учреждения культуры (музеи, библиотеки); • медицинские учреждения; • социальные учреждения . 6. Автономная некоммерческая организация — не имею­ щая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добро­ вольных имущественных взносов в целях предоставления ус­ луг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг. 7. Объединение юридических лиц (ассоциация или союз) — некоммерческая организация, созданная по договору ком­ мерческими организациями в целях координации их предпри­ нимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов. Некоммерческие организации также могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы), которые будут являться некоммерческими организациями. В соответствии со ст. 26 рассматриваемого Закона опре­ делены следующие источники формирования имущества не­ коммерческой организации: • регулярные и единовременные поступления от учреди­ телей (участников, членов); • добровольные имущественные взносы и пожертвования; • выручка от реализации товаров, работ, услуг; • дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам; • доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации; • другие не запрещенные законом поступления. Законами могут устанавливаться ограничения на источ­ ники доходов некоммерческих организаций отдельных видов.
1

Из анализа п. 2 ст. 2 данного Закона следует, что во всех макросекторах рынка информации (научно-технической про­ дукции, объектов художественной культуры, управленческих данных и сообщений, бытовой информации и услуг образова­ ния) наряду с коммерческими субъектами функционируют и указанные выше некоммерческие организации: учреждения науки, культуры, образования, управления и т. п. Объем работы некоммерческой организации определяет­ ся, с одной стороны, потребностью в ее товарах или услугах, которую предъявляют обращающиеся к ней потребители, а с другой — производственным потенциалом организации, опре­ деляемым объемами финансирования ее работы. Эти объемы могут зависеть и от количества товаров, если они предостав­ ляются потребителям за плату, поскольку получаемый доход может направляться только на расширение ресурсов неком­ мерческой организации, в частности на увеличение в ней чис­ ла рабочих мест, на приобретение техники: ПЭВМ, копиро­ вальных устройств и т. п. «Некоммерческая организация может осуществлять пред­ принимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признается приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческих организаций, а также приобретение и реализация ценных бу­ маг, имущественных и неимущественных прав, участие в хо­ зяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика» (ст. 24, п. 2). Однозначным остается тре­ бование — прибыль не используется на прирост доходов от­ дельных ее работников. «Полученная некоммерческой органи­ зацией прибыль не подлежит распределению между участни­ ками (членами) некоммерческой организации» (ст. 26, п. 3). Качество и количество труда последних стимулируется значи­ мостью для них работы на данном конкретном рабочем месте, а не зависимостью доходов от интенсивности труда. Значи­ мость же рабочего места может обусловливаться самыми раз­ ными факторами — от морального удовлетворения от своей деятельности до стабильности получения достойной заработ­ ной платы, позволяющей уделять особое внимание качеству своей работы, повышению своей квалификации, а не гнаться

за числом обслуженных клиентов и т. п. Такая система оплаты труда — важнейший признак некоммерческой организации, ибо она позволяет избежать возникновения феномена «рабо­ ты на показатель». Так как некоммерческие организации не нацелены на при­ быль, на превышение доходов над расходами, то источники их финансирования имеют преимущественно внешний характер (см. ст. 26). В роли субъектов, покрывающих издержки работы некоммерческой организации, могут выступать следующие субсидиары: государство в лице его различных органов, пре­ дусматривающих в расходной части своих бюджетов соответ­ ствующие статьи; хозяйственные организации различных ти­ пов; отдельные граждане. Участие последних двух типов субъектов в финансировании некоммерческих организаций может стимулироваться государством, как правило, через на­ логовые льготы. «1. ...Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказы­ вать некоммерческим организациям экономическую поддер­ жку в различных формах, в том числе: • предоставление в соответствии с законодательством льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей некоммерческим организациям, созданным в благотворительных, образовательных, культурных и на­ учных целях, в целях охраны здоровья граждан, разви­ тия физической культуры и спорта, других, установлен­ ных законодательством целях, с учетом организацион­ но-правовых форм некоммерческих организаций; • предоставление некоммерческим организациям иных льгот, в том числе полное или частичное освобождение от платы за пользование государственным и муници­ пальным имуществом; • размещение среди некоммерческих организаций на кон­ курсной основе государственных и муниципальных со­ циальных заказов; • предоставление в соответствии с законом льгот по упла­ те налогов гражданам и юридическим лицам, оказыва­ ющим некоммерческим организациям материальную поддержку.

2. Не допускается предоставление льгот по уплате нало­ гов в индивидуальном порядке отдельным некоммерческим организациям, а также отдельным гражданам и юридическим лицам, оказывающим этим некоммерческим организациям материальную поддержку» (ст. 31., п. 1.2). Какие же виды деятельности осуществляются некоммер­ ческими организациями? Те, которые удовлетворяют личные, коллективные, групповые и общественные потребности, важ­ ность удовлетворения которых с точки зрения финансирую­ щего некоммерческую организацию субъекта не позволяет поставить это удовлетворение в зависимость от уровня дохо­ дов конкретного индивидуального потребителя, от тех реше­ ний по использованию своего дохода, которые он принимает. Типичный пример — фундаментальные научные исследо­ вания. Очевидно, что связь их результатов с уровнем благосо­ стояния массы потребителей и каждого из них настолько опос­ редованная и неконкретная, что ожидать добровольной опла­ ты со стороны населения разработок, скажем, в области фи­ зики элементарных частиц, не приходится. Между тем долго­ временная, перспективная важность таких исследований для экономического потенциала государства компетентным лицам достаточно очевидна. А если не очевидна, то эти лица являют­ ся некомпетентными в той государственной деятельности, ко­ торой занимаются. Отсюда логически вытекает бюджетный характер финансирования подобных отраслей науки. Иногда и коммерческие организации подключаются добровольно для финансирования фундаментальной науки. Другой пример: работа правительственных органов. В пра­ вовом государстве один из фундаментальных принципов — равенство всех субъектов перед законом. Здесь также возмож­ на множественность источников финансирования: существо­ вание государственных и негосударственных организаций, занимающихся розыском; возможность воспользоваться госу­ дарственным, бесплатным защитником в судебном разбира­ тельстве либо же оплатить услуги адвоката. Третий пример: библиотеки как учреждения, призванные обеспечить равный доступ к информации для любого члена общества, независимо от его профессии, места проживания, уровня доходов и т. д. Их существованию отнюдь не противо-

речит появление платных АБД и БД по определенной темати­ ке, доступных также всем желающим, но уже за достаточно высокую цену. Таким образом, вырисовывается совокупность видов и форм деятельности, которую в целом можно назвать неры­ ночной сферой. Она соседствует с рыночно организованным производством вещей, услуг и информации, отличаясь от него по нескольким параметрам, важнейшими из которых являют­ ся принципы определения приоритетов в направлениях ис­ пользования ресурсов. В рыночной сфере первенство той или иной отрасли деятельности определяется прибылью, то есть деньгами потребителей, которые они готовы обменивать на производимую продукцию (разумеется, если рынок не вырож­ ден, не монополизирован). В нерыночной сфере масштаб и содержание предложения продукции обусловливаются ины­ ми, не эквивалентно-обменными отношениями производите­ ля и потребителя. Тотально рыночное общественное производство невоз­ можно, поскольку не все потребности, без удовлетворения которых не может существовать общество, способны получить адекватное представление в форме суммы денег каждого еди­ ничного потребителя-индивида. Речь идет о таких потребнос­ тях, которые не всегда и не слишком важны для индивида, но значимы для коллектива, группы людей, общества в целом в многообразии его структур. Хозяйственная практика государств с рыночной экономи­ кой свидетельствует, что абсолютно рыночное производство невозможно. Оно не может реализовать очень много целей, направленных на достижение общественных благ, которые преследуются государствами. Анализ современных процессов в работе российских организаций, традиционно имевших не­ коммерческий характер, служивших целям общества в целом в сфере науки, образования, культуры и т. п., показывает су­ щественные перекосы, произошедшие в них за последнее де­ сятилетие XX века: повсеместное введение платы за образо­ вательные услуги, резкое повышение платы за юридические услуги, «зарабатывание денег» музеями и библиотеками, по­ вышение платы за услуги связи и т. п. Происходит смешение статусов коммерческих и некоммерческих организаций.

Коммерциализация учреждений, традиционно относив­ шихся к некоммерческим, привела к существенному ухудше­ нию качества методического, учебного и научного процесса на бюджетной форме обучения (у педагогов не остается вре­ мени, так как «вторая половина рабочего дня», которая ра­ нее была предназначена для методической, научной работы и для повышения квалификации, теперь используется для пре­ подавания на «коммерческом отделении»). Очень часто на коммерческом отделении, особенно по формам получения высшего образования в сокращенные сроки на базе средне­ го специального или второго высшего образования в непро­ фильных выбранной специальности вузах, наблюдается от­ кровенная «халтура». Существующая система аттестации и лицензирования высших учебных заведений в своем совре­ менном виде не способна противостоять этим негативным тенденциям. Повышение платы за услуги связи с одновремен­ ным снижением жизненного уровня большинства населения привело в массовом порядке к отказу от таких услуг, как те­ леграф, междугородный телефон, и даже письмо отправить стало проблемой, так как с учетом уровня оплаты труда сто­ имость его отправки возросла в 130 раз. Подобная ситуация складывается и в случае с музеями и библиотеками, где также расширяется ведение коммерческой деятельности этими организациями и их работниками, кото­ рые одновременно ведут и некоммерческую деятельность. И здесь наблюдается смещение интересов и усилий работников музейной и библиотечной сферы в сторону зарабатывания средств, что существенно снижает просветительскую функ­ цию данных учреждений. Поиск путей зарабатывания средств библиотеками привел к тому, что вся востребованная литера­ тура оказалась на платном абонементе. В данной сфере также наблюдается активность частного предпринимательства (как и в оказании нотариальных услуг, образовательных услуг, услуг связи). Например, в г. Ярослав­ ле функционирует уже несколько лет частный музей старин­ ных музыкальных инструментов и колокольчиков, в Иванов­ ском госуниверситете студенты организовали платный або­ немент юридической и экономической литературы.

В.Л. Тамбовцев сформулировал общее правило, относяще­ еся к некоммерческим организациям: средства для их работы и достойной жизни их сотрудников не должны извлекаться ими же самими за счет «побочных» видов деятельности, иначе они перестают выполнять на должном уровне и с высоким каче­ ством основную деятельность. Откуда взять средства — про­ блема учредителя, собственника, финансирующего некоммер­ ческую организацию, но «совместительство» недопустимо. Ряд специалистов по рынку информации (В.Л, Тамбовцев, В.П. Ти­ хомиров, А.В. Хорошилов, С И . Майоров и др.) также отмеча­ ют, что как только доход работника некоммерческой органи­ зации начинает включать переменную часть, зависящую от его усилий в «побочной» области, неизбежно перерождение не­ коммерческой организации в обычную коммерческую, рабо­ тающую на рыночных принципах. Для некоммерческой орга­ низации могут создаваться специальные коммерческие, «пи­ тающие» ее своими прибылями, но работники в них должны быть другими, не входящими в число сотрудников коммерчес­ кой организации. Элементы рынка нельзя вживлять туда, где им не должно быть места . Насколько возможно в нашем государстве в настоящее время следование этому правилу? Каким образом и в каких формах создавать для некоммерческих организаций «зараба­ тывающие» подразделения? Эти вопросы требуют скорейше­ го разрешения, принятия неотложных мер, первейшей из ко­ торых должно стать резкое увеличение оплаты труда работ­ ников науки, образования, здравоохранения, культуры и го­ сударственных органов управления и надзора. Это предложе­ ние обосновывается тем, что для достижения целей, сформу­ лированных в ст. 2 рассматриваемого Закона, необходимым является требование фиксированной оплаты труда, посколь­ ку возможная переменная ее часть не должна зависеть от прибыли, получаемой некоммерческой организацией. В этом случае фиксированная часть должна быть достаточной, при­ знанной достойной обществом и самим работником неком­ мерческой организации. Только в этом случае вся его энер­ гия, знания, умения, интеллектуальный потенциал будут реализовываться в соответствии с целями и задачами некоммер­ ческой организации.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «НЕРЫНОЧНАЯ СФЕРА ПРОИЗВОДСТВА ИНФОРМАЦИИ» з дисципліни «Маркетинг: основи і маркетинг інформації»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Слово і його ознаки
Здравый смысл и механика
Класифікація банківських кредитів
Здійснення розрахунків в іноземній валюті по зовнішньоекономічних...
Граматичні ознаки іменника


Категорія: Маркетинг: основи і маркетинг інформації | Додав: koljan (03.09.2011)
Переглядів: 1107 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП