ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Матеріали для курсової

Головна » Матеріал » Мистецтво та мистецтвознавство » Природа фільму

Фантазия, представленная в театральной манере
07.03.2014, 22:56
На пер­вом этапе исследования фактора техники мы рассмотрим фильмы, изображающие фантазию с помощью причуд­ливых декораций, бутафории, необычного грима и т. п. Будут ли такие откровенно театральные фильмы совсем некинематографичными, зависит от того, как в них про­явит себя фактор отношения. Первая возможность. (Предполагает равную эсте­тическую правомерность фантазии и действительности.) Начиная с фильма «Кабинет доктора Калигари», действие многих фильмов или отдельных эпизодов про­исходит вне реальной- действительности, в некоем вымышленном мире, павильонная природа которого оче­видна. Правда, в некоторых из них, например, в старой картине Фрица Ланга «Судьба» или в фильме «Красные башмачки», театрализованная фантазия перемежается с изображением реально-жизненного материала, однако по тому, как осуществлено это смешение, ясно, что ре­жиссер, не признавая за реальным миром преимущест­венного права на место в фильме, полагает, что теа­тральность так же закономерна, как и реализм камеры. Кстати, даже Д.-У. Гриффит иногда оборачивается таким наивным фантастом: в одном из финальных кад­ров «Нетерпимости» он, нимало не смущаясь, изобразил небеса с хором одетых в тюль ангелов, которые вмеши­ваются в сугубо земной тюремный бунт9. Очевидно, что фантазии, воплощенные на экране театральными средствами и одновременно с этим при­тязающие на кинематографическую полноценность, про­тиворечат основному принципу эстетики кино; в них спе­цифика его выразительных средств отвергнута ради целей, для достижения которых они мало пригодны. * Последующий анализ охватывает в принципе фантазию во всех типах кинофильмов. Следует отметить, однако, что похожие на сновидение зрительные образы многих экспериментальных фильмов требуют особого рассмотрения. Такие образы, обычно служащие для пластического выражения процессов внутренней и в особенности подсознательной жизни, будут рассмотрены в десятой главе. 123 Тюлевые ангелы Гриффита были бы уместны в религи­озной живописи; а фантастические миры фильмов «Судьба» и «Лестница в небо» — это всего лишь попыт­ки перенести на экран, в сущности, сценическую иллю­зию в более масштабной разработке. Не удивительно, что все это по душе тем, кто стремится к «художествен­ности» кинематографа. «Кабинет доктора Калигари»— это прототип фильмов на материале фантазии, которые Монк Гиббон в своем панегирике балету «Красные баш­мачки» характеризует как «скачок в мир искусства»10. Впрочем, фильм «Калигари» интересен не только в одном отношении. Однако причину того, что «Калигари» все же произ­ведение значительное во многих отношениях", нужно искать не в стремлении его авторов к художественности в ее традиционном понимании. Если говорить об этом единственном в своем роде фильме как о «скачке в мир искусства», то это, скорее, скачок назад, несмотря на всю его прелесть, идущую от подражания экспрессионист­ской живописи. Разногласия в оценке этого фильма воз­никли вокруг того, что его создатели решительно отказа­лись от реализма мира кинокамеры. В начале двадца­тых годов Рене Клер хвалил «Калигари» и «Судьбу» именно за ту долю субъективности, которой, по его мне­нию, должна быть отмечена кинорежиссура: сама искус­ственность их декораций, освещения и актерской игры казалась ему победой интеллекта над заданным сырым материалом. Но, по-видимому, в тот период Клер был настолько обеспокоен господствовавшей тенденцией к излишне механическому восприятию «реалистической догмы», что впал в преувеличение; он еще не предвидел возможности создавать фильмы типа его более поздних парижских комедий, в которых при должной мере субъ­ективности и интеллектуальности он все же признает главенство материального мира 12. Резкий тон суждения Эйзенштейна о «Калигари» как о варварском празднике самоуничтожения здорового человеческого начала в искусстве 13 можно объяснить тем, что он писал это перед концом войны с гитлеровской Германией. Другие высказывания о «калигаризме» сов­падают с позицией автора настоящей книги. По мнению Кавальканти, немецкий экспрессионистский фильм «уста­рел, потому что в нем режиссеры пытались использовать камеру несвойственным ей образом. На этот раз кине­матограф уходил все дальше и дальше от действитель- 124 ности»14. Неергаард, сопоставляя дрейеровскую трак­товку фантазии в «Вампире» с методами постановки «Калигари», приходит к выводу, что последний не что иное, как «сфотографированный театр» 15. Даже Жан Кокто, видимо под влиянием французского «авангарда», осудил «Калигари» (в 1923 или 1924 году) за мрачные эффекты, рожденные скорее не активностью камеры, а эксцентрическими декорациями,—тот же Кокто, кото­рый позже создавал фильмы, весьма уязвимые для по­добной же критики 16. Поскольку фантазия, выдержанная в сценической манере, лишь особый вариант театральности, ее некине­матографический характер так же поддается смягче­нию*. Кроме того, если фантастические сцены сновиде­ний, грез и тому подобного включены в реалистический игровой фильм, то их некинематографичность обычно смягчена реально-жизненными событиями, непременно главенствующими вокруг этих сцен. Впрочем, это не все­гда удается со сценами, решенными в особенно ярко театральной манере; например, эпизод сновидения в фильме «Леди во мраке» слишком театрален, чтобы это впечатление могла ослабить реалистичность остальной части фильма.
Категорія: Природа фільму | Додав: koljan
Переглядів: 385 | Завантажень: 0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП