ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Матеріали для курсової

Головна » Матеріал » Мистецтво та мистецтвознавство » Природа фільму

Трудности
07.03.2014, 22:54
В отличие от недавнего прошлого, историче­ские времена приходится инсценировать с помощью со­вершенно чуждых современности костюмов и декораций. В результате любого понимающего кинозрителя будет неизбежно коробить непреодолимая театральность тако- 114 го фильма. Свойственное кинематографу предпочтение неинсценированного может до такой степени обусловить ощущения зрителя, что он, не воспринимая смысла дей­ствия, невольно сравнивает вымышленный мир на экра­не с нетронутой природой. Он отождествляет себя с кинокамерой, то есть уже не простодушно поддается иллюзии якобы воссозданного прошлого, а отчетливо видит все усилия, затраченные на попытку его воссозда­ния. «Кинокамера,—говорит Кавальканти,—восприни­мает все настолько буквально, что, покажи ей актеров в театральных костюмах, она и увидит актеров в теат­ральных костюмах, а не персонажей фильма»'. Костюмы любой исторической эпохи напоминают театр или маска­рад. Помимо театральности исторические фильмы отли­чает еще одна черта, с которой трудно мириться: они . завершены и тем самым перечат склонности кинемато­графа к незавершенному. Как реконструкция ушедшей эпохи показываемый в них мир—творение искусствен­ное, абсолютно оторванное от места и времени живого мира, это замкнутый, никуда не простирающийся мир. Его душная атмосфера может угнетающе действовать на психику зрителя, который понимает, что потенциаль­ное поле его зрения совпадает с фактически показывае­мым и что он ни на йоту не может расширить его грани­цы. Правда, и фильмы о современности иногда снимают­ся в павильонных декорациях, но, поскольку эти декорации копируют жизненную обстановку, зрителю позволено думать, что камера на самом деле бродит по реальному миру, изучая его без чьего-либо вмешательст­ва. Исторические фильмы, воскрешая несуществующее прошлое, устраняют впечатление непрерывности жизни. Вот что пишет о них Лаффе: «Возьмите, например, кинофильм об осаде Парижа 1871 года. Отличная ком­позиция, безупречный вкус... Солдаты конной гвардии не выглядят как статисты, только что вышедшие из костюмерной. Все превосходно. Что же мешает мне на­слаждаться фильмом?.. Я не могу избавиться от ощуще­ния, что стоит переместить камеру хотя бы чуть-чуть вправо или влево, как она угодит в пустоту или наткнет­ся на странные предметы оборудования съемочного па­вильона... А между тем кино должно, напротив, подчер­кивать эффект безграничности мира, создавать впечат­ление, будто выбор места съемки случаен, что можно было с тем же успехом выбрать другое и что «глаз» ки- 115 нокамеры может без малейшего ущерба для фильма поворачиваться во всех направлениях»2. В связи с этим я вспомнил о научно-фантастическом замысле Эли Фора, мечтающего создать в наши дни фильм о страстях господних в документальной манере. Фор хотел бы снимать этот фильм на далекой звезде и либо доставить его на землю в космической ракете, либо демонстрировать с помощью межпланетной проекцион­ной установки3. Если бы его идея была осуществима, мы увидели бы воочию тайную вечерю, распятие и агонию Христа. А поскольку кино есть кино, мы получили бы возможность рассмотреть и все вроде бы незначитель­ные подробности этих сцен—солдат, играющих в карты, тучи поднятой копытами лошадей пыли, бродячие тол­пы людей, свет и тени пустынной улицы. Увлекательный замысел Фора лишний раз подкрепляет все сказанное выше об историческом фильме. Попробуем для пущей убедительности вообразить, будто на нашей планете уже поставлен фильм, во всех других отношениях соответст­вующий замыслу Фора. Очевидно, что он не будет созда­вать впечатления, будто, разрабатывая тему, режиссер имел в своем полном распоряжении всю вселенную. В такой постановке не будет эффекта потенциальной безграничности. Зрителю понравится, что ему показы­вают то, что могло бы происходить, но его не убедишь — как мог бы убедить документально снятый фильм Фора, — что все в действительности так и проис­ходило. Зрителю будет портить впечатление замкнутость, подсознательное ощущение, что все, показываемое на экране — тучи пыли, людские толпы, свет и тени, — поме­щено в кадре намеренно и что рамка изображения раз и навсегда определяет границы мира перед его глазами. По сравнению с документальной съемкой, которая долж­на внушать представление о безграничности реального мира, этот, возможно даже отличный фильм будет всего лишь интересной реконструкцией далекого прошлого и как таковой не будет подлинно кинематографичным. Но может ли вообще исторический фильм быть безу­коризненным? Добиться его абсолютной достоверности мешает невозможность заставить актеров нашего време­ни полностью приноровить к костюмам походку, мимику и жесты, обусловленные длительным влиянием среды. Костюмы полностью принадлежат прошлому, тогда как актеры остаются наполовину в настоящем. Это неизбеж­но порождает условности, вряд ли допустимые в кине- 116 матографе, столь тяготеющем к правдивому воспроизве­дению внешнего мира.
Категорія: Природа фільму | Додав: koljan
Переглядів: 387 | Завантажень: 0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП