ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Матеріали для курсової

Головна » Матеріал » Мистецтво та мистецтвознавство » Природа фільму

Пути прохождения
07.03.2014, 22:51
Кинорежиссер может выбрать разные пути прохождения по непрерывной цепи физического бы­тия. Бесконечность материального мира не позволяет отобразить его полностью даже в каком-то одном направ­лении. Поэтому режиссер вынужден или отмечать неиз­бежные провалы в изображении реальности, или сглажи­вать стыки ее разных отрезков с помощью некоторых технических приемов вроде затемнений, наплывов и т. д. Пять из возможных путей поддаются определению. Во-первых, фильмы могут охватывать широкие про­сторы физической реальности. Вспомните географические ленты или игровые картины, связанные с путешествиями: они несомненно кинематографичны, если в них передано ощущение путешествия и проявлен подлинный интерес к отдаленным местам, показанным в кадрах. Б некотором смысле сюда же относятся погони; Лаффе, превознося «чистую поэзию перемены мест», непременно присутст­вующую в хороших фильмах о путешествиях, говорит о погонях, что они «приоткрывают мир со всех сторон и заставляют нас оценить его бесконечное единство»6. Единство мира можно раскрыть в фильме, либо по­казывая явления, происходящие в разных местах во вре­менной последовательности, как показывают погони, либо создавая впечатление, будто эти явления можно наблю­дать одновременно. Вторая альтернатива, подчеркиваю- 99 щая единовременность явлений, относится к категории «видоизмененной реальности», поскольку этот эффект до­стигается нарушением обычного хода времени: с помощью чисто кинематографического монтажного приема зритель становится одновременным свидетелем широко разобщен­ных событий, он чувствует себя как бы вездесущим. Ко­нечно, монтажное сочетание таких событий оправдано только тогда, когда режиссеру удается создать впечат­ление пространственной непрерывности. Руттман в своем фильме «Берлин», показывая повседневную жизнь Берли­на в документальной манере, пытается добиться этого впе­чатления отбором явлений, единовременность которых выявляют аналогии и контрасты между ними. В манере Вертова Руттман ставит вслед за кадром человеческих ног, идущих по улице, кадр ног коровы и противопостав­ляет изысканные блюда в первоклассном ресторане жал­кой похлебке бедняков7. Впрочем, эти монтажные сопоставления чисто декора­тивны и довольно банальны. Гораздо осмысленнее плот­ная ткань монтажных переплетений пространственно раз­общенных фрагментов в необычайно зрелом по режиссер­скому мастерству фильме Абрама Роома «Третья Мещан­ская». В основу драматургии этого советского фильма 1926 года положены тяжелые жилищные условия Москвы того времени. Настойчиво подчеркивая повсеместность происходящего, он позволяет зрителю увидеть сразу и пе­ренаселенные квартиры и широкие улицы города в пора­зительной, почти невероятной сплоченности8. Другой ин­тересный пример приводит Лаффе9. В фильме «Ночь в опере» братья Маркс устанавливают единство изображае­мого мира его исступленным разрушением; когда они хва­тают и валят в одну кучу все заполнявшие этот упорядо­ченный мир предметы, нам кажется, будто рушится весь белый свет *. Во-вторых, фильмы могут прослеживать цепь причин и следствий какого-то события. Этот путь также пред­ставляет собой попытку отобразить непрерывность физи­ческой реальности или хотя бы максимально увязать с ней действие фильма. Путь этот тем более кинематогра­фичен, поскольку он непременно доводит до сознания зри- * Заметьте, что изображение пространственного единства на экране поразило воображение писателей и художников. Когда Джон Дос Пассос в некоторых из своих романов противопоставляет собы­тия, происходящие одновременно в разных пунктах земного шара, он не скрывает, что идет по стопам кино. 100 теля то влияние, которое, по словам Коэн-Сеа, оказывают «самые незначительные побочные обстоятельства на ход событий» 10. Этим он хочет сказать, что склонность кине­матографа к отображению случайного успешно увязы­вается с интересом к раскрытию причинных взаимосвязей. Столь же отчетливо выраженная пытливость характерна и для многих игровых фильмов. Д.-У. Гриффит в своих эпизодах «спасения в последнюю минуту» тщательно де­тализирует все обстоятельства, препятствующие или по­могающие героическим действиям спасателей. Мы видим все, с чем они сталкиваются, как мешают им враги и по­могают друзья, как они опаздывают на поезда, как соска­кивают на ходу, как кони мчат их по дорогам, как чьи-то ноги перепрыгивают с льдины на льдину, — все, что так или иначе подводит действие фильма к его благополучной концовке. Даже если предположить, что Гриффит всячески от­тягивает неизменно счастливый конец для нагнетания зрительского интереса, он осуществляет свое намерение методом, свидетельствующим о его искренней заинтересо­ванности в воссоздании всех связующих звеньев между начальным этапом действия и его завершением. В его старании показать незначительные причинные связи и по­бочные обстоятельства есть нечто от любопытства иссле­дователя. А поскольку любопытство заразительно, оно рождает ответный напряженный интерес у зрителя — ин­терес того же типа, какой вызывает, например, немой фильм Пабста «Тайны одной души», драматургия кото­рого строится на психоанализе причин, вызвавших у глав­ного персонажа болезненный страх перед ножами. Это полунаучное-полухудожественное исследование ведет в глубь психофизического прошлого этого человека, пока­зывая места и предметы, которые могли подействовать на его психику. Попытка раскрыть причинные взаимосвя­зи, видимо, требует, чтобы повествование шло иным по­рядком, нежели принято в фильмах, посвященных «рас­крытию человеческих судеб». В них действие разворачи­вается по ходу времени, а в «Тайнах одной души» оно идет от настоящего в прошлое. Еще нагляднее, чем у Пабста, этот прием использован в фильмах «Гражданин Кейн» и «Расёмон», где повествование начинается с fait accompli * и медленно идет назад в поисках следов и причин случившегося. В фильме «Расёмон» трое из че- • Совершившийся факт (франц.).— Прим. пер. 101 тырех персонажей, которые могут знать, как произошло убийство, рассказывают относящиеся к нему факты так, как они их якобы видели. В каждом рассказе восста­навливается цепь событий, ни одно из которых по-настоящему не совпадает с рассказанным другими. По­мимо всего прочего, этот фильм пытается доказать сред­ствами кино неисчерпаемость причинных взаимосвязей. В-третьих, кинорежиссер может «возиться» с одним и тем же объектом достаточно долго, чтобы мы получили представление о бесконечности его аспектов. Поскольку этот путь дает меньшие возможности для драматического действия, нежели пути раскрытия географической и при­чинной непрерывности, им пока что пользуются редко. Его избрал Эртель в эпизоде своего фильма «Титан», посвященном скульптуре Микеланджело. При постоянно* меняющемся освещении камера снова и снова проезжа­ет, наезжает или панорамирует, снимая с близкого расстояния руки, ноги или торс какой-то статуи, извлекая из одного и того же оригинала множество двухмерных изображений. Независимо от степени их отклонений от привычного вида изучаемой статуи, они кинематографич­ны, потому что открывают нам глаза на бесконечность таящихся в любой скульптуре форм11. Робер Брессон в своем фильме «Дневник сельского священника», по-види­мому, стремится выявить ту же бесконечность. Всякий раз, когда вы видите на экране лицо молодого священни­ка, оно выглядит иначе; все новые и новые аспекты его лица проходят красной нитью через весь фильм. В-четвертых, кинорежиссер может выявлять бесчис­ленные ощущения, испытываемые человеком в какой-то один решающий момент его жизни. Как и при раскрытии причинных связей, этот путь предусматривает изображе­ние материальной действительности, но не ограничивается ею. Эйзенштейн намечал такую трактовку -внутреннего монолога в сценарной разработке «Американской траге­дии». Он предполагал дать его в том драматическом месте фильма, где Клайд решается утопить Роберту и выдать убийство за несчастный случай. Очевидно, что для пони­мания предстоящего суда весьма важно знать, что тво­рится в голове Клайда в этот поворотный момент его жизни. Поэтому Эйзенштейн решил раскрыть в фильме ход мыслей своего героя,— эта идея, как он упоминает в статье, написанной в 1932 году, весьма заинтересовала Джойса. Там же Эйзенштейн вспоминает свой черновой план раскадровки эпизода внутреннего монолога, из ко- 102 торого очевидно, что он должен был отображать не только мысли Клайда, но и всякие взаимосвязи (как обоснован­ные, так и нет) между ними и внешними событиями того момента: «Что это были за чудные наброски монтажных листов! Как мысль, они то шли зрительными образами, со зву­ком синхронным или асинхронным, то как звучания, бесформенные или звукообразные: предметно-изобразительными звуками... то вдруг чеканкой интеллектуально формулируемых слов—«интеллектуально» и бесстрастно так и произно­симых, с черной пленкой, бегущей безобразной зрительности... то страстной бессвязной речью, одними существитель­ными или одними глаголами; то междометиями, с зигза­гами беспредметных фигур, синхронно мчащихся с ними-то бежали зрительные образы при полной тишине, то включались полифонией звуки, то полифонией образы. То и первое и второе вместе. То вклиниваясь во внешний ход действия, то вклини­вая элементы внешнего действия в себя». Эйзенштейн, возможно, и был убежден, что развитие сюжета достигло той точки, где полное проникновение в психологию Клайда стало насущной необходимостью, но он никак не мог верить, пусть даже не желая в этом при­знаться, что задуманный им внутренний монолог только подходящее средство осуществления требований сюжета. Эти наброски «монтажных листов» действительно «чуд­ные», ибо, судя по их фразеологии, он был опьянен пото­ком образов и звуков и не признавал никаких ограниче­ний, никаких сторонних соображений. Монолог, как его задумал Эйзенштейн, явно выходит за рамки сюжета; он даже не укладывается в образ самого Клайда; вместо этого монолог является попыткой дать представление о ряде обстоятельств, сомкнувшихся вокруг Клайда в определенный момент, и охвативших его тогда же ощущений. Перечисляя их, Эйзенштейн, судя по его записи, ма­ло считался с требованиями сюжета, он испытывал явное удовольствие, освободившись от них, получив хоть один раз право запечатлеть или, точнее говоря, как будто за- 103 печатлеть изобилие чувственных и психологических фак­тов, не слишком заботясь об их роли в общем восприятии фабульного действия. Это подтверждает и его вывод: «И как очевидно, что материал тонфильмы совсем не диалог. Подлинный материал тонфильмы, ко­нечно, — монолог»12. Стало быть, его подлинный ма­териал не только жизнь в измерениях четко сформули­рованных мыслей, а жизнь подспудная—ткань, сплетен­ная из впечатлений и чувств, захватывающая глубины физического бытия.
Категорія: Природа фільму | Додав: koljan
Переглядів: 329 | Завантажень: 0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП