ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Матеріали для курсової

Головна » Матеріал » Мистецтво та мистецтвознавство » Природа фільму

Кинематографичный подход к материалу
07.03.2014, 22:42
Из сказанного в предыдущей главе следует, что фильмы могут претендовать на эстетическую полноцен­ность тогда, когда они создаются на базе основных свойств кинематографа; то есть фильмы, как и фотогра­фии, должны регистрировать и раскрывать физическую реальность. Я уже опроверг возможное возражение, буд­то свойства выразительных средств вообще слишком не­уловимы, чтобы служить критерием в оценке эстетических качеств произведения; ясно, что это возражение несостоя­тельно и по отношению к кинематографу. Но вместо него может возникнуть другое. Можно утверждать, будто осо­бый упор на первостепенность связи кино с физической реальностью связывает его, как смирительная рубашка. Этот довод находит подкрепление во множестве фильмов, лишенных малейшего намерения изобразить реальность например, в абстрактных произведениях эк­спериментального кино, а также в нескончаемом потоке театральных кинопостановок или фильмов-спектаклей, не изображающих подлинной жизни ради нее самой, а лишь использующих ее как материал для построения действия сценического характера. Кроме того, во многих фильмах, созданных на материале фантазии, вольная трактовка снов или видений полностью обходит внешний мир. Старые фильмы немецких экспрессионистов шли да­леко в этом направлении; один из поборников экспресси­онизма, немецкий же критик-искусствовед Герман Г. Шефауэр даже пел хвалу этим фильмам за отход от физи­ческой реальности38. Так почему же эти жанры следует считать менее «ки­нематографичными», чем фильмы, изображающие физи­ческую реальность? Потому, конечно, что только послед­ние способны на глубокое проникновение в сущность ма­териала и могут доставить наслаждение, недоступное дру­гим. Правда, если принять во внимание жанры, прочно утвердившиеся, несмотря на игнорирование внешнего ми- 65 ра, такой ответ звучит несколько догматически. Но в свете следующих двух соображений он, вероятно, покажет­ся более обоснованным. Во-первых, благоприятный отклик на произведение какого-то жанра не обязательно зависит от его соответст­вия специфике кинематографа. Практически многие жан­ры привлекают большое число зрителей потому, что они отвечают социальным и культурным запросам широких слоев населения; их популярность и приобретается и со­храняется по причинам, не зависящим от их эстетической правомерности. Так, театральный игровой фильм сумел прочно утвердиться на экранах вопреки единодушному мнению наиболее солидных критиков, что этот жанр про­тиворечит самой природе кино. Однако зрителей, которым нравится, скажем, экранизация пьесы «Смерть коммивоя­жера», привлекают к ней те же качества, какие сделали постановку пьесы боевиком Бродвея. Этим зрителям со­вершенно все равно, обладает ли ее экранный вариант ка­кой-либо кинематографической спецификой или ее нет и в помине. Во-вторых, допустим, в чисто полемическом плане, что мое определение эстетической ценности фильма дейст­вительно односторонне; что оно подсказано пристрастием к одному частному, хотя и значительному, виду кинема­тографического творчества и поэтому в нем вряд ли учте­ны, например, возможность существования гибридных жанров или роль фотографических компонентов кино­фильма. Однако это еще не говорит об ошибочности моего определения. Из стратегических соображений иногда бы­вает разумнее исходить из пусть даже однобокого, но лишь бы хорошо обоснованного определения и затем рас­ширить его, чем начинать со всеобъемлющих предпосы­лок и затем пытаться их уточнять. Второй путь чреват опасностью стирания различий между средствами худо­жественного выражения, так как он редко ведет дальше обобщений, бездоказательно принятых вначале, и, следо­вательно, может привести к путанице в понимании разных видов искусства. Когда Эйзенштейн как теоретик начал определять сходные черты кинематографа и традицион­ных искусств, утверждая, что фильм является наивысшим их достижением, тот же Эйзенштейн, но уже как худож­ник, стал все чаще и чаще переступать границы между фильмом и пышным театральным спектаклем. Вспомните хотя бы «Александра Невского» и оперные элементы «Ивана Грозного»39. 66 В полной аналогии с понятием «фотографичный под­ход» в кино можно называть «кинематографичным» под­ход к материалу, соответствующий основным законам эстетики кино. Очевидно, что кинематографичный подход осуществляется во всех фильмах реалистического направ­ления. Значит, даже фильмы, не притязающие на худо­жественность трактовки материала, то есть хроникаль­ные, научные, учебные и чисто документальные, видимо, эстетически правомернее тех, что при всей своей худо­жественности уделяют мало места существующему внеш­нему миру. Но, как и репортажная фотосъемка, кинохро­ника и тому подобные фильмы отвечают лишь минималь­ным требованиям своей эстетики. В кино не меньше, чем в фотографии, важно, чтобы творческое начало вторгалось во все области, охватывае­мые кинематографом. Трактует ли кинорежиссер тот или иной отрезок физического бытия в документальной мане­ре, воплощает ли он на экране воображаемые видения, увлекается ли ритмами рисунков или рассказывает инте­ресную историю человеческой жизни, его подход в любом из этих фильмов будет кинематографичным, если он так или иначе использует свойственный природе фильма осо­бый интерес к нашему видимому миру. Как и в фотогра­фии, в кино все зависит от «правильного» соотношения реалистической и формотворческой тенденций; а пра­вильным оно будет лишь тогда, когда формотворческие стремления создателя фильма послушно следуют за ре­алистическими, не пытаясь подавить их.
Категорія: Природа фільму | Додав: koljan
Переглядів: 328 | Завантажень: 0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП