Статистика
Онлайн всього: 13 Гостей: 13 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
ПРАВОСЛАВИЕ
| 03.03.2014, 23:29 |
В жизни России православие до 1917 г. занимало чрезвычайное место потому уже, что как учебный предмет преподавалось в общеобразовательной школе. Многие ученые-богословы были одновременно действующими священнослужителями. Создавалось большое количество духовной научной, учебной, молитвенной и иной, как бы мы теперь сказали, популярной православной литературы. Отцы церкви систематически выступали с проповедями на библейские темы в широкой народной аудитории, с университетских кафедр и в малых сельских храмах.
Существовало единение Православных церквей мира, среди которых Русская, Греческая, вернее Эллинская, Грузинская, Болгарская, Сербская и другие (Румынская, Чехословацкая, Польская — не путать с Польской католической, Американская, Кипрская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская) Православные церкви. Но главной среди них считалась и считается Константинопольская (Вселенский Патриархат).
Православная идея звучала в правительственных органах, со страниц газет, ее демонстрировала вся организация жизни царствующего дома, о чем еще и сегодня наглядно говорят кадры сохранившихся кинохроник и многочисленные фотографии. Умерших хоронили возле храмов, а наиболее заслуженных — в стенах самих храмов. Так, в стенах Храма Святого Равноапостольного Князя Владимира в Севастополе похоронены вице-адмирал
- 256 —
ПРАВОСЛАВИЕ
В.А. Корнилов, контр-адмирал В.И. Истомин, адмирал П.С. Нахимов.
Но что же такое «православие»? Как определить это понятие, без которого любая риторическая разработка этой темы не будет продуктивной?
«Словарь атеиста» дает средних размеров статью (М: Политиздат, 1973. С. 192—193), в которой, в частности, сказано:
Бог в православии выступает в трех лицах: бог-отец (творец видимого и невидимого мира), бог-сын (Иисус Христос) и бог-дух святой, исходящий только от бога-отца. Триединый бог единосущ, недоступен для человеческого разума... Православные священнослужители требуют от верующих обязательного посещения храма, ношения нательных крестиков, исполнения таинств, которых... семь: крещение, причащение, миропомазание, покаяние, брак, священие, елеосвящение.
«Полный православный богословский энциклопедический словарь» посвящает понятию православия более обширную разработку (М.: Возрождение, Т.2. С. 1872—1878), подчеркивая различия между православием и католицизмом, например: «В отношении к государству православие не желает властвовать над ним, как католичество, ни подчиняться ему в своих внутренних делах, как протестантство; оно стремится сохранить полную свободу деятельности, не вмешиваясь в самостоятельность государства в сфере его власти...»
Современный ученый-богослов протоиерей Лев Лебедев формулирует это понятие так:
... православие — это не только сумма догматических и иных вероучительных представлений (хотя они и имеют первостепенную важность). Православие — это определенный образ жизни во Христе, ярче всего выражающийся в идеалах Святой Руси, как она исторически сложилась. Такими идеалами для всего русского общества в целом еще в середине XVII в. являются: 1) стремление к сближению с Богом... на «узком пути» (Мф. 7,13—14) подвига по правилам православной аскезы, с тем, чтобы 2) находить в этом
9 Риторика
ХРЕСТОМАТИЯ
единственное подлинное благо уже здесь, на земле. (Лебедев Л. Москва Патриаршая. — М.: Вече, 1995. — С. 57).
Атеистов и верующих разделяют многие разногласия в оценке религии, Библии и пр. Главным разногласием является то, что верующие верят в то, что Бог есть, а атеисты — в то, что бога нет. В силу этой убежденности верующие пишут слово «Бог» с прописной буквы, а атеисты — со строчной.
Наши задания не приглашают и не могут приглашать никого из читателей присоединиться к той или иной группе верующих — атеистов, с одной стороны, — православных, мусульман, буддистов, католиков и т.д. — с другой. Но выполнять риторические задания по этой тематике тем не менее можно.
Зададим вопрос так, как он сформулирован одним из слушателей: чем объяснить, что человек может испытывать угрызения совести, любить и т.д., если не признать какого-то от Бога данного духовного начала — души?
Отвечая на вопрос, вначале нужно выяснить, что же такое душа. В энциклопедиях и словарях советского периода такого слова нет. Стало быть, власть относилась к этому понятию негативно. Действительно, в «Словаре атеиста» читаем:
Душа — по религиозным и идеалистическим представлениям — особая нематериальная сущность, активное движущее начало в человеке... Реакционная идея о бессмертии души и загробной жизни оказывала и оказывает отрицательное влияние на умы людей. Она вселяет веру в потустороннее существование и тем самым парализует творческую и социальную активность личности... Особенно большой вклад в научную разработку проблемы психической деятельности человека и тем самым в опровержение бессмертной идеи души внесли И.М. Сеченов и И.П. Павлов... (М.: Политиздат, 1973. С. 85).
До 1917 г. определение понятия «душа» звучало иначе. Например, в «Полном православном богословском энциклопедическом словаре» сказано так: «Человек, согласно учению Св. Писания, состоит из тела и души (Быт. 2,7; Мф. 10, 28). Душа ожив-
— 258 -
ПРАВОСЛАВИЕ
ляет тело, одухотворяет его, без нее - тело прах, а потому душа в Богословии часто называется дыханием жизни, духом жизни или просто духом. Душа не происходит от тела, а представляет собою ту особую силу, которая обращает прах в живое существо и имеет свой источник в Боге... Особые свойства души состоят в единстве, духовности и бессмертии ее, в способности разума, свободы и дара слова» (М., 1992, репр. изд. T.I С. 805, 806).
А между тем русский народ создал за века своего существования немало пословиц и поговорок, фразеологических оборотов со словом «душа». Так, «Фразеологический словарь литературного русского языка (под ред. А.И. Федорова. — М., 1995) в составе семи тысяч словарных статей выделил более пятидесяти на различные сочетания с этим понятием: «Божья душа», «бумажная душа», «в чем душа (держится)», «добрая душа», «душа вон», «душа в пятках», «душа горит», «душа лежит/не лежит», «душа наизнанку», «душа на месте/не на месте», «душа на небе», «душа ноет», «душа радуется», «душа рвется», «душа тянет», «живая душа», «открытая душа», «простая душа», «святая душа», «широкая душа», «по душам», «для души», «ни души», «со всей душой», «за милую душу» и т.д.
Но есть в этом списке и такие обороты, как «варначья душа», «Иродова душа», «заячья душа», даже «душа моя» с пометкой, что, мол, это устаревшее для наших дней обращение.
Слово и понятие «душа» были распространенными, и весьма. У А.С. Пушкина:
Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен —...
(1825) Где гражданин с душою благородной, Возвышенной и пламенно свободной? |
Категорія: Риторика | Додав: koljan
|
Переглядів: 516 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|