Статистика
Онлайн всього: 1 Гостей: 1 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
РИТОРИЧЕСКОЕ «ДРЕВО»
| 01.03.2014, 17:25 |
Люди Античного Мира любили и умели мыслить образно. Древние риторы и ораторы нередко сравнивали ораторское выступление с деревом, в котором сами находили отдельные части: корни, ствол, ветви (большие и маленькие), листья, цветы (рис. I). Все эти древесные части они соотносили с частями ораторского выступления, полагая, что каждая из частей взаимосвязана со всем другими частями лекции (выступления оратора, беседы двух мыслителей и пр.). Так, они связывали причину, заставившую оратора подняться на трибуну, с теми ораторскими украшениями, которые он посчитает нужным использовать во время своего выступления. Это его последнее творческое решение должно быть связано с учетом особенностей, которыми обладает аудитория, которая, как предполагает оратор, будет его слушать. Все эти проблемы в свою очередь самым тесным образом соотносятся с конкретной темой, которую оратор предполагает обсудить со своими слушателями.
Наконец, все то, что сказано выше, не может не зависеть от места и времени проведения ораторского выступления. Очевидно, что зависимость от темы, от аудитории, от места и времени, наконец, от собственного самочувствия, настроения и от многих других компонентов, которые не всегда поддаются предварительному учету и анализу, должна привести и приводит на практике оратора к тому, что он будет вынужден перестраиваться по ходу своего выступления, менять план речи, использовать те ораторские приемы и теоретические положения, которые он захочет и сможет предъявить данной аудитории по конкретной теме, выступая в нужном месте и в заранее оговоренное время.
Таким образом, с древних времен риторика рассматривала такие закономерности в качестве предварительной творческой и
— 47 —
ТЕОРИЯ
Рис. 1. Риторическое древо.
1 — корень древа, скрытый от глаз аудитории. Под ним понимается
причина, приведшая оратора на трибуну: а) стремление прославиться, стать известным; б) надежда получить плату, гонорар за выступление; в) предположение, что выступление будет для аудитории полезным, будет способствовать расширению ее кругозора, становлению профессиональных умений и навыков;
2 — ствол, который представляет собой тему выступления, основную
проблему ораторской речи;
3 — основные несущие ветви, под которыми подразумеваются основ-
ные вопросы в плане лекции, в классической риторике чаще всего этих ветвей три;
4 — более мелкие веточки — подвопросы, на которые делится каждый
основной вопрос темы;
5 — крона древа, представленная листьями, т.е. слонами, в которые
оратор «одевает» свое устное высказывание. Опытный оратор использует за время выступления несколько тысяч таких листьев-слов;
6 — цветы, т.е. те украшения, которые могут сделать речь изящной.
выразительной. М.Т. Цицерон называл такое украшение «лекифом» («лскиф» — это античный флакон тонкой работы, в котором в те времена женщины хранили духи, розовое масло и пр.)
— 48 —
РИТОРИЧЕСКОЕ «ДРЕВО»
профессиональной подготовки оратора, что позволяло оратору избегать многих досадных ошибок в тот момент, когда он вынужден был говорить перед аудиторией, глядя в глаза своим слушателям. Заметим, что среди них могли быть как заинтересованные в его выступлении, так и равнодушные.
В теории риторики принято деление «цветов» на тропы и фигуры.
Троп (от греч. «тропос») — слово или фраза в переносном значении, образное выражение, сдвиг в семантике слова от прямого к переносному значению, например, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, эпитет, оксиморон, аллегория и др.
Фигура (от лат. «образ», «вид») — необычные по синтаксису обороты речи, применяемые для усиления выразительности выступления, воздействия на чувства слушателей, например, анафора, эпифора, эллипс(ис), антитеза, градация, инверсия, хиазм, гипербатон, анаколуф, симплока, парцелляция, асиндетон, по-лисиндетон, силлепсис, катахреза, энтимем(а) и др.
Умелое украшение ораторской речи позволяет сделать выступление не только полезным, познавательным, но и насыщенным элементами эстетики, превратить доклад в удовольствие, испытываемое слушателями даже в том случае, если тема речи была вполне серьезна, и оратор говорил о сложных теоретических проблемах науки, искусства, религии.
Блестящее владение ораторскими «лекифами» можно найти в устных рассказах И.Л. Андроникова, по творчеству которого российское телевидение сделало более 25 передач (например, «Первый раз на эстраде», «Первый раз на телевидении» и др.).
Полные характеристики вариантов тропов и фигур нужно смотреть в соответствующих словарях.
С целью пополнения своего ораторского словаря, повышения ораторского мастерства полезно прослушивать риторические образцы, годные для подражания, выписывать из них примеры оригинальных ораторских приемов (слов, оборотов, тропов, фигур и пр.), стараться их запомнить и в дальнейшем использовать в собственных творческих ораторских выступлениях. |
Категорія: Риторика | Додав: koljan
|
Переглядів: 1454 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|