Статистика
Онлайн всього: 1 Гостей: 1 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
Знаменитые проповедники Российской Православной Церкви
| 01.03.2014, 17:12 |
Лука Жидята, епископ Новгородский (скончался в 1058 или 1059 г.), является первым по времени проповедником Российской Православной Церкви, поучение которого дошло до нас. Поучение это состоит из ряда кратких, самых общих наставлений в вере – о необходимости самой веры в Бога, в воскресение мертвых и жизнь вечную, – и является или обращением к пастве перед разлучением с нею, или предсмертным завещанием.
Иларион, митрополит Киевский и всея Руси, бывший первым митрополитом из русских (скончался в 1054 г.), поставленный из священников села Берестова близ Киева за свое благочестие, ученость и удивительный ораторский талант. От него дошло до нас замечательно сильное и вдохновенное торжественное слово: «О законе, Моисеем данном, и благодати и истине Иисус Христом бывшим». Насколько слово еп. Луки Жидяты бесхитростно и просто, настолько слово митроп. Илариона красноречиво и витиевато, обличая в нем высокообразованного оратора, несомненно знакомого с лучшими образцами греческого церковного красноречия. Нигде, однако, это красноречие не переступает меры и не доходит до излишества, чем выгодно отличается от тогдашнего греческого красноречия. Из этого слова видно, что митр. Иларион был подлинным поэтом в душе и своим произведением доказал, что все поэтические красоты Св. Писания были ему понятны и увлекали его возвышенное религиозное чувство. Цель этого слова – восхвалить Бога за спасение людей вообще и русских – в частности. Здесь он говорит о соотношении между Ветхим и Новым Заветом как о «законе» и «благодати» и о двух естествах Господа Иисуса Христа, приводя чрезвычайно образные сопоставления для этого. Затем он говорит о народах, принявших христианство, и, наконец, о русском народе. Заканчивается слово необыкновенно сильной и величественной похвалой кагану (князю) Владимиру как просветителю русского народа. «Встань, честная глава! встань! Ты не умер, а спишь до общего всем восстания; посмотри на распространение христианства в твоем народе, посмотри на сына твоего, украшающего стол земли твоей, и на семью его!» — таким торжествующим возгласом заканчивается слово Илариона.
Серапион, епископ Владимирский (живший в XIII столетии), – выразитель народной печали в первую эпоху злых времен татарщины. В первых двух своих поучениях, дошедших до нас, он с глубоким сокрушением обличает свою паству во грехах, за которые Господь и послал в наказание страшное нашествие татар. Особой красоты и силы эта же мысль достигает в его третьем поучении. «Господь навел на нас народ немилостивый, – говорит он здесь, – народ лютый, народ, не щадящий ни юной красоты, ни немощи старцев, ни младости детей, ибо мы подвигли на себя ярость Бога нашего... Разрушены Божий церкви, осквернены священные сосуды, попрана святыня, святители сделались добычей меча; тела преподобных иноков брошены в пищу птицам; кровь отцев и братьев наших, как вода многа напоила землю... Ибо свели мы на себя гнев Господа...» Четвертое поучение направлено против суеверия народа, верившего в силу колдовства. В 5-м поучении обличается суеверие, не позволявшее хоронить людей, умерших не своей смертью. Простой и понятный язык этих поучений отличается вместе с тем и искренним пафосом.
Св. Алексий, митрополит Московский и всея Руси (1354-1378 гг.). В мире называвшийся Елевферием, он был сыном черниговского боярина Феодора Бяконта, родился в Москве и, удостоившись на 13 году жизни особенного призвания Божия, рано принял иночество в московском Богоявленском монастыре с именем Алексия, где и подвизался целых 20 лет, сделавшись известным князю и митрополиту своею мудростью и духовными подвигами. Так как он изучил хорошо греческий язык, то митр. Феогност, родом грек, сделал его своим помощником по управлению митрополией. Незадолго до кончины митроп. Феогноста св. Алексий сделан был Владимирским епископом, а по его кончине был возведен на кафедру митрополита. Заботясь о благе Церкви и отечества, он трижды путешествовал в Золотую Орду, причем совершил великое чудо исцеления лишившейся зрения жены хана Тайдулы. Был другом преп. Сергия, Игумена Радонежского, и часто пользовался его духовной помощью и содействием, надеясь видеть его своим преемником, но тот решительно отказался от этой высокой чести.
До нас дошли простые и безыскусственные (подобно поучениям митр. Петра) наставления св. Алексия о любви и страхе Божием, о правосудии, о необходимости покоряться властям, об усердии в молитве, о причащении Св. Христовых Тайн.
Феофан Прокопович родился в Киеве в 1681 году. Сначала учился в Киево-Могилянском коллегиуме, потом в польских школах, где принял унию и монашество, оттуда переехал в Рим и поступил в миссионерскую школу св. Афанасия. Вернувшись из Рима в Киев, принял православие, постригся в монахи и был преподавателем и ректором Киевской Академии. Своим словом обратил на себя внимание имп. Петра I, который сделал его своим ближайшим сотрудником. В 1718 г. назначен епископом Псковским. В 1736 г. умер в сане архиепископа Новгородского.
В истории русского проповедничества занимает очень видное место, так как способствовал освобождению проповеди от схоластического влияния, требуя простоты и жизненности. Эта мысль введена им и в составленный им «Духовный регламент». Но он и сам не вполне освободился от польского схоластического влияния, хотя проповеди его очень жизненны, просты и естественны. Язык правильный, церковнославянский.
Св. Тихон Задонский, епископ Воронежский, родился в 1724 г. в Новгородской губ. Образование получил в Новгородской семинарии и еще на школьной скамье принял монашество. Был учителем семинарии, затем ректором Тверской семинарии в сане архимандрита, в 1761 г. рукоположен во епископа Ладожского, а через два года назначен еп. Воронежским. Там устроил он духовную семинарию, усердно боролся с остатками язычества, непрестанно проповедовал Слово Божие, руководя в деле проповеди под ведомым духовенством. Неусыпные труды и аскетические подвиги подорвали его здоровье, и через 4 года он удалился на покой в Задонский монастырь, где и почил в 1783 году.
До нас дошло только 12 обширных слов его и 28 кратких поучений, потому что большей частью он проповедовал экспромтом. Замечательно его сочинение: «Сокровище духовное, от мира собираемое». Проповеди св. Тихона нравственно-практического характера. Тон обличений кроткий, отличаются они теплотой чувства, искренностью и задушевностью, чрезвычайно просты и доступны для понимания, часты сравнения, уподобления, живые примеры из жизни.
Яков Козьмич Амфитеатров родился в Орловской губернии в 1802 г. Окончил Орловскую Духовную Семинарию и Киевскую Академию. Как преподаватель церковной словесности в академии много сделал для» развития этой науки, оставив сочинение: «Чтения о церковной словесности», которое раскрывает дух церковной проповеди, как он открывается в Библии и у великих отцов Церкви. Для успеха проповеди он требует от проповедника аскетического благоговейного настроения, проникновения предметом проповеди и своим священным призванием. Умер в 1840 году.
После него осталось 17 бесед об отношении Церкви к христианам, где проводится та мысль, что Церковь есть мать наша. Беседы написаны с одушевлением и искренностью, речь метка и проста, отличается церковно-библейским духом.
Епископ Феофан, Вышенский Затворник (Георгий Говоров), родился в 1815 г. в семье священника Орловской епархии. Окончил Орловскую семинарию и Киевскую Академию, где и принял монашество. Был смотрителем Киевских Духовных Училищ, затем инспектором Новгородской семинарии, профессором С.-Петербургской Академии, членом Духовной Миссии в Иерусалиме, профессором Петербургской Академии в сане архимандрита, ректором Олонецкой семинарии, настоятелем посольской церкви в Константинополе и, наконец, ректором С.-Петербургской Академии. В 1859 г. был рукоположен во епископа Тамбовского, затем перемещен во Владимир. Почти всякое служение свое сопровождал поучением. Слово его, отличавшееся простотой, шедшее от сердца и дышавшее глубоким убеждением, привлекало много слушателей, особенно из простого народа. В 1866 г. испросил себе увольнение на покой в Вышенскую пустынь, в которой с 1872 г. ушел в полный затвор, не выходя из келлии и не принимая к себе никого. Все время проводил в молитве, писании писем и богословских трудов, работал на токарном станке, занимался живописью. Почил 6 января 1894 года.
Имя его как великого духовного наставника, глубокомысленного богослова и подвижника чтится всей верующей Россией. Его письменные труды представляют собой ценнейший вклад в нашу богословскую науку и аскетическую литературу. Одни его труды переводные, другие – самостоятельные. Из переводных особенно замечательно «Добротолюбие» в 5 томах. Самостоятельные представляют собою труды по истолкованию Свящ. Писания, каковы: «Толкования на послания св. Апостола Павла» и «Евангельская история о Боге Сыне», по аскетике, каковы: «Начертание христианского нравоучения», «Путь ко спасению», «Письма о духовной жизни», «Что есть духовная жизнь?», «Мысли на каждый день года» и др. Третий вид его творений – сборники его поучений. Они проникнуты духом истинного христианского аскетизма и отличаются простотой и безыскусственностью.
Митрополит Анастасий (в мире Александр Грибановский), первоиерарх Русской Зарубежной Церкви, родился в 1873 году в Тамбовской губернии, окончил Московскую Духовную Академию, в 1898 г. принял монашество, в 1901 г. назначен ректором Московской семинарии с возведением в сан архимандрита, в 1906 г. возведен в сан епископа Серпуховского, причем при наречении произнес замечательную речь, в которой сильно и художественно начертал «путь истинного Христова пастырства» и в порыве вдохновенного прозрения предрек кровавые бедствия, постигшие Русскую Церковь в годы революции и большевизма. Духовный облик его сложился под влиянием московских святынь и величавого образа митрополита Филарета. В 1914 г. получил назначение епископом Холмским и Люблинским, в 1916 г. – Кишиневским и вскоре возведен в сан архиепископа. Принимал деятельное участие в Московском Церковном Соборе 1917-1918 гг. и был одним из кандидатов в патриархи. В 1920 г. эмигрировал, возглавил в Константинополе Русский Комитет, с 1925 по 1935 г. провел в Иерусалиме в качестве наблюдающего Российской Духовной Миссии. В 1936 г., после кончины митрополита Антония, уже в сане митрополита возглавил Русскую Зарубежную Церковь. В 1944 г. переехал с Синодом сначала в Вену, потом в Мюнхен, а в 1950 г. в Северо-Американские Соединенные Штаты, где поселился сначала в «Новой Коренной Пустыни» в Магопаке, а потом, с 1952 г., в Нью-Йорке. В 1956 г. отпраздновал весьма редкий юбилей – 50-летие своего архиерейского служения.
Необычайно даровитый проповедник в стиле митрополита Московского Филарета. Прекраснейшие из его проповедей вошли в сборник, изданный в 1948 г. по случаю 50-летия его священнослужения, многие другие были напечатаны в газете «Православная Русь», журнале «Церковная Жизнь» и других изданиях. Неустанно произносящий проповеди каждый воскресный день и каждый великий праздник, он является подлинным церковным витией. Проповеди его отличаются необыкновенно увлекательным содержанием, вдохновенным чувством, всегда им присущим, и тщательной высокохудожественной отделкой формы. |
Категорія: Риторика | Додав: koljan
|
Переглядів: 389 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|