Статистика
Онлайн всього: 1 Гостей: 1 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
Откуда же можно почерпнуть это знание?
| 01.03.2014, 17:11 |
В прежнее время у нас в России существовали специальные духовные школы, имеются они и теперь в других христианских странах. Назначение этих школ – дать необходимые знания о вере тем, кто желают быть пастырями и проповедниками. Наш Духовный Регламент, которым регулировалась церковная жизнь в России с первой половины XVIII века, право на проповедь дает только таким лицам, которые прошли одну из этих школ и изучили богословие. «Никтоже да дерзает проповедать, – говорит первая регула о проповедниках, – не в сей Академии ученый и от Коллегиума духовного не свидетельствованный. Но если кто учился у иноверцев, тот бы явил себе прежде в духовном Коллегиуме, и тамо его испытать, как искусен в Священном Писании: и слово сказал бы о том, о чем ему повелит Коллегиум, и если искусен покажется, то дать ему свидетельство, что аще похощет быть в чину священническом, мощно ему проповедать».
В своей «Христианской науке» блажен. Августин знание Священного Писания ставит первым условием успеха проповедника. «Мудро говорит человек тем более или менее, чем более или менее оказал он истинных успехов в познании Свящ. Писания, т. е. не в одном только чтении и затверживании оного на память, но вместе в добром разумении и в тщательном изыскании смысла его... Чем беднее видит проповедник самого себя в отношении к собственным дарованиям, тем нужнее ему обогащаться знанием Слова Божия, дабы то, что он говорит своими словами слабо, подкреплять силою Писания. Таким образом кажущийся недорослым по своему языку некоторым образом займет себе рост от свидетельства мужей великих».
Но одного только знания Свящ. Писания еще мало. В Свящ. Писании есть очень много мест, которые нуждаются в правильном истолковании. Ведь и еретики и сектанты тоже пользуются словами Писания для подтверждения своих лжеучений. Поэтому на втором месте после Свящ. Писания для каждого проповедника необходимо тщательно изучать творения свв. отцов и учителей Церкви. Нигде не найти лучшего изъяснения Священного Писания, как у свв. отцов: они раскрывают нам истинный смысл Писания в местах темных, подвергающихся кривотолкованиям, они же указывают и правильный метод толкования Писания.
А что особенно важно, у свв. отцов мы найдем прекрасные образцы живого церковно-проповед-нического слова, по которым можно научиться плодотворному и влиятельному способу строго церковного проповедничества. Лучшие гомилеты всячески советуют проповедникам прилежно изучать эти дивные образцы святоотеческой проповеди, проникаться их духом, обогащаться их богатым духовным опытом и вдохновляться их ревностью о спасении душ человеческих. В особенности же необходимо читать и изучать слова и беседы величайшего из христианских проповедников св. Иоанна Златоуста. Один из выдающихся гомилетов выражает пожелание, чтобы молодые проповедники непрестанно день и ночь читали и перечитывали беседы Златоуста, потому что ни у кого, как у св. Златоуста, нельзя научиться проповеднику говорить так, как нужно: «ясно, просто, популярно, и вместе учено, умно, вполне прилично и важно». И наш Духовный Регламент в своей шестой регуле повелевает: «Должен всяк проповедник имети у себя книги св. Златоуста и прилежно чести оныя: ибо тако приобучится складать чистейшее и яснейшее слово, хотя и не будет Златоустому равное».
Нужна ли проповеднику обширная богословская ученость? В известной степени и для известных лиц она, быть может, и желательна, но, конечно, внешняя отвлеченная ученость отнюдь не составляет необходимого условия для успешного проповедничества.
И апостол Павел говорит о себе, что он проповедовал «не в премудрости слова» (1 Кор. 1:17) и «не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» (1 Кор. 2:4). |
Категорія: Риторика | Додав: koljan
|
Переглядів: 482 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|