ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Матеріали для курсової

Головна » Матеріал » Риторика » Риторика

Практические приемы убеждения
01.03.2014, 14:05
Риторика стремится ответить на вопрос: как создать высказывание в определенным образом заданных условиях? Риторика включает два основных раздела – общую риторику и частную риторику. Общая риторика изучает принципы и приемы создания замысла и его воплощения в завершенном высказывании. Частная риторика изучает особенности построения словесных произведений в различных родах и видах словесности. Строение общей риторики отражает ход создания ритором высказывания от замысла к завершенному тексту. Общая риторика содержит (1) учение о риторе; (2) учение об аргументации, то есть об отношении аргументов к аудитории, к которой они обращены и которая принимает решение об их приемлемости; (3) учение о риторическом построении, то есть о создании произведения слова. В учебном изложении риторическое построение обыкновенно поглощает учение о риторе и теорию аргументации. Это делается, чтобы не осложнять и без того трудоемкий процесс обучения. Риторическое построение представляет собой учение о так называемом «внутреннем слове», или «внутреннем высказывании». Высказывание рассматривается на уровне общего замысла (семантики), на уровне словесной конструкции (синтактики) и на уровне словесного воплощения (прагматики - отношения слова как выразительного средства к получателю речи), что и проявляется в классическом разделении общей риторики на изобретение (инвенцию), расположение (диспозицию) и выражение (элокуцию). Частная риторика содержит учение о конкретных родах и видах словесности. Специально в частной риторике изучаются те виды слова, которыми должен активно владеть всякий образованный человек: (1) письма по предметам общежития и литературные; (2) документы и деловая корреспонденция; (3) диалоги, в основном литературные, но дающие представление о правилах построения и ведения дискуссии; (4) повествовательная (историческая) проза; (5) устное слово в виде политической, судебной, академической ораторики, проповеднической (духовной), педагогической и пропагандистской речи; (6) научно-философская проза. Главная цель изучения риторики практическая - владение искусством целесообразного слова. Искусство слова - самое нужное, но и самое сложное из всех искусств, поэтому освоение его требует серьезного труда и основательной подготовки. Не существует легких путей к трудным целям. Ядром предмета современной общей риторики является превращение мысли в речь и речи в мысль. Любая передача идей при помощи слов как законченный факт есть речевое событие. Это может быть монолог, диалог, диспут, отдельная фраза или даже междометие. Единичный акт речевого события есть речевой акт (действие). Речевое событие состоит из двух основных компонентов: 1) Речевое поведение, в которое входят: собственно слова (содержание речи); звучание слов (форма речи); жесты и мимика; пространственное поведение (взаимное расположение собеседников). 2) Речевая ситуация, которую составляют: – социальный фактор – отношения между участниками речевого события – оратором и речевой средой (аудиторией); – физический фактор – материальная обстановка (дом, сад, улица, самолет и т.п.). Каждый участник речевого события имеет свою речевую роль, т.е. функцию в процессе общения. Эта роль зависит от статуса участников общения, от их личных взаимоотношений, от настроения в данный момент и от поворота событий в процессе общения. Речевая роль есть проекция социальной роли на речевую ситуацию плюс влияние речевой ситуации как таковой. Любое сознательное действие имеет цель. Речь – не исключение. Основные речевые цели: проинформировать; доказать свою правоту (убедить); побудить к действию; обсудить проблему с целью найти истину; выразить свое понимание добра и зла, истины и заблуждения, прекрасного и безобразного, достойного и постыдного (оценка); доставить себе и собеседнику удовольствие самим процессом общения; дать выход собственным эмоциям; создать определенную психологическую атмосферу. Речевые цели словесных действий, взятые без учета содержания последних, называются общими речевыми целями. В речевом акте может быть несколько общих целей, но второстепенные цели необходимо подчинять главной, уметь выстраивать иерархию целей (рис. 1). Рис. 1. Речевое событие Речевая цель есть не только у оратора, но и у слушателя, у него она называется речевым ожиданием; это то, что слушатель желает узнать от оратора, то, зачем он, например, пришел на лекцию, на митинг, включил телевизор и т.п. Совершать любое речевое действие следует только, если у оратора и у слушателя в достаточной мере пересекаются их смысловые поля. Смысловое поле речевого события, называемое также конкретной целью – это его содержание, рассматриваемое с учетом его общей речевой цели: что и зачем я хочу рассказать (как оратор) или услышать (как слушатель). Зона пересечения смысловых полей оратора и слушателя определяет собою смысловое поле речи. По общим целям речи делятся на три основных функциональных вида: а) информирующие – сообщают знания; б) аргументирующие – прививают убеждения; в) эмоциональные – создают настроение. Рис. 2. Смысловое поле речи Если совпадают только общие цели оратора и слушателей, а предлагаемое и ожидаемое содержания принципиально расходятся, то речь успеха иметь не будет. Допустим, слушатель пришел посмеяться, и конферансье тоже хочет его повеселить, но говорит не то, что угодно слушателю, и терпит фиаско. Хотя общая цель одна – смех, но конкретное обеспечение ее (содержание) оказалось негодным. Или наоборот: слушатель остался вполне доволен содержанием речи, но сделал из нее совсем не те выводы, на которые рассчитывал оратор (вы меня убедили в обратном, чего я и хотел). Здесь предложенное и ожидаемое содержания совпали, а общие цели – нет, и последствия речи оказались иными, нежели предполагал оратор. Допустим, оратор стремился возмутить (общая цель) слушателей зверствами террористов, а сторонники радикальных течений могут прийти на его лекцию с целью воодушевиться. Вас могут слушать, внимательно впитывая содержание вашей речи, с самыми разными целями, например, чтобы похвалить вас или чтобы раскритиковать. Все это следует учитывать, прогнозируя ту или иную степень совпадения смысловых полей в грядущей речевой ситуации, в частности, изучая будущую аудиторию отслеживая ее реакцию в ходе выступления и пытаясь повлиять на объем и характер ее речевых ожиданий теми или иными ораторскими приемами (например, фокусируя внимание на выгодной для вас теме и уводя в строну от невыгодной). Смысловое поле речи необходимо разделить на активный тематический фонд – набор тем, с которыми оратор обращается к аудитории, и пассивный тематический фонд – то, что оратор не излагает слушателям, но готов обсудить, если они того пожелают. Все риторические параметры речи должны соответствовать ее цели, обеспечивая необходимую оратору реакцию адресата. Решению этой задачи служат четыре закона общей риторики: 1) Закон гармонического диалога оратора и слушателей. Для надлежащего совпадения речевых целей оратора и слушателей необходимы: достаточная исходная осведомленность слушателей в данной теме; заинтересованность слушателей; общая ценностная ориентация оратора и слушателей; доходчивость, конкретность и наглядность изложения. Сверх того, необходимо, чтобы любая речь, даже если это пространный монолог, была диалогизирована (не по форме, а по сути). Диалог (здесь – не как обмен высказываниями, а как обмен чувствами, духовный резонанс) – это исходные условия достижения должной степени гармонии (согласия) между оратором и аудиторией. Есть несколько испытанных приемов диалогизации речевых действий оратора: A) Внимание к адресату. Слушателя надо изучать, знать его интересы, проблемы, пристрастия, больные места, психологический склад, – все, что может повлиять на результат вашей речи. Б) Близость темы к слушателю. Близкой адресату должна быть не только тема в целом, но и подход к ней, угол зрения, а также ее частные аспекты; важнее же всего – общность оценочной позиции (если только вы не ставите своей целью переубеждение слушателей), бесспорность примеров и авторитетов. Иначе вы рискуете быть отторгнутым духовной средой аудитории. Надо знать параметры, по которым тема может оказаться близкой данному адресату. Аристотель замечал, что слушатели внимательно относятся ко всему великому и к тому, что лично их касается, ко всему удивительному и приятному, поэтому следует внушать слушателям, что речь идет о подобных предметах. Стоит добавить, что если умело подать интересный материал, то вместе с ним слушатель охотно воспримет и некоторую порцию неинтересного, даже если он не связан непосредственно с интересным: сказывается эмоциональная инерция. Как шутят повара, с хорошим соусом можно съесть и ботинок. Аналогичной приправой для скучного, трудно усваиваемого материала служат всевозможные шутки, анекдоты, пословицы и поговорки, вроде вышеприведенной о ботинке. B) Конкретность и наглядность. Образ, пример, иллюстрация, колоритные сравнения, модели и аналогии – без них не обойдется даже самая строгая научная лекция. Более того, чем абстрактнее материал по своей природе, тем в большей конкретизации он нуждается, чтобы быть усвоенным. Образность речи превращает ее во внутренний фильм и слуховое восприятие по своей эффективности приближается к зрительному. При помощи делаемых ораторами обобщений слушатели достаточно легко переходят с конкретного уровня восприятия на абстрактный. 2) Закон ориентации адресата в структуре речи. Важно не только дать слушателям тему речи и ее план (последнее соблюдается далеко не во всех речевых жанрах), но и периодически давать им понять, в каком месте речевого маршрута находятся в данный момент оратор и слушатели. Важно выделить структурные части выступления особыми фразами, интонацией и жестами, дабы адресат мог точно рассчитать расход своих сил на оставшуюся часть речи. Лучше кончить чуть раньше, чем этого ожидает слушатель. Краткость – одно из несомненных достоинств оратора. 3) Закон эмоциональности речи. Эмоциональная окраска во многих (хотя и не во всех) видах устных выступлений весьма желательна, а в некоторых – просто необходима. Эмоции часто являются кратчайшим путем к сердцу слушателей. 4) Закон положительной психологической настройки слушателей. Приятному оратору верят больше, чем неприятному; то же относится и к его речи. Это кажется аксиомой, но здесь есть одна существенная оговорка: нельзя понравиться абсолютно всем, особенно в ценностно поляризованной аудитории (группа спорщиков, парламент, митинг, судебная коллегия и т.п.) – угодить одним сплошь и рядом значит настроить против себя других. Это уже вопрос принципиальности оратора, его нравственной и гражданской позиции. Из четырех основных законов общей риторики первый – закон гармонического диалога оратора и слушателей, является главным, а три остальных раскрывают его и служат средствами его реализации. Нередко адресат устного выступления бывает представлен на нескольких уровнях. Например, на публичном диспуте на микроуровне – это оппонент или единомышленник, на мезоуровне – это вся группа дискутирующих, включая противников и союзников (вторичная аудитория), на макроуровне – это друзья и знакомые спорящих (третичная аудитория), получающие сведения из зала либо от ораторов по завершении действа, либо от слушателей (пересказ); если же выступление транслируется по радио или по телевидению, то возникает аудитория уже четвертого порядка, предъявляющая к оратору весьма специфические требования. Отсюда следует, что речевая цель оратора должна включать в себя речевые ожидания как непосредственных слушателей, так и аудитории более высоких порядков с учетом их предполагаемой реакции (рис. 2). Любому оратору приходится сталкиваться с утомлением аудитории и, как следствие, со снижением внимания. Большинство выступлений, например, на деловых совещаниях кратки: в прениях председатель дает всего по 4-5 минут, однако здесь начинает сказываться совокупный эффект утомления (от речей предыдущих ораторов), и если вы выступаете ближе к концу прений, то ваши семена будут падать на весьма истощенную почву. Зато вы сможете обобщить в своем слове все сказанное до вас единомышленниками и оппонентами, а если вы еще несколько усилите голос и добавите уместную толику пафоса, изложив вместо деталей темы назревшие конкретные предложения (у ораторов это называется проехаться на чужой спине), то можете вполне рассчитывать на успех, особенно если вместо 4-5 минут уложитесь в 3. Умение произносить речи – трехминутки особенно помогает на митингах, где краткость в особой цене. Заметим, что максимум внимания при настройке аудитории на короткую речь приходится как раз на третью минуту; именно здесь следует подать основной тезис выступления в виде 10-15-секундной фразы и на этом кончить. Если же вам выпало прочитать речь минут на 30 (например, отчетный доклад или пространное сообщение), то здесь придется оперативно отслеживать реакцию аудитории на ваше выступление и управлять вниманием зала при помощи следующих испытанных ораторских приемов: 1) Сочетание известного адресату с неизвестным, трудного – с легким, спорного – с несомненным, абстрактного – с конкретным, серьезного – со смешным, пафоса – со спокойным изложением, цитат и цифр – с комментариями к ним, критики – с похвалой (если объект того и другого заслуживает), скорби – с надеждой, формул – с пословицами и поговорками, прозы – со стихами и т.п., т.е. периодическая смена содержания и характера изложения информации – контрастная подача материала. 2) Изменение темпа речи, силы и тембра голоса в соответствии с содержанием произносимого. Формулы, термины, определения надо выговаривать неторопливо, внушительно, пословицы и поговорки – весело, шутливо, подчас даже задорно. Многие ораторы выделяют особой интонацией цифры, примеры и цитаты. 3) Обратная связь с аудиторией: если она начинает отвлекаться, засыпать или заниматься посторонними делами, надо срочно применить один из упомянутых приемов содержательного, стилевого или вокального перебоя. Иногда бывает полезно выдержать привлекающую внимание паузу или демонстративно откашляться. 4) В пространных речах имеет смысл выделить 5-7 минутные отрезки – смысловые кванты для каждого частного сюжета или тезиса с его доказательствами, ибо внимание среднего слушателя способно непрерывно удерживаться на одной теме как раз такое время.
Категорія: Риторика | Додав: koljan
Переглядів: 2079 | Завантажень: 0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП