Статистика
Онлайн всього: 4 Гостей: 4 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
С услаждением
| 01.03.2014, 14:02 |
Когда Господь учил в Храме, объясняя, как следует понимать пророчества, в частности, о том, как сам Давид называл Христа Господом, то «множество народа слушало Его с услаждением» (Лк. 12, 37).
Почему Его слово о ветхозаветных пророчествах имело свойство услаждать? Потому что Спаситель так знал закон, давал такое разумение закона, о котором Его слушатели и не слыхивали. Разумение закона всецело было приноровнено к сердцам слушателей и касалось каждого из них.
Высокие истины Писания, оказывается, соотносятся с внутренней жизнью каждого из нас.
Народ с услаждением слушал Христа, что ветхое и новое Господь износил из глубины своего сердца. Господь есть Сам Евангелие, слово Творца Всеблагого, Всемогущего и Всемудрого.
Для нас: Слово должно основываться на Священном Писании или истинах Откровения, но это не половина знания, не отвлеченное, рассудочное запоминание, а нечто переплавленное в сосуде сердца!
Священное Писание подобно манне, а манна, как сказано в книге Премудрости Соломоновой, «в удовлетворение желания вкушающего изменялась по вкусу каждого» (Прем. 16, 21), т.е. приобретала вкус той жизни, какая желалась вкушающему в тот час. И народ потому слушал с услаждением, что растолковывал Господь то, что именно тем слушателям было непонятно – разрешало слово Господа все вопросы. Следовательно, его слово могло и научить (docere), и реально приблизить к спасению души.
Следовательно, задача услаждения (delectare) соединяется с задачей научения (docere) Царствию Небесному, имеющей целью своей спасение души.
А когда слушал Господа народ с услаждением о пророчествах, то далее Он говорил им в учении Своем: «остерегайтесь книжников, любящих … принимать приветствия в народных собраниях, сидеть впереди в синагогах и возлетать на первом месте на пиршествах» (Мк. 12, 37-38-9). Слово услаждало т.к. в нем была правда об учителях-ханжах. Такое мог сказать тот, кто Сам выше их в нравственном отношении, и следовательно, имел власть судить о них. Следовательно, слово истинно услаждающее – слово правды – имеет власть над сердцами слушающих и, следовательно, утверждает, возбуждает в них веру, подвигает к изменению, ведет за собой. Следовательно, задача услаждения (delectare) соединяется с задачей побуждения к подвигу (movere) словом, сказанным со сластью.
Наконец: свидетельство о том, что народ с услаждением принимал слова Господа, говорит и о внешнем достоинстве Христова слова (техника речи).
У Сергея Сергеевича Аверинцева (филолог) есть попытка восстановить проповеди Господа в их исконном арамейском звучании. И оказывается, что слова Христа насыщены такими музыкальными по форме сопоставлениями, что получается игра слов, где смена гласных (гласных в аремейском много) и согласных представляет собою удивительно тонкие по смыслу различия. Внешне сходные по звучанию слова дают противоположный смысл, и речь Спасителя – нечто неподражаемое на родном для слушателя языке. |
Категорія: Риторика | Додав: koljan
|
Переглядів: 599 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|