Статистика
Онлайн всього: 2 Гостей: 2 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
РУССКАЯ ТРАГЕДИЯ
| 23.04.2014, 20:10 |
Для меня, вахтанговца по происхождению, развитие телекино в сторону драмы, комедии, даже трагедии казалось естественным.
Первые опыты с документальной комедией я уже описывал, делая «Ярмарку». Первый опыт документальной драмы был в фильме «Ваше мнение по делу? Но это было еще в эпоху черно-белого телевидения.
В условиях нового профессионального телевидения я долго искал подходящий сюжет и, наконец, случай представился. Я стал делать «Русскую трагедию».
Работая над большим, трёхсерийным фильмом, я пытался сформулировать эстетические принципы для этой необычной работы в документального кино. Несколько режиссеров и несколько операторов мне помогали. В общем, затевалось большое дело, а учитывая тему, которую впервые открывали для зрителя, мы вполне понимали ответственность и сложность задачи.
Это был первый большой фильм, который я делал «на вольных хлебах», то есть без начальства. Продюсер Саша Голубев был моим директором в «Экране», а теперь другом и помощником. И его тоже чрезвычайно увлекла идея будущей картины.
Время было смутное. Президент и парламент в смертельной схватке уже сцепились друг с другом, а народ бедствовал без работы и часто без куска хлеба. Страшно было смотреть на эти километровые барахолки у метро. Веселились только жулики и сумасшедшие диссиденты, которым всегда «чем хуже, тем лучше».
Ельцинская эпоха у многих отняла сам смысл жизни. И люди готовы были грызть друг друга, чтобы не умереть с голоду, а телевидение цвело и пахло. Наши западные «друзья» потирали ручки.
Вот на этом фоне и надо было рассказать о подлинном герое, который отдал свою жизнь за то, чтобы случилась эта мещанская революция. Причём, сама «революция» так и не вспомнила о своём предвестнике.
Тогда и родилась одна из главных моих картин - «РУССКАЯ ТРАГЕДИЯ».
Она была сложна по замыслу, по содержанию и по форме. Требовала предельного мастерства от каждого. Слава Богу, удалось собрать дружную команду. И еще нам часто сопутствовала удача, видно мы боролись за правое дело.
Наша история была особенной.
В самый разгар брежневской эпохи один из кораблей Балтийского флота поднял восстание. Его возглавил капитан Саблин. И когда? В день празднования очередной годовщины Октябрьской революции. Но подробности мятежа никто не знал. Всё скрывалось тогда под грифом «Совершенно секретно», хотя продолжает скрываться и теперь, спустя уже двадцать лет и совсем другие времена.
Правда писатель Черкашин написал небольшую книжечку об этой истории, пару раз вякнули, какие-то журналисты, но им тут же заткнули рот соответствующие ведомства. Историю надо было восстанавливать заново. Началось журналистское расследование. Прежде всего, надо было найти участников этого события. Мы встретились и сняли на пленку их показания.
Сам Саблин был, конечно, расстрелян, а матросы демобилизованы и рассеяны по всей стране. Каждый дал подписку о неразглашении «государственной» тайны.
Службы отказывались с нами сотрудничать.
Ассистенту каким-то чудом удалось достать приговор по делу и несколько не самых существенных документов. Одна из наших групп полетела во Владивосток и сняла сам корабль «Сторожевой». Он ржавел в доке на дальнем причале, ожидая своей печальной участи «утилизации», как отслуживший свой срок металлолом. Но удалось найти в трюме «рынду», которая объявила начало восстания. Треснувший морской колокол теперь украшает мою мастерскую.
Постепенно мы обрастали материалом.
Случайно обнаружилась в телевизионном архиве запись парада на Красной площади, снятого в день восстания. Какие-то пленки морских учений. Просмотрели американский фильм «Охота за Красным Октябрём», снятый по мотивам событий, но документально не имеющий ничего общего с реальностью.
Теперь надо было искать форму.
Мы решили провести открытый суд, с участием всех свидетелей и документов. В тот момент на телевидении ещё не была опробована такая форма. Придумали, как соединить преимущество телевидения /прямая трансляция, эффект присутствия/ с возможностями кино /свободное обращение с пространством и временем для создания художественного образа/.
Для того, чтобы создать полную иллюзию процесса, изучили дореволюционный российский кодекс и постарались вести суд в полном соответствии с его правилами.
В качестве Председателя - ведущего процесс, - мы пригласили знаменитого юриста Сергея Алексеева, который ещё недавно исполнял обязанности Председателя Конституционного суда СССР. Попросили приехать на суд из Петербурга известного адвоката Юрия Шмидта, собрали представителей всех демократических организаций Москвы и за день до суда провели жеребьёвку присяжных заседателей, когда о суде присяжных ещё только мечтали.
Действительный прокурор по делу Саблина и его адвокат отказались принять участие в нашем слушании. Обвинение поддерживал старший советник юстиции Макс Хазин. В зале присутствовала публика, среди которой были знаменитые писатели, правозащитники, священнослужители, военные и родственники капитана Саблина.
Процесс продолжался два дня, и его непрерывно записывали пять камер. Кстати, зал помещался в нынешнем здании Совета Федерации и предоставил нам его сам Министр по делам печати Михаил Полторанин. В зале стояли мониторы, которые транслировали киносюжеты, необходимые по ходу дела. Это не был художественный театр, это был настоящий документальный спектакль. |
Категорія: Спектакль документів | Додав: koljan
|
Переглядів: 557 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|